Семей. 28.07. «Semeyainasy»По данным Министерства труда и социальной защиты РК по состоянию на 3 мая 2017 года в республики проживало 2776 участников и инвалидов ВОВ. C ветераном Великой Отечественной  Екатериной Харитоненко встретился  корреспондент Semeyainasy. Екатерина Петровна рассказала агентству о своем вкладе в приближении Дня Победы и о сегодняшнем участии государства в ее жизни.

Юная 18-летняя девчонка, не знавшая ужаса войны и не видевшая смертей, отправилась на фронт в 1941 году вслед за своим отцом, несмотря на отговоры матери, сестры и брата. До этого она закончила 7 классов в Ашхабаде, столице Туркмении, куда с семьей приехала из Бийска (Алтайский край). Прогремела война – девушку эвакуировали в харьковское военно-медицинское училище, откуда она добровольно отправилась на фронт. В составе 47 армии Западного фронта участвовала во взятии села Бобровка, и Долины смерти, где погибли десятки тысяч советских, немецких и испанских солдат, города Ковель и Ельни. Екатерина Харитоненко, чудом оставшаяся в живых, также участвовала в освобождении Праги в составе объединившихся белорусского и украинского фронтов. После – форсирование реки Одер и, наконец, освобождение Кенингсберга (ныне Калининград).

Раньше молодая была, как-то ни  о чем не думала тогда. Но я никогда не думала, что живая вернусь. Сколько раз у меня шинель была избита при обстреле. На западном фронте особенно, когда бомбят, окопы нельзя копать. Мы выбегали из зданий, ложились на пол и смотрели куда бомбы летят,  – рассказывает ветеран.

Девушка, научившись  оказывать  медицинскую  помощь, ухаживала за  раненными, перевязывала их. Конечно, прямо на ее глазах умерло много людей… Как вспоминает Екатерина Петровна, специально обученные собаки помогали перевозить раненных людей с поля боя.

– Потрясений от увиденных смертей не было. Как-то привыкаешь потом к бомбежке… Как будто так и надо, – делится воспоминаниями Екатерина Харитоненко. – Под обстрелом тоже ничего не чувствуешь. Думаешь , что сейчас умрешь.

В  полевых условиях девушка находилась до тех пор, пока  однажды рядом с ней не взорвалась мина. Из-за взрыва в одном ухе лопнула барабанная перепонка. Сейчас ветеран пользуется слуховым аппаратом.

По прошествии многих лет – в 80-х. Екатерина Петровна побывала в Германии, в стране, против идеологии которой воевала в Отечественную… Ее и еще пару человек в побежденную тогда страну отправили с места работы, куда она устроилась после войны. Тогда она удивилась, да и сейчас удивляется, ухоженному состоянию могил советских солдат.

В Семей дорога Екатерину Петровну привела в 1959 году. С тех пор живет она здесь. Живет одна – 16 лет назад похоронила мужа, а около недели назад – сына… Но она не отчаивается. Бодрая, хоть и ноги болят и ухо не слышит. Жаль, правда, государство не помогает.

– У нас раньше были льготы, мы ни за что не платили, ни за коммунальные услуги, ни за что я не платила. Потом их отменили и стали давать 5 тысяч тенге. Потом и 5 тысяч отменили, теперь ничего нет. Равные права со всеми пенсионерами, – говорит ветеран войны.

Впрочем, с льготами, согласно букве закона, дело обстоит не просто – льготы (оплата коммунальных платежей, обеспечение лекарствами и т.д.), по Закону «О льготах и социальной защите участников, инвалидов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним», даются участникам ВОВ при подписке на местное периодическое издание. Вопрос в том, проводится ли должная информационная компания и работают ли эти льготы реально, так как в списке находится и проезд в общественном транспорте.

Как бы то ни было, но хоть какая-то поддержка есть – так, Екатерину Харитоненко, в рамках проекта «Женис», взяла под крыло организация «Исток». Проект реализуется в 22 городах Казахстана разными общественными организациями, при поддержке АО «Самрук-Казына». После оформления всех документов к ветерану два раза в неделю будет приходить социальный работник – готовить еду, ходить в магазин, убирать.

Ирен Ли

 979 всего,  3 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *