Семей.05.07.”Semeyainasy” – 30 лет назад, 29 августа 1991 года Указом первого президента страны Н.А. Назарбаева, Семипалатинский испытательный ядерный полигон был закрыт. Однако работы по изучению территории, исследованию местности, выявлению численности пострадавших, продолжаются по сей день. До сих пор проводится работа по оценке состояния здоровья людей и радиологической ситуации в регионе.
Директор НИИ радиационной медицины и экологии НАО «МУС» Талгат Жумаситович Мулдагалиев рассказал о работе исследовательского центра.
– НИИ много лет работал над созданием регистра пострадавших вследствие ядерных испытаний. На сегодня работа завершена или продолжается? На какой стадии весь этот процесс и что дальше?
– Регистр в нашем НИИ создан, разработан, но он больше необходим в научных целях. Несколько лет наше государство пытается решить вопрос социальной защиты граждан. Но, чтобы поставить точку в этом вопросе, необходимо провести исследования, т.е. чтобы внести изменения в закон, нужно провести детальный анализ, потому что вопрос затрагивает многие стороны жизни.
Для начала нужно дать медицинскую оценку. Дело в том, что наша радиологическая ситуация иная и отличается, к примеру, от чернобыльской или ситуации в Хиросиме. У нас люди десятилетиями подвергались излучению в различных дозах, то есть после каждого взрыва население подвергалось определенной радиационной нагрузке. Люди ведь жили в непосредственной близости, никто не переселял их, дезактивацию не проводил. Подобные факторы затрудняют вопрос определения причинной связи. Тяжело было определить последствия с медицинской точки зрения.
Безусловно, из медицинских последствий складываются и социальные факторы: лечение, обеспечение, пособия и т.д. Поэтому сначала мы проводили аналитическую работу по изучению медицинских последствий, которая длилась 3 года. В прошлом году мы завершили эту программу. Все предложения по внесению изменений в закон о социальной защите мы подготовили, передали в Министерство труда и соцзащиты. Программа называлась «Оценка эффективности защитных реабилитационных мероприятий для населения, подвергшегося действию ионизирующего излучения в результате деятельности СИЯП и выработка предложений по их совершенству». По результатам исследований Министерство подготовило служебное письмо и направило в канцелярию премьер-министра. Правительство подготовило ряд предложений. Работа будет проходить поэтапно.
Отмечу, что в ходе подготовки программы возник вопрос – до сих пор нет точной информации по пострадавшим. Сложность создания регистра была в том, что за десятилетия никто не прослеживал демографические изменения и передвижения людей. Закон в этом плане на сегодняшний день, он предусматривает принцип территориальности: зона максимального радиационного риска, зона повышенного радиационного риска и т.д. Мы же пришли к другому выводу и расчетам. Нужно рассчитывать индивидуальную дозу, полученную на момент проживания. Есть методика расчета, по которой мы просчитываем дозу, которую человек получил. На сегодня приблизительный расчет с учетом демографических изменений в трех поколениях вплоть до четвертого поколения составляет 1 миллион 438 тысяч человек. Эти люди имеют статус пострадавших.
Видите ли, регистр работал как локальная программа и требовался больше в научных целях. Теперь же ясно, что он должен функционировать как государственная программа. Регистр в принципе так называется Государственно- научный автоматизированный медицинский регистр лиц, пострадавших в результате испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне. Отмечу, что работа над регистром, которую мы начали в 2007 году, еще не завершена.
– Расскажите, пожалуйста, несколько слов об истории создания НИИ и чем занят институт сегодня?
– В 1957 году был открыт диспансер № 4, это было закрытое учреждение. Когда стало понятно, что действие полигона распространяется далеко за границы самого полигона и радиационные осадки выпадали в нескольких десятках километрах от зоны взрывов, было решено проводить оценку состояния здоровья людей и оценку радиоэкологической ситуации. Тогда и был открыт диспансер. После реорганизации в 1993 году был создан НИИ, тогда он назывался Казахский научно- исследовательский институт радиационной медицины и экологии.
На сегодняшний день основная задача института – изучение последствий. Кроме того, мы продолжаем работать с зарубежными коллегами – Хиросимским университетом радиационной медицины и биологии, радиологическим научным центром им. А.Цыба в России, Международное агентство по изучению рака в Лионе, с Федеральным агентством по радиационной защите в Германии и т.д.
Также у нас можно получить консультативные услуги и стационарную помощь.
– В своей деятельности сотрудничаете ли с Национальным ядерным центром РК?
– По роду своей деятельности есть вопросы, которые мы решаем вместе. Но Национальный ядерный центр занимается стратегическими вопросами, к примеру, вопросами развития атомной энергетики страны, радиационной безопасности и экологии и т.д.
Беседовала А.Абылкасимова
1,061 всего, 9