“МИФИЧЕСКИЙ” НАЦИОНАЛЬНЫЙ АВТОПРОМ?
КАК РАБОТАЕТ ЭТА СХЕМА? /Ч.1/

ВМЕСТО ЭПИГРАФА

  • САНЖАР БОКАЕВ
    Государство потратило сотни миллиардов тенге на мифический автопром и продолжает эту провальную политику. Я хочу, чтобы эти бюджетные деньги были потрачены на другие нужды нашей страны (питание и лечение детей), или хотя бы на льготное кредитование тех же автомобилей по 3-4% (на все виды автомобилей).

1
“МИФИЧЕСКИЙ”
КАЗАХСТАНСКИЙ АВТОПРОМ?

Почему “мифический“?
Уже более двух лет в Казахстане обсуждается то, что в стране существует крайне развитый отечественный автопром. Граждане Казахстана регулярно высказывают сомнения по поводу официальной статистики о производстве отечественных автомобилей. По данным сайта primeminister.kz в 2020 году в Казахстане производили 167 моделей* автомобилей 22 брендов.
По данным Бюро по национальной статистике, за 12 месяцев 2022 года в Казахстане произведено 113 925 ед. транспортных средств всех типов, что на 21,9% больше, чем в январе-декабре 2021 года.

Для сравнения, во Франции в 2022 году произведено 1,3 миллиона автомобилей.
В Германии в 2022 году было выпущено 3,4* миллиона автомобилей.

*В самой Германии, без учета производства немецких автомобилей в Китае.

Для понимания контекста – во Франции актуальный модельный ряд представлен примерно 10 моделями.
Закономерно возникает вопрос – каким образом (а главное – для чего?) Казахстан ухитряется поддерживать такой разнообразный модельный ряд.
Зачем нам так много разных моделей?
Ведь для производства каждой – приходится отдельно закупать оборудование, обучать специалистов, фактически с нуля создавать конвейерные линии…

И все это практически не окупается, так каждая из этих моделей выпускается небольшими партиями. То есть, вложив огромные усилия и бюджет в то, чтобы научиться выпускать новую модель Shevrolet – предприятие зарабатывает на ней крайне скромно (если вообще зарабатывает).

То есть, вложив огромные усилия и бюджет в то, чтобы научиться выпускать новую модель Shevrolet – предприятие зарабатывает на ней крайне скромно (если вообще зарабатывает). Не проще ли было производить всего несколько качественных моделей автомобилей? И выпускать их большими партиями? С точки зрения отечественных производителей – нет.

2
КАК РАБОТАЕТ ЭТА СХЕМА?

С точки зрения известного активиста Санжара Бокаева – схема работает довольно просто.

  • САНЖАР БОКАЕВ
    “Вот как уходят от налогов “машиностроители”. Они разбирают некоторые агрегаты с готовых автомобилей. Таможню оформляют как запчасти и собирают снова. Кстати, это можно сделать на любом СТО, где имеется подъемник и необходимые инструменты. Не факт, что соберут также качественно как завод изготовитель, но зато утильсбор за каждый автомобиль заплатит государство, освободит от некоторых видов налогов и еще предоставит кучу преференций. Итого лжепроизводитель получит от 3 млн до 5 млн выгоды за каждый автомобиль. Напомню правительству, что машины дешевле не стали. Наоборот выросли в цене за последние 5 лет в два раза. Государство потратило сотни миллиардов тенге на мифический автопром и продолжает эту провальную политику. Я хочу, чтобы эти бюджетные деньги были потрачены на другие нужды нашей страны (питание и лечение детей), или хотя бы на льготное кредитование тех же автомобилей по 3-4% (на все виды автомобилей). Судя по тому, как поймали тишину машиностроители и мининдустрии, которые грозились показать заводы, нам удалось доказать свою правоту”

То есть часть казахстанского автопрома существует фиктивно. “Производители” закупают в соседних странах готовые автомобили, разбирают их, оформляет их как запчасти, собирают их в Казахстане. И это очень выгодно. Как впрочем и реальное производство отечественной техники. Выгодно, сразу по нескольким причинам.
Первая из них – утильсбор (действующий с 2015 года).

  • Разъяснение МИИР РК:
    Благодаря нормам Экологического кодекса, отечественные производители автомобилей и сельхозтехники НЕ ВКЛЮЧАЮТ утилизационный сбор в стоимость производимых автомобилей и сельхозтехники. Государство берет эти расходы на себя. Это дает стимул обновлению техники в стране и развитию производства. Казахстанцы, покупающие технику отечественного производства, не несут дополнительных расходов при покупке отечественной техники на ее дальнейшую утилизацию. Остальные несут.

То есть в Казахстане существует своеобразная заградительная пошлина, замаскированная под утильсбор. За любой автомобиль иностранного производства – придется заплатить на таможне несколько миллионов тенге. При этом за тот же самый автомобиль, произведенный в Казахстане, утильсбор платит государство. Таким образом, покупать “отечественные” автомобили (Лады или Shevrolet) становится намного дешевле (на 20-30% в зависимости от стоимости машины), чем пригонять их из-за рубежа.

В 2023 году в Казахстане дилеры продали 198 тыс. автомобилей – это на 60% больше, чем в 2022 году. Из них более 70% – это машины отечественного производства.

Второй причиной выгодности покупки отечественных автомобилей является льготное кредитование.

  • Разъяснение МИИР РК:
    В Казахстане запущена новая программа льготного автокредитования. Об этом сообщено сегодня на пресс-конференции в здании бизнес-центра «Байтерек».

    Программа была разработана Министерством индустрии и инфраструктурного развития совместно с Министерством экологии, геологии и природных ресурсов. По ней каждый казахстанцев может приобрести новый легковой автомобиль отечественного производства по льготному кредитованию.
    Оператором программы является АО «Фонд развития промышленности» (дочерняя организация АО «Банк Развития Казахстана» (БРК). Общая сумма финансирования составила 100 млрд тенге из средств АО «Жасыл Даму».
    Для населения кредитование легковых автомобилей будет осуществляться на следующих условиях:
    – ставка вознаграждения 4%;
    – сумма кредитования не более 10 млн тенге;
    – срок финансирования не более 7 лет;
    – первоначальный взнос от 0%;
    – приобретение легкового автомобиля казахстанского производства;
    – стоимость транспортного средства не превышает 15 млн тенге.

Отметим, что ничего плохого в льготном кредитовании нет. Оно позволяет жителям Казахстана приобрести автомобили отечественного производства в рассрочку и под выгодный процент.
Третьей причиной для покупки отечественного производителя является субсидирование (распространяется оно на сельскохозяйственную технику).
С 2021-го года аграрии, приобретающие сельхозтехнику, произведенную в Казахстане, могут получить субсидию в размере 30% от ее стоимости. Для техники импортного производства ставка сохраняется в прежнем размере -25%.
Проведенное нами исследование портала государственных закупок демонстрирует, что в 2022-2023-м году отечественные предприятия, производящие сельскохозяйственную технику, демонстрируют резкий рост доходов.
При этом на технику импортного производства по прежнему уплачивается утильсбор. То есть казахстанскому фермеру существенно дешевле купить трактор “Беларус” “сделанный” где-нибудь в Семее, чем тот же самый трактор, произведенный у себя на родине, в республике Беларусь.

Четвертой причиной является запрет (действующий для государственных предприятий) на покупку автомобилей и сельскохозяйственной техники иностранного производства. Данный запрет был введен в 2019 году, продлен в 2022-м. В настоящий момент обсуждается его новая итерация.

  • legalacts.egov.kz
    Разработан проект постановления Правительства РК, в рамках которого предусмотрено при осуществлении государственных закупок установить изъятие из национального режима автотранспортных средств и сельхозтехники, происходящих из иностранных государств, по установленному перечню, за исключением товаров, не производимых на территории Республики Казахстан. В перечень включены комбайны, тракторы, седельные тягачи, автобусы, легковые и грузовые автомобили, спецтехника.

    При этом предусмотрено допустить к участию в государственных закупках товары, произведенные потенциальным поставщиком, находящимся в реестре отечественных производителей товаров, работ и услуг.

    Проект разработан в целях содействия в развития отрасли автомобилестроения и сельскохозяйственного машиностроения.

    Так, в соответствии постановлением Правительства РК от 2 февраля 2022 года № 49 «О некоторых вопросах установления изъятия из национального режима» до 5 февраля 2024 года действовало изъятие из национального режима на товары автомобилестроения и сельхозмашиностроения, происходящие из иностранных государств. В период действия данного постановления отечественными производителями было реализовано через государственный закуп 3 726 единиц автомобилей, 1 091 единиц сельскохозяйственной техники.

Становится понятной причина, побуждающая отечественных производителей поддерживать такое широкое разнообразие модельного ряда. Реально производить такое количество моделей – сложно. А продавать их, имея огромное количество льгот, специально созданных мер поддержки и фактически зачищенный от иностранных конкурентов – очень выгодно.
Тем более, что и обычные покупатели и государство становятся в очередь за техникой отечественного производства.

Но есть ли у нас основания считать, что эта техника производится НЕ в Казахстане? Давайте разберем один наглядный (очень крупный) пример. Интересный тем, что факт фальсификации подтвердило само государство.

3
АО “АЗИЯ АВТО”

Летом 2021 года казахстанские СМИ выдали громкую новость: самый знаменитый бизнесмен ВКО, учредитель группы компаний АО “Азия-Авто” Анатолий Балушкин был объявлен в розыск и скрылся в России.

Чтобы понять масштабы случившегося – нужно понять, кто такой Анатолий Балушкин (35-е место в казахстанском рейтинге Forbes на 2021 год). Его предприятие работало с начала 2000-х годов. В 2011 году АО «Азия Авто» заняло первое место рейтинга эффективности среди предприятий машиностроения Казахстана. Завод был признан не только одним из самых экологически эффективных, но и доходных производителей нашей страны.
Громом среди ясного неба прозвучали обвинения в хищении 360 миллиардов тенге (около 700 миллионов долларов). Что же там произошло?

К 2017 году бизнесмен Анатолий Балушкин должен был по договору с правительством сделать свой завод предприятием с полным циклом производства. То есть предприятие, десятилетием ранее ввозившее автомобили иностранного производства и осуществляющее крупноузловую сборку, должно было начать самостоятельно производить автомобили. Но…

«Территориальным департаментом Агентства по финансовому мониторингу по Восточно-Казахстанской области расследуется уголовное дело в отношении учредителя группы компании АО “Азия-Авто” Анатолия Балушкина по ст. 190 ч. 4 УК РК (мошенничество). В настоящее время судом санкционирована мера пресечения в виде содержания под стражей (заочно) и объявлен в розыск. пресс-служба АФМ РК», – говорилось в пресс-релизе Агентства по финансовому мониторингу в августе 2021-го.

В ведомстве на тот момент отмечали, что иная информация в интересах следствия не разглашается и подробности о деяниях бизнесмена Агентством умалчивались. В феврале 2023-го АФМ вызвал Балушкина, который тогда уже давно находился за пределами республики и уклонялся от явки в орган досудебного расследования, для проведения следственных действий. И лишь в мае того же года, АФМ, наконец, огласило причины вызова Балушкина. Сообщалось, что ведется «досудебное расследование в отношении председателя Совета директоров “Азия-Бипэк АВТО” Анатолия Балушкина, гендиректора АО “Азия АВТО” Ерика Сагымбаева и топ-менеджеров группы компаний по фактам хищения более 230* млрд тенге». Отмечалось, что денежные средства похищены ими в целях уклонения от погашения банковских займов и уплаты налогов в бюджет. Кроме того, похищенные денежные средства предназначались для строительства завода по промышленной сборке автотранспортных средств с условием степени локализации производства 50%.

*Позднее цифры были уточнены.

Локализации по некоторым причинам не произошло. Не удалось и взыскать деньги с руководителя компании. Органам Казахстана не удалось даже пригласить его для беседы, так как Анатолий Михайлович заранее подготовил выверенное и стратегически грамотное отступление.

Согласно информации Telegram-канала «Выход к морю», в 2015 году «БИПЭК АВТО» получил контроль над несколькими дилерскими центрами в Сибири, которые, в свою очередь, принадлежали структурам «АвтоВАЗа». Позже, в 2019 году (когда АО “БИПЭК АВТО” наконец начали задавать первые вопрос), Балушкин начал вывод активов из материнских структур в Казахстане. Активы просто переписывались на доверенных людей. Так произошло слияние ООО «Азия Авто Сибирь» и ООО «Азия Авто Усть-Каменогорск» в ООО «Азия Авто». Новым учредителем стал россиянин Роман Степанов. В августе 2019-го стало известно, что материнская компания увеличила капитал ООО «Азия Авто Усть-Каменогорск» более чем в 100 раз — с 400 тыс. рублей до 4,48 млрд рублей. Более 3 млрд рублей поступили напрямую из Казахстана, еще 600 млн рублей — от слияния с ООО «Азия Авто Сибирь», которая также была докапитализирована перед этим (с 10 до 600 тыс. рублей). Информация об этом содержится в базе данных ЕГРЮЛ и аудиторском отчете АО «БИПЭК АВТО». При этом суммарный собственный капитал казахстанского автосборочного завода «Азия Авто» и АО «БИПЭК АВТО» на тот момент составлял лишь 2,2 млрд рублей (13,4 млрд тенге). Одновременно со всем этим слиянием, вышеназванные компании стали выводиться из структуры «БИПЭК» на ТОО «ОНК» (ее связывают с Балушкиным), а после на доверенное лицо – того самого Романа Степанова, что был назначен учредителем нового ООО «Азия Авто». Сами Балушкин и Сагымбаев получили гражданство РФ. Поскольку Россия не выдает своих граждан другим странам, правоохранители Казахстана, что называется, «связаны по рукам» – им остается лишь ограничиваться публикацией официальных приглашений в страну для следственных действий. Известно, что наши герои продолжают свой бизнес в России, продвигая собранный из вазовских агрегатов вездеход «Пластун» и сумели получить заказ от Минобороны РФ.

Что же там произошло?

АО “АЗИЯ АВТО” свыше десятилетия ввозило иностранные автомобили, маскируя происходящее под производство казахстанской продукции и получая огромные налоговые льготы (свыше 360 млрд. тенге). Льготы эти предназначались на модернизацию и расширение собственного производства с тем, чтобы в какой-то момент АО “АЗИЯ АВТО” из места крупноузловой сборки превратилось в предприятие полного цикла производства с локализацией запчастей не менее 50%. Этого не произошло.
Первое соглашение по этому поводу МИИР и “Азия Авто” заключили 24 июня 2010 года. “Азия Авто” должна была ввести в эксплуатацию завод, где бы проводили сварку, покраску и сборку кузова хотя бы 1-ой модели авто. Крайним сроком ввода в эксплуатацию было 1 июня 2017 года. Позже срок продлили ещё на два года, потом ещё на год – до 31 декабря 2020 года.

За 10 лет, имея огромные налоговые льготы, компания не смогла запустить собственное производство хотя бы одной (!) модели автомобиля.

Льготы для “Азия Авто” складывались из:
– освобождения от уплаты НДС при импорте компонентов (75 млрд тенге с 2012 по 2020 год);
– освобождения от уплаты НДС при реализации готовой продукции (122 млрд тенге с 2010 по 2019 год);
– освобождения от уплаты таможенных платежей (99 млрд тенге с 2012 по 2020 год);
– возмещения утильсбора от ТОО “Оператор РОП” (65 млрд тенге с 2016 по 2020 год).
Общая сумма льгот и преференций составила 361 млрд тенге.

АО “Азия Авто” десятилетиями доило бюджет Казахстана и выводило огромные суммы в РФ, где на них был создан крупный бизнес, сеть по продаже и обслуживанию российских автомобилей.
При этом, говоря о хищении 360 млрд. тенге, стоит отметить, что формулировка “хищение” не раскрывает во всей полноте сути произошедшего. Между тем, она дает достаточно развернутую картину того, как “работает” (а главное – приносит выгоду) как минимум часть “отечественного” автопрома, который сейчас все чаще называют “мифическим”.

Интересно, что помимо структур Балушкина государство признает как минимум еще один прокол в сфере работы с “отечественными” производителями.

  • Разъяснение МИИР
    Напротив, производители автомобильной, сельскохозяйственной техники и их компонентов вместе с таким контрактом подписывают Соглашение о промышленной сборке, которое налагает на машиностроителей взаимные обязательства перед Правительством по локализации и развитию производства. В случае невыполнения Соглашения, предприятия лишаются льгот и обязаны вернуть все полученные государственные преференции. Это доказывают факты расторжения соглашении с АО “Азия Авто” и АО “Iveco Казахстан”.

К сожалению, мы не смогли пока найти подробной информации о причинах расторжения договора с АО “Iveco Казахстан”. В отличие от АО “Азия Авто” это прошло практически незаметно. Тем не менее, наличие как минимум двух подтвержденных примеров провала государственной политики в сфере развития национального автопрома говорит о том, что эта проблема намного сложнее и глубже, чем это пытаются представить государственные органы.

В ходе подготовки данного материала, нами была затронута тема производства отечественной сельскохозяйственной техники и техники для государственных органов. Эта проблема оказалась крайне интересной. Нами была собрана уникальная статистика. В связи с этим, мы решили подготовить статью на эту тему в качестве второго материала цикла о проблемах национального автопрома.
Данный материал выйдет в июне 2024 года.

АЙНАШ РАХИМБЕРДИНА
SemeyAinasy









 4,054 всего,  3 

от Alia

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *