Семей.07.01.”Semeyainasy” – Незаконная легализация квартир и сброс с очереди на жилье. Для жителей общежития по ул.Уральская, 3 это одни из насущных проблем, решение которым не находится вот уже на протяжении 30 лет.
Сняли с очереди на жилье. Почему?
Пенсионерка Канигуль Данебаева проживает в общежитии вот уже 30 лет. В свое время женщина работала в одном из цехов мясокомбината и состояла в очереди на жилье. В 2015 году на законных основаниях расширила комнату в имеющемся общежитии, продолжая ждать своей очереди на получение жилья. Однако долгожданная очередь так и не наступила. Женщину с очереди сняли.
«Так обидно, всю жизнь проработала в цеху мясоконсервного комбината. От мясокомбината и стояла в очереди на жилье. Стояла в очереди с 1993 года. Пока ждала очередь, проживая в этом общежитии, взяла на расширение комнату, поскольку тогда проживала с дочкой, места не хватало. В итоге я узнаю, что меня сняли с очереди! Говорят: «Вы расширили комнату, вам и этого достаточно, живите в ней». Все документы сгорели при пожаре в мясокомбинате, ничего не восстановили. Мы должны были получить квартиру как и все жители, которые стояли в очереди с 1993 года, однако из-за халатности работников, руководства мясоконсервного комбината, которые сожгли документы, даже не дали расчётные деньги. Хотя, согласно закону о жилищных отношениях, должны были передать списки очередников в акимат, но этого не произошло. Все документы были сожжены. Наш бывший аким Ермак Салимов сказал, что нужно установить юридически факт в суде. Мы установили, однако в очереди нас никто не восстанавливает. Теперь приходится ютиться здесь», – говорит Канигуль.
С аналогичной несправедливостью столкнулась еще одна пенсионерка Зауреш Абдусалямова. Ее также сняли с очереди на жилье из-за имеющейся в общежитии комнатушки. С таким положением дел пенсионерка уже смирилась.
«Я 25 лет живу в этом общежитии, столько же лет проработала на мясокомбинате. Стояла в очереди на жилье. Ждала, когда получу квартиру. Но позже мне сказали, что квартиру никакую не дадут, хоть я и стояла в очереди на нее 25 лет. Мне говорят: «У вас есть одна комната, ее вам хватит». Разбираться во всем этом не стала, смирилась и живу здесь по сей день», – говорит Зауреш.
Тем временем Канигуль Данебаева все же надеется восстановить справедливость и призывает власти не закрывать глаза на нарушение закона.
«Я не прошу шикарной новой квартиры, я лишь прошу восстановить справедливость и получить свое, за что я отстаивала очередь с 1993 года», – говорит Канигуль.
Одних сняли с очереди, других – отодвинули на несколько лет
Дочь Канигуль Малика Муратбекова – мать-одиночка и также состоит в очереди на жилье с 1993 года. Сейчас проживает в том же общежитии и также надеется на восстановление справедливости, ведь если одних сняли с очереди на жилье, то других, в числе которых и оказалась Малика, передвинули в очереди на много-много лет.
«В 2023 году ровно 30 лет как мы с мамой стоим в очереди на жилье. Я стою в очереди как неполная семья. Меня без моего ведома, без заявления, отодвинули назад в очереди. Отчет ведется с 2012 года теперь. Я сейчас 685-я в очереди! Я мать-одиночка, моему сыну сейчас 15 лет. Через три года ему исполнится 18 и меня, так же, как и мою маму, выкинут с очереди, скажут, что сын у вас уже взрослый. А я столько лет стою в очереди и ни одного жилья не добилась! Моя 685-я очередь никогда не подойдет. В год продвигается только по 2-3 человека. Сейчас живем в этом общежитии, где нет никаких условий, проходной двор, ужасное состояние. Из-за того, что здесь сырость, у меня развилась астма. Врач рекомендовал сменить жилье, обстановку, но куда я пойду? Работы нет, здоровья нет. Ипотеку оформить не могу, поскольку дохода нет. В Семее нет таких зарплат, чтобы можно было по различным программам жилье приобрести. Мы, как и все граждане Казахстана, хотим жить в нормальном жилье. Это общежитие в ужасном состоянии, все гниет. Мы устали жить в таких условиях, устали от несправедливости», – говорит Малика.
Еще одна семейчанка Альфида Отарбаева также пытается доказать властям, что ее очередь на жилье сдвинулась назад, однако в ЖКХ ее заверяют: никакого «сдвига» не было.
«Я мать-одиночка, у меня двое детей. Старший сын работает, второй инвалид с детства. С 2010 года по льготной программе стою в очереди. Уже 15 лет скитаюсь по квартирам в разных районах. До сих пор квартиру не получила. Конечно, все должно быть в порядке очереди, но меня сдвинули назад! Я была 546-й в очереди, а стала 547-й. Меня отодвинули на одного человека назад. Обращалась в ЖКХ, там мне сказали, мол, «Вы и были 547-я», но я же знаю, что это не так! Передо мной поставили человека, может, какого-то знакомого. Я могу подтвердить, что была 546-й в очереди, у меня есть на руках все документы, но слушать меня не хотят», – недоумевает Альфида.
Одни – годами в очереди, другие – ни дня
Вместе с тем, жители общежития возмущены фактом незаконной легализации комнат. По их словам, в 2007 году, когда прошел процесс легализации, акимат допустил оплошность, в результате которой комнаты в общежитии, принадлежащие государственному жилищному фонду и не подлежащие легализации, все же были легализованы. Как так вышло?
«В 2007 году прошел процесс легализации. Тогда у нас работала председатель КСК, которую, в общем-то, никто и не назначал на эту должность, это была женщина-дворник, без образования. Она сидела и всем жителям за вознаграждение выписывала ордера на бланках мясоконсервного комбината. Ставила свою подпись и печать и распоряжалась государственным имуществом. А сотрудники акимата, которые были в составе комиссии по легализации, видя, что ордер поддельный, все же раздали комнаты, принадлежащие госфонду налево и направо. Ладно бы простые граждане, но представители акимата должны знать, что председатель КСК не имеет права выдавать ордер и распоряжаться государственным имуществом. Но они, видя все это, взяли и легализовали. В общежитии половина комнат легазиованы незаконно. Мы можем это доказать, все документы имеются у нас на руках. Та, кто выписывала поддельные ордера, выписала их, в том числе на сына, на дочку, на сожителя, по 3-4 комнаты легализовала. Что успела, то продала и сбежала в другую страну. Это называется фальсификация документов», – говорит Малика Муратбекова.
Власти ошибку признают, но…
По словам жителей, представители акимата, отдела ЖКХ и жилищной инспекции об этой ситуации знают. Еще бы, ведь жители забрасывают компетентные органы заявлениями с 2008 года. Более того, власти ошибку признают, но «кормят» жителей отписками.
«С 2008 года мы пишем властям, а они лишь отписки нам дают. Недавно были у Гарикова (Димитрий Гариков – заместитель акима области по вопросам ЖКХ, прим.ред.), он сказал подать в суд и признать всё это дело незаконным. Однако жилищная инспекция не хочет вести эту работу. Они нам обещали провести инвентаризацию, но не сделали ее. По итогам инвентаризации они должны были выявить недобросовестных граждан, которые ни один день в очереди не стояли, ни в одну категорию нуждающихся в жилье граждан не входили, но получили комнаты “на халяву”. Сейчас эти комнаты стоят от пяти до шести миллионов тенге. Таким образом, наши государственные чиновники разбазарили государственный жилищный фонд. И никто не понес ответственности. Они признают, что это незаконно, но говорят, что ответственности они не несут. Мне, например, говорят: «Идите в суд и обжалуйте решение», но я не могу. Я не являюсь стороной процесса. Как мне объяснили в суде, эти комнаты мне не принадлежат. Есть официальные документы, согласно которым они принадлежат государственному жилищному фонду и именно госорганы сами должны обратиться в суд. Но они говорят: «Мы не можем этого сделать. Мы же сами это допустили, как мы можем на самих себя в суд подать?». Отправляют в УВД, те нас направили в Ауэзовское отделение, а они ждут, какой ответ им дадут ЖКХ, жилищная инспекция и акимат. А они никакой ответ не дают, в итоге дело наше то открывают, то закрывают. Акимат должен дать документ, что ордер поддельный, но никто такой ответ не дает. Мы ходим по кругу уже столько лет безрезультатно», – возмущается Малика Муратбекова.
«В прокуратуре разводят руками»…
Направляли жителей с их проблемами и в прокуратуру. Как им объяснили, представители прокуратуры должны подать в суд.
«Но в прокуратуре разводят руками, говорят: «Ой, когда это было…». Но ведь неважно, когда это было, важно, что эта легализация грубо нарушает наши права, жителей, которые стоят в очереди на жилье на протяжении 30 лет. В других областях этого же Казахстана спокойно выселяют людей, которые незаконно получали квартиры и спустя 20 лет и больше, и выдают эти квартиры очередникам, а у нас вот так. Мы просим восстановить справедливость. Те, кто взял комнаты незаконно, должны их освободить. То, что принадлежит государственному жилищному фонду, легализации не подлежит. Годами ранее, в суде должны были признать легализацию недействительной, но наши работники акимата допустили оплошность, не написали заявление на имя судьи, чтобы восстановить срок исковой давности. Если бы было это заявление, процесс был бы выигран. Судья удовлетворил бы исковые требования. Но в суде присутствовали неграмотные представители акимата, а я не могла ходатайствовать, поскольку была третьим лицом на этом процессе. Процесс проиграли, потому что юристы акимата и ЖКХ ничего не знают, даже элементарные вещи», – считает Малика.
Чего хотят добиться жители?
Возмущенные несправедливостью семейчане уже отчаялись обращаться за поддержкой в госорганы. Единственный выход из ситуации они видят в огласке проблемы посредством средств массовой информации.
«Мы просим наказать сотрудников комиссии, которые допустили эту незаконную легализацию. Пусть они за свои средства восстанавливают это жилье. Жилищная инспекция ведь должна отвечать за сохранность государственного жилищного фонда. Люди у нас с 88-90-х годов до сих пор стоят в очереди на квартиру, кого-то сняли с очереди, кого-то сдвинули, пусть этот вопрос уже решится. Получается так, что мы, законопослушные граждане, годами стоим в очереди и не имеем ничего, а те, кто просто так заплатил, получили всё и сразу! Много лет прошло, но это нарушение наших прав и мы просим восстановить справедливость», – заключают жители и просят информационной поддержки.
Быть может, если вопрос будет поднят на уровне СМИ, власти, наконец, перестанут «отмахиваться от проблем 30-летней давности», надеются жители.
Наргиза Омарканова
2,879 всего, 6