Участники ОО «Добровольное Общество Инвалидов-Чернобыльцев»
Вот как выглядел город до катастрофы.
«Первым в Чернобыль был направлен химический полк из города Степногорска Целиноградской области. В его составе были солдаты, которые проходили воинскую службу и военнообязанные со всех регионов Казахстана. Всего туда были направлены более 300 военных частей. В день аварии туда поехали пожарные, а после по указу правительства поехали проходящие военную службу и военные запаса. С 9 мая из 15 республик были направлены на ликвидацию последствий аварии на ЧАЭС. Помимо военных, в ликвидации также принимали участие гражданские – всего около миллиона человек. Из них более 32 тысяч человек – казахстанцы. В настоящее время участников тех событий в Казахстане осталось всего около 6 тысяч человек. Из нашей области туда стали отправлять с 1987 года. В 1986 году в ликвидации принимали участие лишь те, кто проходил там военную службу, а с 1987 года через военные комиссариаты с районов начали отправляться военнослужащие. Из Семея было направлено около 600 человек. Согласно официальным данным, на 26 апреля текущего года по области было зарегистрировано 254 человек, которые принимали участие в тех событиях. Сейчас осталось уже 133 человека и 90% из них являются инвалидами по причине Чернобыльской АЭС».
-
СОВЕТКАЗЫ КАЙСАНОВ, председатель ОО «Добровольное Общество Инвалидов-Чернобыльцев»«Наша организация была создана с целью, в первую очередь, помочь людям получить необходимую медицинскую помощь, поскольку все получили радиоактивное облучение. В советское время не было врачей специалистов в этой области. Тем не менее, в Алматы в 1990-х годах впервые был создан госпиталь для инвалидов Великой Отечественной войны. Позднее такой же открылся и в Астане. В эти госпитали могли ездить и наши ветераны. В Семее также был реабилитационный центр для ветеранов ВОВ, чернобыльцев и воинов-афганцев, но во время пандемии коронавируса центр, можно сказать, закрылся. Поэтому в первую очередь наша задача – обеспечить социальную и медицинскую помощь участникам ликвидации Чернобыльской АЭС и их семьям. Ежегодно по 3-4 человека, которые принимали участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, уходят из жизни. В конце мая ушел из жизни наш председатель Следников Вениамин Алексеевич, который на протяжении 30 лет руководил этой организацией и принимал активное участие в общественной жизни города и области. Сегодня мы продолжаем его дело, работаем совместно с военными, школами, колледжами и высшими учебными заведениями. Занимаемся военно-патриотическим воспитанием молодежи».
-
СОВЕТКАЗЫ КАЙСАНОВ, председатель ОО «Добровольное Общество Инвалидов-Чернобыльцев»«Изначально нам дали две комнаты, но со временем осталась лишь одна. Потому что детскую библиотеку сюда переселили. И из одной комнаты, по инициативе Вениамина Следникова, мы решили сделать музей. Музей работает уже более 20 лет. Здесь хранятся материалы из архива и фотографии наших ребят тех годов, снимки с конференций и общественной жизни. В середине 90-х проходили большие конференции по Чернобылю. Здесь есть фотографии оттуда. Учащиеся ежегодно посещают наш музей, мы знакомим их с историей. Стараемся работать тесно с отделом образования. Ветераны Чернобыля сами рассказывают свою историю. Это единственный музей по всей республике такого рода. В Урджаре в общем музее есть лишь угол, посвященный Чернобылю, в Усть-Каменогорске тоже в свое время ставили стенд, но музея нигде больше нет. В будущем хотим расширяться. Потому что мы стали областью, стали получать больше поддержки. Мы продолжаем работу, планируем оцифровать имеющиеся фотографии и фотографии из личного архива участников»
-
СОВЕТКАЗЫ КАЙСАНОВ, председатель ОО «Добровольное Общество Инвалидов-Чернобыльцев»«В конце августа мы изменим название организации на «Чернобыль ардагерлері мен мүгедектері» («Ветераны и инвалиды Чернобыля»), так будет правильно по закону».
-
Ермек Бралинов, участник ОО «Добровольное Общество Инвалидов-Чернобыльцев»«Были слушания по строительству АЭС недавно в Семее. Я узнал об этом случайно в Facebook. И никто из нас не был в курсе. Нас не уведомили. Нашего председателя не уведомили. Они прекрасно знали, что у нас есть общество союза Чернобыльцев в Семее. Значит, все эти слушания проводятся просто для галочки. Просто хотят по всему Казахстану проехать, кулуарно собраться, собрать подписи и заявить, что, якобы население Казахстана согласно на строительство АЭС. Но на самом деле это не так. Мы просто через все это прошли и понимаем, что может быть. Поэтому я против. И, я думаю, все чернобыльцы по всему Казахстану против. Особенно в Семее. Собрали на слушаниях акиматовских служащих, людей подневольных, которые не могут ничего сказать. Но это неправильно, нужно пересмотреть вопрос».
-
СОВЕТКАЗЫ КАЙСАНОВ, председатель ОО «Добровольное Общество Инвалидов-Чернобыльцев»«Разве нам нужна АЭС? Мы не такое уж большое государство. Нам хватило и Семипалатинского ядерного полигона. В других странах АЭС строят, потому что у них нет такого количества элементов таблицы Менделеева, как у нас. Поэтому они вынуждены строить. У нас ведь есть нефть, газ, уголь. Поэтому нас это вообще не должно касаться. Ну, даже если и решили строить АЭС – строить ее будут зарубежные представители, россияне. А у нас нет даже специалистов, которые бы разбирались в работе атомной станции, которые могли бы грамотно ее обслуживать. У нас даже нет лабораторий для этого. Поэтому нам это не нужно. В противном случае повторится ситуация с Жанаозеном. Нам хватило и полигона, от которого страдают поколениями. Нам можно развивать ГРЭС, заняться возобновляемыми источниками энергии: ветряки, солнечные панели… Мы должны заниматься экологическими вопросами и ликвидировать последствия полигона, которые еще будут появляться на протяжении многих лет».
-
Жаксыбай Ахметжанов, участник ОО «Добровольное Общество Инвалидов-Чернобыльцев»«Нам хватает полигона. Его последствия все еще выявляются и будут выявляться на протяжении многих лет. У нас есть все элементы таблицы Менделеева, нам не нужна АЭС. Я сам против строительства. Что будет с людьми? Наша земля и так уже настрадалась от полигона», – добавляет Жаксыбай Ахметжанов.
«Я в 2020-2022 году отработал в Германии, где везде по всей Европе стоят ветряки, я сам лично в Венгрии ставил солнечные панели в горах. На огромных площадях. Вот чем нужно заниматься, а не АЭС. Иначе будет тотальная зависимость от России. Да хоть от любой страны – будут их специалисты. И если произойдет авария, у нас территория небольшая, население очень маленькое и у нас все заразится. Нам хватает того, что есть Байконур и Семипалатинский полигон, от которого поколениями продолжают болеть люди. Я считаю, что нужно серьезнее подойти к этому вопросу. Народ Казахстана, я думаю, что против. А то, что не хватает энергетики – есть много альтернативных источников энергии, которые можно делать и нужно. Под Алматой в сторону Джамбула едешь, в сторону Тараза стоят очень много ветряков, они очень эффективны. Я понимаю, что это дорого, зато безопасно. Нужно вкладывать в зеленую энергетику. Назарбаев много лет назад говорил о зеленой энергетике, но где результаты? Нужно больше ветряков. У нас не используют ветровую энергию, которой очень много. Использовать также можно солнечную энергию, это все куда безопаснее, чем АЭС».
По словам Саткалиева, «у нас идеальная репутация с точки зрения МАГАТЭ».
«У нас идеальная репутация с точки зрения МАГАТЭ и восприятия нашей страны как цивилизованного пользователя данным видом энергии, обладающего уникальными компетенциями, эксплуатирующими порядка 50 лет несколько исследовательских реакторов, добровольно отказавшихся от ядерного арсенала, проведения всех мер по безопасности и именно мирного использования атомной энергии. Поэтому мы положительно настроены, позитивно. Но в любом случае мы будем исходить из итогов национального референдума для принятия окончательного решения», – сказал Амасадам Саткалиев, отвечая на вопросы журналистов в кулуарах Мажилиса.
В этот четверг, 8 августа, в Семее уже прошли первые общественные слушания по строительству АЭС. Подробнее том, как это было – здесь.
SemeyAinasy
156 всего, 3