НОВЫЕ ТЭЦ КАЗАХСТАНА.
ПОТЯНЕТ ЛИ НАСЕЛЕНИЕ РОСТ ТАРИФОВ?
ПОТЯНЕТ ЛИ НАСЕЛЕНИЕ РОСТ ТАРИФОВ?
В настоящее время проблема снабжения жителей Республики тепловой энергией приобретает все большую остроту. Семей, много лет страдавший от деградации системы Теплокоммунэнерго, наглядно демонстрирует все слабости системы: низкий профессионализм сотрудников станций, множество ежегодных аварий.
Семейчанам памятен и тот факт, что бывший аким ВКО Даниал Ахметов обвинялся турецкими инвесторами в срыве строительства ТЭЦ 3.
По утверждениям представителя турецкой фирмы – Даниал Ахметов потребовал себе значительную долю в проекте новой ТЭЦ. Строительство должно было быть начато в 2015-м году и окончено в 2020-м.
Но в связи с судебными процессами, инициированным областной администрацией, оно так и не было начато вообще.
Наша редакция решила разобраться – какова ситуация с казахстанскими ТЭЦ и к чему может привести сотрудничество в этой сфере с Россией.
Наша редакция решила разобраться – какова ситуация с казахстанскими ТЭЦ и к чему может привести сотрудничество в этой сфере с Россией.
1
НЕСКОНЧАЕМЫЕ АВАРИИ.
По данным министерства энергетики Казахстана, которые приводит портал LS, с начала отопительного сезона в этом году на теплоэлектроцентралях страны произошло 281 технологическое нарушение, в числе которых шесть аварий (это по состоянию на январь 2024-го). И это больше, чем во время отопительного сезона 2022-2023 годов, когда случилось 278 нарушений, в их числе одна авария. Наибольший уровень устаревания отмечен на ТЭЦ-4 “Таразэнергоцентра” (92%), ТЭЦ-5 “Кентау-Сервиса” (87%) и ТЭЦ “Кызылордатеплоэлектроцентраля” (87%).
Только за декабрь 2023 года на ТЭЦ и тепломагистралях произошло 9 ЧП. В начале зимы и с наступлением первых сильнейших холодов случились проблемы в системе теплоснабжения в 9 городах страны. В Кокшетау произошёл прорыв тепломагистрали. Около 40 домов остались без отопления. В Балхаше из-за порыва трубы прекратилось теплоснабжение на нескольких улицах. В Степногорске в -33 градуса из-за порыва на теплотрассе без тепла остались многоквартирные дома. В Экибастузе на ТЭЦ произошло повреждение золопровода, вызвавшее затопление помещения насосов. В Риддере оборвался кабель, из-за этого произошло отключение второго станционного котлоагрегата на ТЭЦ. Люди жаловались на холод в квартирах. В Темиртау затопило багерную насосную станцию на КарГРЭС-1. В Актау ограничили отопление в 10 микрорайонах из-за аварии на магистральном теплопроводе.
Отопительный сезон 2021-2022 годов ознаменовался обрушением дымовой трубы на ТЭЦ-2 в Петропавловске. В целом, тогда в Казахстане было зафиксировано 36 случаев сбоев с теплоснабжением, все они произошли на ТЭЦ, находящихся в частной собственности. Как следствие, проблемы с теплоснабжением возникали в Риддере и Экибастузе. Кроме того, на холод в квартирах жаловались жители Темиртау, хотя о крупных авариях на ТЭЦ в этом городе не сообщалось. В ноябре 2022 года на всю страну «прогремела» авария на Экибастузской ТЭЦ, в результате которой в 30-градусный мороз горожане остались без тепла и горячей воды. В связи с чем, в городе объявили режим ЧС, а школьников перевели на «дистанционку».
В Семее в 2022 году на ТЭЦ-1 произошёл пожар, в результате которого подача тепла снизилась в нескольких районах города в 30 градусные морозы.
2
Побег с тонущего замерзающего корабля.
На фоне аварий в декабре 2023-го вице-министр энергетики Казахстана Жандос Нурмаганбетов поспешил покинуть пост.
«Вице-министр энергетики с 16 ноября по 15 декабря находится в трудовом отпуске с последующим увольнением в связи с переходом на другую работу», – заявили тогда в пресс-службе Минэнерго. При этом отмечалось, что «информация о якобы конфликте между вице-министром и руководством ведомства, которая распространяется в сети, не соответствует действительности».
Вместе с тем, ведомство тогда подтвердило факт вышеупомянутых аварий в нескольких городах Казахстана, а именно: повреждение трубопровода тепловой сети в Балхаше, повреждение на золопроводе на Экибастузской ТЭЦ, повреждение теплосети в Актау и нештатную ситуацию на ТЭЦ Риддера, где из-за повреждения кабеля котел перевели на мазут с угля.
2
Кому принадлежат казахстанские ТЭЦ, и какие изношены больше?
Год назад министр энергетики Болат Акчулаков представил список казахстанских ТЭЦ, разделенных по зонам риска. Согласно списку, в стране функционируют 37 ТЭЦ, из них: 12 государственных, где учредителем выступают акиматы; 3 ТЭЦ квазигосударственных. входят в группу компаний «Самрук-Энерго», учредителем которой является фонд «Самрук-Казына» и 22 ТЭЦ – частные.
По результатам анализа редакции Shishkin_like, в «красную зону» с высокой степенью риска по состоянию на январь 2023-го, вошли 19 ТЭЦ, в более спокойную «желтую» 11 ТЭЦ и в относительно безопасную «зеленую» – всего 7 ТЭЦ. Поможет ли передача проблемных ТЭЦ в госсобственность избежать коммунальных ЧП? У государственных ТЭЦ в целом состояние еще хуже, чем у частных. Так, из государственных только две – ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 в Астане вошли в зеленую зону, две – Костанайская ТЭЦ и ТЭЦ-1 в Актау– в желтую, и остальные 7 – в красную. Это ТЭЦ 4 Тараза, ТЭЦ-5 Кентау, ТЭЦ-2 Актау и ТЭЦ Аркалыка, Кызылорды, Уральска и Шахтинска. Из квазигосударственных – а это ТЭЦ АО «Алматинские электрические станции» входящего в группу компаний «Самрук-Энерго» – две находятся в жёлтой зоне (алматинские ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3) и одна – ТЭЦ-1 – в зеленой. Кроме того, самый высокий износ оборудования, выше 90%, зафиксирован как раз у государственных ТЭЦ – в Таразе и Аркалыке.
В сети бытует неподтвержденное мнение, что причиной многочисленных аварий на ТЭЦ стали именно их владельцы, которые все эти годы «экономили» на предприятиях, выводя всю прибыль через оффшоры. Например, в 2009-2015 годах в стране была реализована программа «Тариф в обмен на инвестиции», в рамках которой производителям энергии повышали тарифы, если они вкладывали в производство соответствующий объем средств. Однако, судя по тому, как быстро пришли в негодность эти предприятия, никакого финансирования не было и в помине. По крайней мере, к такой мысли подводит все происходящее. Тем не менее, официальные источники подобного не комментируют.
В мае текущего года министр промышленности и строительства Казахстана Канат Шарлапаев озвучил список 12 городов с критически высоким износом тепловых сетей. По итогам 2023 года средний износ на этих ТЭЦ составил 73%:
Экибастуз – 91%;
Павлодар – 83%;
Степногорск – 82%;
Атбасар – 76,5%;
Петропавловск – 74%;
Актау – 71%;
Аркалык – 68%;
Рудный – 68%;
Семей – 68%;
Темиртау – 67%;
Кентау – 65%;
Риддер – 59,5%.
Павлодар – 83%;
Степногорск – 82%;
Атбасар – 76,5%;
Петропавловск – 74%;
Актау – 71%;
Аркалык – 68%;
Рудный – 68%;
Семей – 68%;
Темиртау – 67%;
Кентау – 65%;
Риддер – 59,5%.
3
Как пытались решить проблему?
Министр промышленности и строительства Канат Шарлапаев обеспокоился судьбой предстоящего отопительного сезона и сообщил, что в целях его «бесперебойного прохождения», в вышеназванных 12 критических городах на ремонт 47,2 км выделили 33 млрд тенге. Премьер-министр Олжас Бектенов, в свою очередь, также поручил министрам и акимам работать в усиленном режиме весь летний период.
Однако одним ремонтом проблему не решить. Это признают и сами власти. По крайней мере, в 2022 году прежний министр энергетики Болат Акчулаков (тот самый, который позднее бежал с «корабля»), заявлял, что выход из ситуации только один – строить новые ТЭЦ. Однако для этого нужны большие инвестиции. И по его словам, это минимум 400-500 миллиардов тенге ежегодно. Потому Акчулаков в очередной раз напомнил о программе «Тариф в обмен на инвестиции», которая, по его мнению, решит большую часть проблем. Однако, как видим теперь, не решила. Совсем.
Стоял вопрос и о повышении тарифов на энергообеспечение, однако многие признавались, что этого недостаточно. Так, например, директор технологического консалтинга Центра стратегических инициатив Жанибек Байдулла в том же 2022 году, на фоне аварии в Экибастузе, заявлял, что одними тарифами проблему не решить. Правительство, по его мнению, может выбрать два способа решения проблемы. Первый – начать субсидировать и вкладывать государственные средства, тогда тариф сильно не вырастет. И второй вариант, который импонирует ему больше, – развитие рыночной экономики. При этом он добавлял, что для обеспечения бесперебойной подачи тепла государство должно контролировать целевое освоение средств ТЭЦ.
«Проблема не в подготовке к отопительному сезону, а в контроле расходования средств. Подготовка к зиме не настолько дорогостоящее мероприятие, как ежегодная инвестпрограмма», – подчеркнул эксперт, отметив необходимость создания единого органа, который будет вести надзор за ежегодным бюджетом на обслуживание и модернизацию активов.
В том же году депутат мажилиса Айкын Конуров предлагал создать госкомиссию по вопросам энергобезопасности после ЧС в Экибастузе.
«Лучший экзаменатор – это зима, и она показала истинную цену проводимой работы. Произошедшее в Экибастузе нельзя назвать аварией. Это отказ всей системы, который был делом времени. И сейчас, к сожалению, мы не видим адекватных мер, которые способны исправить ситуацию», – говорил тогда мажилисмен.
Он подчеркнул, что частные собственники всю ответственность пытаются переложить на низкие тарифы. Но проблема кроется не в тарифах, а в низком КПД отечественных ТЭЦ, не превышающем 50%, и огромные потери тепла в сетях, что влечет пустое расходование ресурсов на отопление улиц, а не домов.
Тем не менее, большая часть мер, озвученных властями республики, связаны со строительством новых или модернизацией старых объектов и предполагает активизацию отраслевого сотрудничества с Россией.
«Лучший экзаменатор – это зима, и она показала истинную цену проводимой работы. Произошедшее в Экибастузе нельзя назвать аварией. Это отказ всей системы, который был делом времени. И сейчас, к сожалению, мы не видим адекватных мер, которые способны исправить ситуацию», – говорил тогда мажилисмен.
Он подчеркнул, что частные собственники всю ответственность пытаются переложить на низкие тарифы. Но проблема кроется не в тарифах, а в низком КПД отечественных ТЭЦ, не превышающем 50%, и огромные потери тепла в сетях, что влечет пустое расходование ресурсов на отопление улиц, а не домов.
Тем не менее, большая часть мер, озвученных властями республики, связаны со строительством новых или модернизацией старых объектов и предполагает активизацию отраслевого сотрудничества с Россией.
4
Почему именно Россия?
С ноября 2023-го Казахстан вел активные переговоры с Россией по вопросам, связанным со строительством в республике трёх новых ТЭЦ российскими компаниями – в Кокшетау, Семее и Усть-Каменогорске. Две последние на данный период являются очень старыми и очень изношенными. К примеру, нынешняя ТЭЦ Усть-Каменогорска в этом году «отмечает» 77-летие. А ТЭЦ Семея была запущена аж в далеком 1934 году. Возникает вопрос: почему именно Россия?
По данным СМИ, вопрос модернизации или создания новых ТЭЦ поднимался и с западными партнерами Казахстана. Однако со временем переговоры сошли на нет. Из-за различия взглядов на экологию. Партнеры, по информации некоторых СМИ, отказались запускать «экологически грязные проекты», способные увеличить «углеродный след» в регионе. А после «появилась» Россия. В ноябре 2023 года, в ходе визита президента России В.В.Путина в Казахстан, был подписан меморандум о взаимопонимании, фиксирующий заинтересованность сторон в совместных проектах по строительству новых ТЭЦ. Уже тогда сообщалось о готовности технико-экономического обоснования ТЭЦ Кокшетау. Начало разработки ТЭО ТЭЦ-2 Усть-Каменогорска запланировано на 2024 год. В Семее же уже разрабатывается технико-экономическое обоснование проекта.
Вместе с тем, экологи считают, что строить ТЭЦ в итак загрязненных городах, затея, мягко говоря, так себе. И если власти собрались строить новые ТЭЦ, они должны остановить работу старых ТЭЦ и котельных. Однако власти уверяют, что угольные ТЭЦ «будут построены с учётом современных требований к пылеулавливанию и других экологических стандартов».
Одним из самых первых вопросов, адресованных министру энергетики Алмасадаму Саткалиеву, после новости о сотрудничестве с Россией, был вопрос – почему именно РФ? Он, в свою очередь, сообщил, что международные институты не готовы финансировать угольную генерацию, а казахстанские компании не участвовали в тендере, тогда как Россия согласилась построить угольные станции.
«Ранее министерством проводилась работа по строительству данных станций на основе открытых тендеров инвестиционных, и все тендеры не состоялись. Не нашли инвесторов, и есть достаточно серьёзные вопросы, связанные с тем, что данные ТЭЦ должны работать на угле и на газе. В данном случае уголь… По каким-то вопросам, предположим, не готовы международные финансовые институты предоставлять финансирование, а также коммерческие банки», — заявил министр.
В мае 2023-го тогдашний премьер-министр РК Алихан Смаилов заявил, что тендер на строительство ТЭЦ был объявлен в прошлом году в Кокшетау, но не состоялся из-за «отсутствия участников». Информации об объявлении тендера на строительство ТЭЦ в Семее и Усть-Каменогорске на тот момент не было.
Министр Алмасадам Саткалиев в тот год также заверил, что Россия «очень хорошо знает высокозольный казахстанский уголь и имеет «особый» опыт его использования». По его словам, Казахстан заинтересован в том, чтобы российская сторона построила и сдала ТЭЦ полностью готовыми к эксплуатации. Правительство хочет, чтобы россияне не только построили ТЭЦ, но и обеспечили пуско-наладочные работы станции. Министр сообщил, что сейчас прошёл только начальный этап переговоров. По его словам, межправительственное соглашение может быть подписано до конца этого года.
К слову, Казахстан – не единственная страна, в которой Россия строит ТЭЦ. Так, например, известно, что РФ причастна к строительствам ТЭЦ в Кыргызстане, Монголии и Афганистане. Теперь этот список пополнит и Казахстан.
5
Какая российская компания будет строить ТЭЦ в Казахстане?
Известно, что ТЭЦ в трёх городах Казахстана построит предприятие «Интер РАО — Экспорт», входящее в состав «Интер РАО» – основного оператора по экспорту российских энергоносителей. Главным акционером является «Роснефтегаз» правительства России. «Интер РАО» поставляет энергию в Беларусь, Литву, Украину, Грузию, Азербайджан, Казахстан, Китай и Монголию. Ранее компания занималась поставками и в Финляндию, однако после вступления последней в НАТО в 2022 году, сотрудничество было прекращено. Что интересно, ранее предприятие уже имело связи и с Казахстаном. До 2019 года компания владела предприятием «Экибастузская ГРЭС-2». Более подробной информации об этом нет.
6
Как Казахстан расплатится за строительство ТЭЦ?
В 2023 году министр энергетики Алмасдам Саткалиев заявил, что строительство новых ТЭЦ повлечет за собой увеличение тарифов. В среднем по стране – 20 тенге за кВт-ч, за атомную будет составлять примерно 50-60 тенге. Таким образом, на новых ТЭЦ тариф будет в два раза больше, чем сейчас.
«Самрук-Казына выпустит долговые облигации, либо другие финансовые инструменты, которые будут гарантировать возврат средств и будет частично покрываться за счет тарифа, либо за счет субсидии государства, которые есть у государства в этой сфере», – поделился предположением Байдильдинов в ответ на вопросы журналистов о том, как Казахстан расплатится с Россией за строительство ТЭЦ.
7
Почему Семею так необходима новая ТЭЦ?
Тепловое хозяйство области Абай сегодня составляют 430 километров тепловых сетей и 273 тепловых пункта, из которых 4 – крупные котельные, выдающие свыше 100 Гкал, 40 котельных менее 100 Гкал и 273 автономных котельных. В Аягозе расположены две частные котельные. Большая часть теплового имущества находится в Семее – это 335 километров теплосетей и 22 источника, два из которых мощностью больше 100 Гкал. Эти коммуникации Семея находятся на балансе теплоснабжающего предприятия ГКП “Теплокоммунэнерго”, у которого обслуживаются 66 тысяч абонентов.
Вопрос строительства дополнительного теплового источника обсуждается в Семее уже давно, ведь изношенность теплосетей в Семее (по итогам 2023 года) почти достигла 70%. Многие участки теплосетей были построены десятилетия назад и требуют срочного ремонта и модернизации. Устарелое оборудование и неэффективные технологии эксплуатации делают теплосеть Семея уязвимой перед возможными аварийными ситуациями и прерываниями в поставке тепла жителям города. Аварии, к слову, на ТЭЦ случаются регулярно, о многих из них власти даже предпочитают не сообщать.
«Строительство ТЭЦ- это не простое дело. Нам бы сейчас РК-3 сделать. Конечно, есть проблемы в сфере тепла. Говоря о тех авариях, произошедших в этом году, которые вы знаете… А о тех, о которых вы не знаете, я, честно говоря, хочу даже промолчать», – обратился аким к журналистам в 2023 году, – «Некоторую информацию по авариям мы давали, а о некоторых краткосрочных авариях приходилось умалчивать, потому что мне просто уже неудобно было перед народом. Но в основном через сайты мы давали всю необходимую информацию, чтобы население могло подготовиться».
На правом берегу Семея вот уже несколько лет наблюдается дефицит теплоэнергии, несмотря на то, что здесь работают около 20 котельных. В то время как на левом берегу, наоборот, профицит. И это при том, что здесь функционируют лишь два больших теплоисточника – ТЭЦ-1 и РК-1. Связано это в основном с активной застройкой правобережья Семея. Новых зданий с каждым годом появляется все больше, а тепла все меньше. Потому, с обретением статуса областного центра, на правом берегу была запрещена выдача техусловий на подключение объектов строительства.
«Сейчас в Семее запрещено подключать к теплу большие объекты. Мы отзываем техусловия, которые были выданы в период 2022-2023 годов и параллельно разбираемся по этому вопросу. Через прокуратуру будет выноситься представление об отмене техусловий, которые каким-то образом начали появляться у некоторых застройщиков до 2022 года на новом объекте, который ещё не строился в то время», – рассказал замакима области Абай Димитрий Гариков.
Тем не менее, в настоящее время строительство новых ЖК на правом берегу продолжается. Источники тепла для новых домов пока неизвестны. Не исключается, что застройщики прибегают к альтернативным вариантам тепла – газу или биотопливу. Отдельные застройщики могут запускать и собственные котельные.
Что касается строительства новой ТЭЦ, в городе уже состоялась встреча представителей акимата области Абай и Российской компании ООО «Интер РАО-Экспорт». Стороны обсудили и скоординировали дальнейшие планы и механизмы реализации проекта. Так, были предварительно определены мощность, компоновка основного оборудования, месторасположение, инженерно-коммуникационная инфраструктура и сроки строительства ТЭЦ-3. Также был установлен источник топлива для будущей теплоэлектроцентрали. Акиматом области внесено предложение по техническим параметрам, согласно которому электрическая и тепловая мощность новой ТЭЦ должны составить 360 МВт и 1200 Гкал/ч.
НАРГИЗ ОМАРКАНОВА
7,391 всего, 6