ГОРОД КУРЧАТОВ
ВЕХИ АТОМНОЙ ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА

В 6 часов 50 минут, за 10 минут до первого взрыва Берия, обращаясь к Курчатову, произнес:
-А ничего у вас, Игорь Васильевич не получится.
-Обязательно получится, – ответил Курчатов.


Ядерный гриб наземного взрыва РДС-1 29 августа 1949 года. Был осуществлен на семипалатинском ядерном полигоне.
© Архив РФЯЦ-ВНИИЭФ

На левом берегу реки Иртыш, между Семеем и Павлодаром, раскинулся небольшой, но важный город Курчатов, который за свою историю пережил несколько трансформаций. (Помимо прочего – примечателен он и тем, что здесь расположен один из действующих казахстанских ядерных реакторов.)
Обладающий ныне статусом города областного подчинения в области Абай, некогда он был исследовательским центром Семипалатинского ядерного полигона, закрытого в 1991 году. Город назван в честь выдающегося советского физика Игоря Курчатова.

6 октября в Казахстане прошел референдум по строительству АЭС. Как следует из агитационных листков и материалов, казахстанцам предстояло определить будущее атомной промышленности в стране. Вполне возможно, что одной из научных площадок для обслуживания будущей АЭС выберут именно Курчатов. В пользу этого говорит то, что в единственном казахстанском атомном наукограде могут готовить специалистов* для обслуживания АЭС.
Мы решили собрать интересные факты об этом знаковом для атомной истории Казахстана объекте.

*Стоит учесть, что это лишь один из возможных вариантов. В случае принятия модели Build-Own-Operate (“строй-владей-эксплуатируй”) специалисты по обслуживанию АЭС тоже будут предоставлены российской стороной.

1

ТУПИКОВАЯ СТАНЦИЯ… МОСКВА В СТЕПЯХ КАЗАХСТАНА.

В советское время город был закрытым – строжайший пропускной режим, колючая проволокой по периметру. Даже на картах долгое время он обозначался как тупиковая железнодорожная станция.
Будущий Курчатов строился как военный объект для обслуживания семипалатинского ядерного испытательного полигона. До 1974 года этот населенный пункт не имел официального названия, и именовался “Москва-400”, “Берег”, “Надежда”, “Станция Конечная”, “Семипалатинск-21”.


Курчатов, 1991 год.

Лишь в 1974-м ему присвоили имя Курчатова, одного из создателей ядреного оружия, которое испытывали в степях Казахстана. Между тем, работа на этом безымянном тогда атомном объекте началась за 27 лет до этого.
В 1947 году сюда прибыли строители войсковой части. Город на тот момент не планировался. Предполагалось, что здесь будет создан военный комплекс, обслуживающий испытания ядерного оружия.
В ходе реализации этого плана вокруг будущего Курчатова были созданы и другие населенные пункты военные объекты. Такие, например, как соседний Курчатову город-призрак Чаган, который покинут так давно, что провалившихся крышах домов там выросли немаленькие деревья.

Сегодня можно лицезреть лишь его руины. Чаган был построен в 1954-1962 годах как база 79-й тяжелой бомбардировочной авиадивизии, но позднее здесь сохранилась лишь авиабаза. Местный аэродром в свое время одновременно использовался для снабжения полигона и его населенных пунктов как строительными материалами и техникой для испытаний, так и товарами народного потребления. Как результат: это был один из самых обеспеченных уголков всей Казахской ССР (по оценке местных жителей).

Но в 1997 году авиабаза закрылась, и поселок был расселен. Сегодня поселок встречает посетителей лишь заброшенными руинами, напоминающими о когда-то процветающем городке. Впрочем, сегодня, неподалеку от разрушенного Чагана, находится новый одноименный поселок. «Обновленный» Чаган представляющий собой пристанционный аул с населением в 600-700 человек.
По пути в Курчатов – невозможно не заметить развалины Чагана, одного из самых знаменитых казахстанских городов-призраков.

С распадом Советского Союза, в начале 1990-х годов, кардинальные изменения претерпела жизнь и самого города Курчатов. Сокращение воинского контингента привело к резкому уменьшению численности населения — с 20 тысяч до 8–9 тысяч человек. Городская инфраструктура пришла в упадок; многие жилые дома оказались заброшенными, а северо-западная часть, когда-то активного солдатского городка, опустела. Местные объекты, некогда активно процветавшие, теперь были распроданы и позже разрушены.
В то же время, на базе Семипалатинского испытательного полигона в 1991 году был создан Национальный ядерный центр Республики Казахстан (НЯЦ РК) по указу первого президента Нурсултана Назарбаева. Это учреждение объединило ряд дочерних предприятий, таких как Институт геофизических исследований, Институт ядерной физики и Институт атомной энергии, нацеленных на исследование мирного использования атомной энергии.

2

КУРЧАТОВ СЕГОДНЯ

Сегодня Курчатов продолжает быть значимым научным центром, где проводятся исследования в области ядерной энергетики и радиационной безопасности. В городе по-прежнему активно функционирует Национальный ядерный центр, занимающийся мирным использованием атомной энергии. По имеющейся информации, с 2005 по 2023 год население города увеличилось в два раза и, с учетом временных и вахтовых работников, составляет около 12 000 человек. На предприятиях города также трудятся жители близлежащих сельских округов. Градообразующие отрасли, такие как горнодобывающая и обрабатывающая, представлены такими заводами, как АО «Ульбинский Металлургический завод», ПК «Азот», филиал ТОО «Мерусар и К» и ТОО «КИП «Луч». В ближайшем будущем в городе планируется открыть обогатительную фабрику по добыче медно-золотосодержащей руды ТОО «Altyn Group Qazaqstan», а также предприятия по производству нефтепогружных и фотовольтаических кабелей ТОО «BETA IZOL», и по добыче песчано-гравийной смеси на месторождении «Придорожное». Также запланировано строительство завода по производству кальцинированной соды ТОО «Ак Туз» и создание комплекса по производству спецкокса ТОО «АМИКОН». Объем инвестиций в основной капитал в области, который предоставляет Курчатов, составил 1 млрд тенге. Из этой суммы почти половина — 507 млн тенге — направлена на профессиональную, научную и техническую деятельность.

Важным моментом является то, что финансирование научных проектов Курчатова связано с совместными проектами, где фигурируют компании из Китая и Российской федерации. Так например, АО «Ульбинский Металлургический завод» включает ТОО «Ульба-ТВС», дочернее предприятие АО «УМЗ» и China General Group (CGN) по производству тепловыделяющих сборок для атомных ректоров в Китае и странах Восточной Азии. Ранее мы писали о том, что в сфере переработки казахстанского урана наблюдается преобладание иностранных компаний.

Сегодня атомная промышленность, наука Казахстана впервые за 30 лет находится на распутье. Решение о строительстве АЭС – может как вдохнуть в нее новую жизнь, так поставить в еще большую зависимость от капитала и технических решений более крупных соседей. Решение, которое предстоит принять властям Казахстана, с точки зрения влияния на дальнейшую судьбу страны – будет равно решению закрыть и открыть Полигон.

Однажды после очередного атомного испытания Курчатова спросили: «А вас не тревожит моральная сторона этого изобретения?»

  • Игорь Курчатов
    «Вы задали закономерный вопрос… Но мне кажется, он неправильно адресован. Его лучше адресовать не нам, а тем, кто развязал эти силы… Страшна не физика, а авантюристическая игра, не наука, а использование её подлецами… Когда наука совершает рывок и открывает возможность для действий, затрагивающих миллионы людей, возникает необходимость переосмыслить нормы морали, чтобы поставить эти действия под контроль. Но ничего похожего не произошло. Скорее наоборот…

ИА “SEMEYAINASY”

Айнаш Рахимбердина









 113 всего,  3 

от Alia

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *