Семей.28.03.”Semey Ainasy” – В феврале активист из Чарска Ерхан Агзам обнаружил, что часть территории города, по его словам, была передана властями в другой округ чуть ли не три года назад. Причем, как отмечает активист, самих жителей Чарска об этом даже не оповестили.
Почему это важно?
«Территорию Чарска с цементным заводом передали в другой округ. Выяснилось это тогда, когда хотели составить меморандум между городом Шар и Sharcem, но оказалось завод находится не на территории Шарского городского округа. Когда начал узнавать, оказалось, что нашу территорию передали примерно 2-3 года назад Карсускому сельскому округу. Хотя до этого эти земли были нашими. То есть, целый завод, в котором работали до этого 600 человек, отдали другому сельскому округу!», – рассказал Ерхан Агзам.
Передача завода другому округу для жителей Чарска – тема щепетильная, ведь по объёму выпуска продукции и технологии, предприятие «Sharcem» сопоставимо с заводом «SemeyCement» и, соответственно, имеет большую социальную значимость.
«Если «SemeyCement» выпускает 1,2 миллион тонн продукции в год, то «Sharcem» – 1 миллион тонн в год. То есть, для Чарска наличие этого завода играет большую роль не только из-за налогов. Это и социальная ответственность предприятия, и меморандум с городом, и рабочие места…», – говорил тогда активист.
Помимо цементного завода, на территории, переданной другому округу, находилось еще одно предприятие – ТОО «ArgoResources», которое осуществляет геологоразведочные работы, добычу и переработку полезных ископаемых, драгоценных металлов, реализацию продуктов переработки полезных ископаемых, изделий из золота, серебра, платины и драгоценных камней, а также выполняет строительные, монтажные и пусконаладочные работы. Теперь, по данным Агзама, предприятие теперь находится в упраздненном поселке Эспе.
Активист отмечает, что имеет все доказательства того, что территория ранее действительно принадлежала Шарскому округу.
Акимат считает, что активист ошибается
С целью урегулировать вопрос совместно с представителями руководства Жарминского района местный актив организовал сход населения, пригласив акима района и других представителей районного акимата. В своем письме Ерхан Агзам выступил к властям с просьбой предоставить на собрании все земельные документы, включая карты и постановления, датируемые с 1997 по 2024 годы.
«К нам поступало несколько писем, мы отвечали так: «Границы города Чарск не изменялись с 1983 года. Территория, где сейчас находится «Sharcem» в свое время относилась к Дельбегетейскому округу», – пояснили чиновники на сходе населения, продемонстрировав действующую карту Чарска.
«Если вы не верите нашим словам, тогда можете обратиться в суд. Для меня, как для акима района, все наши 19 округов равны. … Мне, аппарату акима Жарминского района, маслихату, все наши округи, в числе которых и Чарский, одинаковы. … Мы говорим так, как было исторически. В случае чего, я и все, кто был причастен к изготовлению карты, завтра ответят перед лицом закона. Здесь не должно быть вопроса кому должен принадлежать завод. У нас и без этого достаточно вопросов. Мы можем бесконечно здесь сидеть, но если вы не верите нашим доказательствам, в таком случае вы знаете о существовании нашего суда, можете обратиться туда. Если суд докажет – тогда решится так, как решит суд», – говорит аким Жарминского района Жаркынбек Байсабыров.
На встрече также выступили акимы близлежащих двух округов, которые поддержали ранее озвученную позицию представителей районного акимата.
Чарск «ущемляют»?
Ответов от чиновников в этот день прозвучало довольно много, вот только ими остались довольны не все горожане. В частности, присутствующие обратили внимание на несправедливое, по их мнению, высказывание районного акима о равном распределении средств между Калбатау и Чарском.
Дело в том, что глава района на встрече опроверг утверждения местных активистов о том, что Чарск зачастую «ущемляется» в плане бюджета. Как отметил Байсабыров, бюджетные средства между Калбатау и Чарском распределяется справедливо.
«Вы говорите, что всё идет в Калбатау, но это не так. Я не понимаю, что мы делим? Что у нас есть такого, что можно делить? Скажите мне! Финансовые средства, которые поступают с «Sharcem», это – районный бюджет. Бюджет, который поступает в район, делится на все 19 округов. … Мы не ущемляем никого. Мы – одна область. Поэтому мы не должны делиться», – пояснил Байсабыров.
В доказательство своих слов представители акимата, несмотря на возражения собравшихся, зачитали собравшимся информацию по «Дорожной карте». Активисты же заявляли, что с информацией уже ознакомлены и призывали руководство района дать слово самим жителям города.
«Это сход населения, мы собрались, чтобы обсудить вопрос, а сейчас эта встреча превращается в какую-то отчетную встречу акимата, дайте нам слово», – обратился к представителям власти актвист Ерхан Агзам.
В ответ районный аким призвал не «заниматься подменой понятий», заявив, что высказаться дадут всем.
Крик души жителей Чарска
Когда же очередь, наконец, дошла до населения, местные жители, не сдерживая эмоций, выступили за возвращение завода Чарску и подняли еще ряд проблемных вопросов.
«Завод находится на территории Чарска. Весь Чарск задыхается цементом, весь скот задыхается, наши жители губят свое здоровье! И при этом говорится, что этот завод даже не принадлежит Чарску, и налоги уходят мимо нас! В таком случае пусть возвращают завод на территорию Чарска! … Вы говорите о «Дорожной карте», согласно которой в бюджет поступят 18 млрд тенге на 15 лет. А, вот, на 2022 год в Жарму поступило 7 млрд, на 2023 -11 млрд, за 7 лет вам поступило уже 18 млрд тенге. А нам вы преподносите эти 18 млрд, которые будут растянуты аж на 15 лет, как манну небесную! Еще одно. В 2021-2022 годах на Чарск, на новые рабочие места и проекты было выделено 857 млн тенге, но тогдашний аким ничего не сделал! Все доказательства этому есть на бумаге. Почему вы все это не просматриваете, не расследуете, не берете на контроль?! У меня есть все доказательства. … Мы вам постоянно говорим о своих проблемах, но вы всегда пропускаете наши чаяния мимо ушей! Но всему есть предел! Не забывайте об этом. В сентябре 2022 года Вы были назначены новым акимом. В декабре того же года я наняла такси и приехала к вам специально, чтобы рассказать о несправедливости, что, в отличие от Жармы, у нас нет детских садов, нет детских игровых площадок… А что Вы мне тогда сказали? Вы сказали: «Не сравнивайте себя с нами». А почему мы не должны этого делать? Кто мы по-Вашему? И чем Вы лучше нас? Сейчас Вы говорите, что не делите людей, но Вы нас поделили уже тогда», – заявила в выступлении одна из жителей Чарска.
В ответ представители акимата вновь попросили собравшихся не разделяться по территориальному признаку. После, местный активист привел свои исторические доводы в пользу возвращения земель Чарску.
«Вы говорите, что исторически земли принадлежат Божегурскому сельскому округу. Когда был образован Божегурский сельский округ? В 1985 году. Это были земли Чарского совхоза. Это наша земля. Если нужны исторические факты – вот. Даже во времена российской империи здесь была Чарская волость. Так же, как Семей был присоединен к ВКО, так же и мы автоматически были присоединены к Жарме, но мы этого не просили. Сколько управлений, сколько рабочих мест было упразднено… Сегодня, значит, Божегурский сельский округ нужно присоединить к нам, или возродить Чарский район. Какой район не захочет вернуть свои территории?», – говорит активист Ерхан Агзам.
На чем сошлись?
Заслушав речь общественника, аким района выступил с предложением.
«По инициативе активистов и жителей Чарска, от имени населения города, в районный маслихат будет направлено соответствующее предложение. Далее, по закону, предложение поступит в областной маслихат и далее будет рассматриваться», – сказал аким Жарминского района, при этом отметив, что предложение не гарантирует принятие решения в пользу населения Чарска.
Тем не менее, собравшиеся предложение поддержали. Как будут разворачиваться события далее – покажет время.
Наргиза Омарканова
ВНИМАНИЕ! Копирование материалов допускается только при наличии активной ссылки на сайт (не ниже второго абзаца) или Instagram @semey.ainasy.
2,641 всего, 3