Проблема воды сегодня актуальна по всему Казахстану. Для обеспечения доступа к воде в сельской местности государством в последние 7 лет потрачен почти триллион тенге.
А доступ к воде, тем не менее, по-прежнему затруднен. Как и 20 лет назад – обезвоженные села мучаются от засухи. Или очень дорого платят за доступ к воде.
Село Прогресс Глубоковского района.
Как же так получилось, что людям в селе приходится оплачивать за воду повышенный двойной тариф?
Давайте разбираться по порядку.
I
Село Прогресс расположено в 5 км от поселка Глубокое. В селе находятся три насосных станции, ранее в советское время они числились на балансе у Защитинского отделения железной дороги. Организация содержала рабочую единицу, производила ей оплату за содержание и бесперебойное обеспечение водой. Что-то пошло не так и единицу по словам жителей попросту сократили. Водонасосные стали бесхозными. В связи с форс-мажорной ситуацией сельчанами  был выбран человек, который нес ответственность за включение и отключение трех насосов. Ремонт насосов, ликвидация порывов производились из собранных средств водопользователей из этих денег так же производили оплату ответственному . Все бы хорошо? да долго видимо задерживаться хорошо не может. И так как вся водозаборная система устанавливалась еще в советское времена  насосные стали выходить из строя, то насос сломается, то трубы проржавеют за счет чего идет утечка воды в землю не доходя до сельчан проживающих по улицам Кирова и Юбилейная. Как говорится в пословице пришла беда отворяй ворота, так и в селе Прогресс в мае текущего года сгорел общий насос.
И вот только тогда сельчан то и поставили перед фактом, когда уже передали, а после и приехали в Прогресс для того чтобы подписать договора. В общем,  развели активную деятельность.
Вроде бы все ничего и договора есть и хозяин как говориться нашелся бесхозных водонасосов, а жители возмущены. Со слов сельчанки:
« Проблема в том, что на сегодняшний день такие расценки, знаете, ни в какие ворота не входят. Первоначально они ставили за использование с полива одной сотки 300 тенге по расценкам. В этом месяце уже пошло 1430 тенге. И 870 тенге там копейками, должны платить ежемесячно. В среднем получается, если вот 3 сотки земли это и если проживает 2 человека, в сельской местности, получается, ежемесячно платить по 6 тысяч. У нас такого никогда не было.»
Т.е если семья из 2ух человек  то в месяц это получается 870х2=1740 плюс 3 куба воды по 1430 тенге за куб это получается 4290 тенге из этого следует что, семья из 2ух человек должна оплачивать в месяц 6030 тенге. А если в семье не 2, а 6 или 8 человек?
Не слишком ли много выходит?
“Почему я вообще не понимаю, почему водоканал у нас эта организация она применила тарифную систему не для сельской местности, а как для поселка и сам договор который они нам прислали, убрали только верхнюю шапку, поставили имя и весь текст который остался он предназначен для централизованного водоснабжения. Они сейчас попросили на сегодняшний день, установить счетчики. Но проблема в том, что у нас счетчики ставить здесь не выгодно нам. Нет такой необходимости большой. Почему, потому что мы в свое время может быть работали, но так как сказать по старинке, да. Оплату производили по затрате количества электроэнергии ни больше не меньше.”
Летом жители платили в пределах 15000 тенге, зимой в морозные годы и когда ставился там в насосной электрообогреватель, платили 25000 тенге. Это по двум улицам «Прогресс и Молодежная». В Прогрессе 3 насоса  нет централизованного обеспечения – вот как в водоканале обеспечивают поселки. У жителей стоят индивидуальные насосы  которые сперва относились к Защите, потом Защита отказалась, насосы передали округу,  в конечном итоге передали Теплосети .
В селе Прогресс со слов жительницы проживает порядка 100 человек, молодежь в основном разъехалась кто в города, кто в районные центры. Работы на селе нет пенсии маленькие.
« У нас здесь проживает порядка ста человек на двух улицах. Одна насосная станция обеспечивает.»
«- Водоканал на сегодняшний день наверно решили за счет сельских жителей пополнить свою казну, я так думаю. Почему, потому что они полностью включили наверно всю систему обслуживания все на свете и мы ежемесячно должны платить по 870 тенге с человека  и четыре месяца мы по тысяче четыреста тридцать мы должны платить за каждую сотку которую мы поливаем. Но вся проблема то у нас в чем, в сельской местности все зависит  от погодных условий. Идут дожди мы воду не используем в таком количестве сколько нам нужно, да. Мы ее и не употребляем. И вот я не знаю с какого расчета они постоянно будут с нас брать эти деньги по 870 тенге. Ну это людей возмущает конечно, в семьях больших конечно где 5-7 человек вы можете представить какая сумма выходит, для того чтобы прожить этой семье. В сельской местности люди не зарабатывают много, это благо вот знаете у некоторых пенсия еще, а у остальных то она очень маленькая мизерная совсем.
И вот они сейчас вот это водоканал, и меня еще волнует вопрос, я пыталась разговаривать с акимом сельского округа по поводу того чтобы ну вот как то бы упорядочить и правильно привести вот эту систему этой работы. Но мы не можем добиться, ни постановления нам не показала, они вот приезжали к нам с этого водоканала. Эти расценки собирали, но собирали людей то совсем немного т.е болшее количество нет там от силы человек 10-15 собирались вот они вели эту беседу с малым количеством. Потом  она создала этот чат который там должно быть и там тоже нет такого чтоб вот можно было чтоб проводилась разъяснительная работа. На сегодняшний день с населением для того чтобы обеспечить правильно и чтоб не было вот этого ажиотажа. Конечно люди нервные, кричат возмущаются а деваться куда водой все равно пользоваться надо. Вот эта вот неразбериха на сегодняшний день она привела к тому что, одни платят так, кто договоры не заключил. Я лично договор не заключала постольку поскольку я была не согласна с условиями расценки которые  с тем договором. Был приглашен человек и я ему говорила, вы составьте такой договор чтобы он был понятен, нам не надо разжевывать вот это все относительно то что касается поселка. Там потому что существует горячая вода т.е  если распечатать весь этот договор  он на 5-6 листах наверное будет. Потому что мелким  шрифтом на двух листах с двух сторон напечатанный и во первых совершенно непонятный»
Вот интересно, такие тарифы во всех селах Глубоковского района или такая честь выпала только на село Прогресс?
-«Но они вот теплосети государство выделило 5 миллионов вот недавно они это отремонтировали там это водопровод ремонтировали но я не считаю что на сегодняшний день расценки то наверно у всех одинаковые и что для нас для всех если есть, то значит и для них так же будет.
Потому что бучу подняли Юбилейная улица. Когда приезжали приглашали телевиденье сюда на сегодняшний день они знаете расценили так что в селе Прогресс  жители села не имеют воду  и типа того что акимат должен обеспечить. Факт то что на сегодняшний день проблема то сегодня идет не только об обеспечении воды, сегодня идет разговор а расценках откуда они взялись и кто их утвердлил. Если это утверждено первоначально было 300 тенге за 1 куб воды, то почему сейчас она стала 1430 тенге»
Интересная получается ситуация при подписании договора жителям озвучивают одну стоимость а квитанции получается приходят уже в три а то и в 3,5 раз дороже.  Тут надо бы уже начать разбираться более компетентным органам
«Нас передали вот буквально недавно где то наверное где то с мая месяца началась вот эта канитель. Может чуть раньше, за лето изменилась такая цена
 В соседних деревнях. 4 деревни я сегодня разговаривала с Журбиным он взял только 4 деревни на себя т.е  он обеспечивает водой. И я вам скину его расценки как в селе «Прапорщиково» допустим люди производят оплату.
 Жители сельской местности возмущены, говорят, мол, мы живем в одной стране в соседних селах, а разница в оплате у нас отличается в разы.
« Он (как частный предприниматель) обеспечивает , оказывает услуги. Т.е он создал КСК ну типа КСК и обслуживает вот эти населенные пункты. Т.е производит ремонты допустим, это входит в его обязанности, я так поняла. Потом он тоже участвовал здесь приходил. Они хотели сначала отдать Журбе, а потом в конечном итоге почему то аким района с чем то была не согласна, почему он мне сегодня объяснил,  что нужны были средства для того чтобы ремонтировать, что то делать потому как насосы  эти старые все. В общем, они говорит меня промурыжили и долгое время еще с зимы что ли это началась эта канитель, так они в общем и не закончили. И она быстренько передала наша аким района я так поняла, не без участия наверное, акима сельского нашего округа передали теплосети, водоканалу. Теперь водоканал  полностью производит перерасчеты относительно такого вот порядка. Я всегда говорила, что в сельской местности люди живут только за счет земли, потому что мизерные заработная плата, даже в крестьянском хозяйстве.  И какие бы небольшие семьи не были бы это максимум три четыре человека, оно вылезает в копейку. Проблема только в этом, и когда с акимом разговаривала и говорила можно ли нам выйти с этой и создать свою там маленькую артель, она сказала навряд-ли. Я теперь точно убедилась, что они ее я выяснила, что они передали ее теплосети. Но я почему сомневаюсь еще, девочка которая устроилась на работу она уже 2ой месяц не получает заработную плату. Она должна ходить включать это как собачка на привязи три раза в день эту воду на трех водокачках которые у нас существуют. Они ей до сих пор не назначили заработную плату, я думаю мое это сугубо личное мнение что теплосеть еще точно не определилось и они ее в штат то в принципе наверное не ввели постольку поскольку договора подписаны не всеми. Чтобы вот до конца все это сделать это надо все село  чтобы подписали этот договор. Но многие не подписывались.
Да еще вторая причина, они просят установить счетчики у нас на сегодняшний день. Я акиму сельского округа говорила дело в том что у нас вот эта вот сеть под землей которая находится водопроводная сеть она же глубоко где то метра полтора два может быть чуть-чуть больше. Это надо мне пенсионеру или не важно кому залазить в эту яму  смотреть счетчик и оттуда вылезать. Во-первых, это не очень удобно в эту без конца канализацию типа яму лазить. И не каждый ее может с этой точки зрения да я ей предлагала давайте пройдемся по домам сделаем полный расклад разъясним людям как правильно все это чтоб у нас не возникало никаких вопросов и это все. А она мне просто ответила, это в идеале. Я говорю ну так а как должно быть то, если не в идеале. И в общем когда приезжали, здесь они основное внимание уделили именно воде, но не расценкам, хотя мы говорили журналистам  о расценках, что очень завышены эти расценки. Но в городах, поселках я понимаю что там действительно надо наливать ванну на каждого человека в общей сложности приходится по 3 и 2\10 куба воды в месяц. Выпиваем мы ее используем мы ее не важно, но факт то что это надо утонуть человеку в сельской местности в дождливую погоду мы не моем мы не берем, здесь у нас же у всех бани мы не набираем емкости по тысяче и по сто литров , нам достаточно до 50 ти литров и то если это большая семья, чтобы искупаться в бане. Больших расходов воды да у нас нет честно я вам скажу. Посуду помыть ну приготовить это единственное у всех так что в городе что у нас.  И то смотря что мы готовим, и вот они теперь сказали что надо обратиться, ходили в акимат они пинают на теплосеть, с теплосети пинают значит в антимонопольную в город значит сходите туда и в общем знаете, теперь они вот девочки наши ходили туда вот активистки которые это все, они разговаривать даже уже не стали и телефон даже не берут.
Знаете надо просто, если возможность есть – это надо вот поговорить с нашими здесь. У нас здесь допустим, сколько мы расходовали электричество летом. Мы платили за количество электроэнергии, объем воды стоял в бочке там у нас. В водобашне вот в этой, сколько набиралось и все, три раза в день качаем, летом чуть побольше, потому что расход. В дождливую погоду мы вообще только то что на питье уходит и все т.е ну понимаете здесь нету рационального подхода для того чтобы вот несколько облегчить жизнь сельскому жителю. Здесь, наоборот сделали дойную корову с нее. »
Вот именно сейчас, возникает хороший повод задуматься о том, как выстроить работу и осуществить планирование подачи воды в селах, обсуждать проблемы с жителями сел и выходить на их решение. Совместно.
Наталья Борисевич
Проект “Гражданские журналисты” реализуется в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).

 5,819 всего,  5 

от diar

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *