Системные коррупционные риски обнаружены Антикором в работе крупных медицинских учреждений области Абай.

Семей. 22.01.Semey Ainasy – В крупных медучреждениях области Абай обнаружены коррупционные схемы по сервисному обслуживанию медоборудования, факты незаконного увольнения врачей, лоббирование интересов третьих лиц и другие нелицеприятные факты, которые бьют не только по республиканскому бюджету, но и по здоровью пациентов. Об этом рассказал первый заместитель руководителя Департамента Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции Рустем Токбергенов.

Воруют лекарства и их же продают?

Перед началом карьеры работники медицинской сферы приносят профессиональную клятву Гиппократу, в которой клянутся оказывать медпомощь каждому, кто в ней нуждается, ставя интересы больного выше всего. Однако, как показывают проверки, не все служители панацеи придерживаются указанных принципов, превратив лечение людей в коммерцию.

Так, по информации Антикора, в 2023 году государством в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМС) населению области Абай было выделено свыше 400 тысяч лекарственных препаратов на сумму более 7 млрд тенге. По сведениям медработников, данные лекарства использованы для лечения пациентов. Однако в ходе беседы с пациентами, Антикором была выявлена острая нехватка медикаментов.

«Разобравшись, мы выяснили, что выделенный объем препаратов не доходит до конечного адресата. Например, по сведениям Бескарагайской ЦРБ, за 11 месяцев 2023 года одному из пациентов, страдающему сахарным диабетом, выдано 16 упаковок определенного лекарства. При этом сам гражданин заявил, что получил только 11 упаковок. Остальные пять не получал. Такие же пояснения дали и другие пациенты. Наряду с этим, в аптеке Бескарагайской ЦРБ выявлена недостача 32 упаковок на сумму 1,3 млн тенге», – сообщил первый заместитель руководителя Департамента Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции Рустем Токбергенов.

Из-за отсутствия в больнице лекарств, пациенты вынуждены покупать их на собственные деньги в местных аптеках. При этом одна упаковка необходимого лекарства может стоить свыше 40 тысяч тенге. Не покупать дорогостоящий препарат не вариант, ведь это может вызвать осложнения вплоть до летального исхода. Потому пациенты вынуждены покупать эти лекарства (которые положены им бесплатно!) на последние деньги.

«Указанные обстоятельства дают основание полагать, что медработники обворовывают граждан, им же и продавая в последствие эти лекарства», – подчеркнул Токбергенов.

«Чинят» несуществующее оборудование?

В больницах области Абай, по данным Антикора, на сегодняшний день насчитывается более шести тысяч единиц медицинского оборудования, общая стоимость которого составляет около 50 млрд тенге. Среди них самое дорогостоящее установлено в Центре ядерной медицины и онкологии – стоимость оборудования здесь превышает 11,5 млрд тенге.

«Мы провели анализ в Центре ядерной медицины и онкологии  и выяснили, что вокруг медоборудования сплошь и рядом кроется коррупционная составляющая. По ремонту и обслуживанию медоборудования выявлены такие факты, как заключение незаконных договоров, закуп невостребованных запчастей, техобслуживание нерабочего и несуществующего оборудования и многое другое», – поясняет Рустем Токбергенов.

Медицинское оборудование в целом делится на простое и сложное. К сложному относится оборудование, в котором имеется радиационное излучение, поскольку при неправильном использовании аппарат может нанести человеку вред. По закону, в целях безопасности граждан и самих медработников, сервисное обслуживание такого оборудования производится самим производителем медицинского изделия, однако, как выяснилось в ходе проверки, Центр проводил это обслуживание через различные аффилированные фирмы.

«С 2019 по 2022 год Центр заключил 23 договора на сумму 608 млн тенге с компаниями, которые не являлись производителями данного оборудования. Помимо производителя, проводить сервисное обслуживание может и сама больница. Для этого учреждению необходимо обучить своих специалистов у производителей данной медицинской техники», – говорит представитель Антикора.

Так, в 2019 году для обслуживания собственного медицинского оборудования Центр создал сервисную службу. Далее, как и полагается, за счет государства обучил сотрудников службы за рубежом. Вот только использовать их потенциал было уже не в интересах Центра. Вместо этого руководство учреждения отдает предпочтение привлечению аффилированных фирм.

«По логике, обученные за рубежом инженеры должны были ремонтировать или обслуживать оборудование Центра, а на практике они трудоустроены в аффилированные компании и уже за деньги проводили обслуживание медоборудования в различных больницах по всей стране, в том числе в своем же центре», – говорит Рустем Токбергенов.

Проводили ремонт несуществующего оборудования?

Представители Антикора пришли к выводу: специалисты, которые должны были следить за исправностью медоборудования Центра, были заинтересованы в частых поломках, поскольку каждый ремонт – это прибыль их коммерческой организации.

«Отсюда становится понятно, почему Центр заключал незаконные договора и проводил техобслуживание несуществующего оборудования. К примеру, в 2020 году Центр заключил договор с ТОО «Radiation protection company» по сервисному обслуживанию медоборудования на сумму 22 млн тенге, но это оборудование на тот момент было нерабочим. В 2022 году Центр провел обслуживание маммографического аппарата, который был ранее передан на баланс поликлиники №4 и, тем самым провел обслуживание несуществующего в Центре медоборудования. Мы считаем, что работники Центра искусственно создавали поломки медоборудования, чтобы потом ремонтировать его через свои аффилированные фирмы», – говорит Рустем Токбергенов.

Выводы представителей Антикора основаны на ряде удивительнейших «совпадений».

«В конце 2021 года заведующий отделением сообщил на тот момент директору Центра Марату Сандыбаеву о неисправности работы медоборудования. В связи с чем, просил провести обследование и ремонт. 7 февраля 2022 года Сандыбаевым было организовано письмо в ТОО «Radiation protection company» с просьбой провести диагностику поломки на безвозмездной основе, на что получен положительный ответ. Далее инженер ТОО «Radiation protection company», а также завотделением производства радиофармпрепаратов Центра и инженер Центра составили дефектный акт о необходимости замены 15 запчастей. Через некоторое время, на основании коммерческого предложения ТОО «Radiation protection company», была составлена заявка на сумму 34 млн тенге. Однако, по мнению главного экономического отдела и бухгалтерии Центра, данная сумма была сильно завышена, в связи с чем, в согласовании данной заявки было отказано», – рассказывает Рустем Токбергенов.

Наряду с этим, 11 марта 2022 года в качестве благотворительной помощи Центру, ТОО «ЭЙКОС» заключил договор с итальянской компанией-производителем медоборудования по проведению ремонтно-восстановительных работ на сумму 15 тысяч евро. Между тем, руководство Центра снова подает заявку на закуп вышеуказанных запчастей уже снизив сумму до 14 млн тенге. Несмотря на то, что обязательства по ремонту техники взяли на себя итальянцы, работники Центра все равно провели конкурс по закупу и ремонту оборудования. По итогам конкурса по восьми позициям победителем было признано все то же ТОО «Radiation protection company» на сумму 610 тыс тенге. По другим семи позициям были определены другие четыре поставщика на общую сумму 10 млн тенге. Однако, согласно отчету Антикора, оплата была произведена лишь по договору с ТОО «Radiation protection company». С остальными четырьмя поставщиками договора были расторгнуты ввиду их ненадобности.

1 декабря 2022 года итальянские специалисты произвели настройку программного обеспечения, после чего оборудование заработало в штатном режиме. Так, в покупке запчастей необходимости уже не было. Более того, согласно пояснению инженеров Центра, поломка заключалась лишь в сломанной плате, которую починили сразу же в день поломки, однако запустить не смогли из-за необходимости произвести перезагрузку программного обеспечения, которую в последующем и выполнила итальянская компания.

«При этом поясню, что указанные в закупе 15 видов запчастей изначально имелись в наличии и шли комплектом к оборудованию. Позднее при инвентаризации было обнаружено, что они до сих пор лежат на складе и все еще не использованы. Таким образом, вышеуказанная группа лиц пыталась продать Центру комплектующие запчасти, которые шли комплектом к медоборудованию от завода производителя за 34 млн тенге», – подытожил Рустем Токбергенов.

Организатором этой коррупционной схемы, по информации Антикора, являлся главный инженер Центра, мать которого является учредителем того самого ТОО «Radiation protection company».

«Еще один случай произошел 20 июня 2023 года. Инженер Центра объявил о поломке оборудования циклотрон, который предназначен для изготовления радиофармпрепаратов. В этой связи директором Центра заключен договор с компетентным специалистом по диагностике поломки циклотрона на сумму 150 тыс тенге. Но на следующий день руководитель управления здравоохранения области Абай Марат Сандыбаев произвел экстренное совещание с сотрудниками Центра по вопросу правомерности заключённого договора и настоятельно рекомендовал заключить договор с другим ТОО, принадлежащим главному инженеру Центра. Но, несмотря на это, Центр все же продолжил договорные отношения с уже назначенным специалистом. 1 июля 2023 года он починил циклотрон. Аппарат был запущен и до настоящего времени работает в штатном режиме. Но такое решение проблемы не устроило руководителя управления Сандыбаева и инженера Центра Адильбаева. Поэтому Адильбаев написал жалобу в комитет атомного контроля и надзора в части ранее заключенного Центром «неправомерного договора». По результатом проверки комитетом нарушений не установлено, однако Сандыбаев провел собственное служебное расследование, по итогам которого объявил строгий выговор», – рассказал Токбергенов.

Сменилось руководство и оборудование перестало ломаться

Здесь Антикор обращает внимание на тот факт, что еще в ноябре 2022 года Марат Сандыбаев запланировал обслуживание этого самого циклотрона на сумму 70 млн тенге. Обслуживание его Сандыбаев хотел провести через ТОО «NucMed», но тут в план вмешался другой исполнитель, который отремонтировал этот же циклотрон за 150 тысяч тенге. План сорвался? Еще одна немаловажная деталь состоит в том, что 27 июля 2023 года инженер Даурен Адильбаев, по информации Антикора, уволился из Центра по отрицательным мотивам. И тут, как ни странно, циклотрон перестал ломаться! Чудо, не иначе.

«В период с 1 января по 27 июля 2023 года циклотрон выходил из строя 12 раз, не функционировал 27 рабочих дней. А с 27 июля по настоящее время ни разу не ломался. Совпадение или нет – вопрос риторический, как говорится, не пойман не вор. А в 2022 году, когда его обслуживанием за 52 млн тенге занимался ТОО «Radiation protection company», циклотрон ломался 8 раз и не работал 47 рабочих дней, почти три месяца. Остается только догадываться, каким образом проводилось обслуживание, и какие запчасти менялись», – задается вопросом представитель Антикора.

Риск жизнями пациентов ради наживы?

Циклотрон – тот самый аппарат, из-за ремонта которого и возникла вся вышеупомянутая неразбериха, – это миниреактор, который применяется для ранней диагностики рака. Соответственно, простой этого оборудования равносилен смерти, так как несвоевременно поставленный диагноз несет за собой смерть пациента. При этом, Антикор отмечает тот факт, что все ключевые участники, связанные с ремонтом и обслуживанием медоборудования параллельно работают в аффилированных компаниях, владельцами которых являются их родственники.

«Это лишь верхушка айсберга, связанная с медицинским оборудованием. Признаться честно, становится страшно, видя, каким образом, и каким оборудованием лечат пациентов. Неправильное обслуживание и неправильные запчасти автоматически скажутся на здоровье пациентов. Мы считаем, что такое отношение к медицинскому оборудованию является преступным. Никакие деньги не могут быть дороже человеческой жизни», – говорит Рустем Токбергенов.

За долгие годы ни один зарубежный производитель не обследовал имеющуюся в учреждениях области медтехнику на предмет ее надлежащей работы. Учитывая, что в основном сложное медоборудование установлено в онкологическом центре и БСМП Семея, Антикор отмечает необходимость управлению здравоохранения привлечь специалистов  заводов изготовителей для надлежащего обследования и дальнейшего обслуживания оборудования.

А еще странные увольнения…

Помимо многочисленных вопросов по закупу и обслуживанию медицинского оборудования, в сфере медицины есть еще одна большая проблема – кадровые увольнения. Довольно странные и спорные.

«В прошлом году руководитель управления здравоохранения области Абай Марат Сандыбаев уволил 11 директоров больниц. По закону назначение и освобождение главврачей от должности входит в компетенцию наблюдательного совета, но Сандыбаев единолично принимал решение о прекращении с ними трудовых отношений. Вместо них он назначил исполняющих обязанности, при этом утверждать их не торопился. Выборы директоров больниц законодательно закреплены за наблюдательным советом через конкурсную процедуру. Между тем, не всегда выбор наблюдательного совета совпадал с выбором управления. Например, наблюдательным советом было принято решение о продлении трудового договора с директором центра онкологии до 28 декабря 2024 года, однако, несмотря на это, Сандыбаев уволил его. Помимо игнорирования решения наблюдательных советов, руководство управления еще и препятствует их проведению. Так, 16 ноября 2023 года наблюдательный совет поликлиники №7 города Семей объявил конкурс на должность директора поликлиники. Долгое время конкурс не мог состояться из-за отсутствия заместителя руководителя управления Танатаровой, которая, якобы находилась в командировке. При этом документального подтверждения этого нет. После того, как был объявлен победитель конкурса, со стороны Танатаровой стали поступать жалобы о том, что она не согласна с принятым решением. Второй заместитель руководителя управления Молдабеков также не остался в стороне и издал незаконный приказ о выведении из состава наблюдательного совета одного из членов, чтобы затем признать его решение нелегитимным. Только после направления справки комитета руководство управления назначило директора. Факт удержания главврачей длительное время в подвешенном состоянии говорит о наличии коррупционных рисков», – рассказал Рустем Токбергенов.

Кроме того, имеются факты лоббирования интересов аффилированной компании.  Так, выяснилось, что ТОО «Семейофтум» фактически принадлежит Менсулу Сандыбаевой, которая является супругой того самого руководителя управления здравоохранения области Марата Сандыбаева. С 2019 по 2023 годы данное ТОО арендовало помещение площадью 220 кв.м. в поликлинике №7 города Семей. В сентябре 2023 года директор поликлиники отказала компании в ежегодном продлении аренды в связи с отсутствием свободных площадей. Однако уже через месяц вопрос каким-то образом вдруг был согласован, что довольно странно, ведь площадь помещений поликлиники за это время не изменилась. Антикор считает, что здесь налицо вмешательство Марата Сандыбаева и лоббирование им интересов аффилированной компании. К слову, после того, как Антикор направил соответствующую справку, ТОО «Семейофтум» тут же освободило государственное помещение.

Примечательно также, что после назначения Сандыбаева на должность руководителя управления здравоохранения, ежегодный объем госзаказа для ТОО «Семейофтум» вырос аж в два раза, а именно с 80 до 155 млн тенге. К примеру, за 10 месяцев 2023 года Урджарская больница, при наличии своего собственного окулиста, отправила в ТОО «Семейофтум» около трех тысяч людей. Из них более 1000 человек прошли диагностику глаз. Выходит, районный окулист не способен провести диагностику глаз самостоятельно?

Более того, в больнице по данному предприятию производили двойное финансирование. К примеру, 1 марта 2023 года ТОО «Семейофтум» оказало семь медицинских услуг на сумму более 9 млн тенге.

«В эти семь услуг были включены диагностика, биомикроскопия глаза, авторефрактометрия и офтальмоскопия. При этом три последние услуги определяются при диагностике глаза, то есть сидят внутри нее. Таким образом, ТОО «Семейофтум» за одну и ту же услугу получала от государства двойной трансфер. За полтора года так называемого управления Сандыбаева его супруга построила офтальмологическое отделение, рыночная стоимость которого составляет около 500 млн тенге без учета дорогостоящего оборудования. Данное обстоятельство позволяет полагать, что строительство данного объекта осуществлялось не без помощи супруга», – предполагает Антикор.

Так, анализ показал наличие множественных и системных коррупционных рисков в области здравоохранения, которые необходимо устранять совместными усилиями. В настоящее время Антикором уже проводятся два досудебных расследования по факту хищения денежных средств в БСМП и в лечебной амбулатории села Приречное.

«Останавливаться на этом мы не собираемся и продолжим планомерную работу по искоренению коррупции в системе здравоохранения регионов», – заключил Рустем Токбергенов, подчеркнув  удручающее положение области в сфере здравоохранения.

Наргиза Омарканова

 18,407 всего,  3 

от Redaktor

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *