Семей. 06.05. “Semeyainasy” – В решение сложных и ответственных задач, вставших перед медицинской службой Вооруженных Сил СССР в годы Великой Отечественной войны, значительный вклад внесла отечественная медицинская наука. Медики продолжали разработку новых высокоэффективных лекарственных средств, необходимых фронту и тылу. Успехам в лечении раненых и больных воинов в эвакогоспиталях способствовали совместная работа деятелей науки, врачей-практиков, работников советского здравоохранения — заслуженных деятелей науки, профессоров, доцентов, научных работников. Все они объединились в едином патриотическом порыве, в стремлении наилучшим образом организовать дело лечения раненых и больных бойцов и офицеров.

В документах партийного архива Семипалатинской области хранится письмо заведующего лаборатории заквасок Всесоюзного научно-исследовательского института о применении молочнокислой пасты «НИМИ» в госпиталях и ветлечебницах от 11 февраля 1942 года: «Лаборатория заквасок Всесоюзного научно-исследовательского института молочной промышленности, эвакуированная из г.Ленинграда в Курган, проводит работу, начатую еще в г.Ленинграде, по лечению гнойных ран молочнокислой пастой «НИМИ». Паста готовится на чистых культурах ацидофильной палочки. Кроме пасты при глубоких ранениях применяется жидкий ацидофилин.

По нашей просьбе паста и ацидофилин применялись в Ленинграде профессором Виноградовым, главным врачом больницы им.25 Октября в течение полутора месяцев, и в г.Кургане, в горбольнице, госпиталях №444 и №17/28 и горветлечебнице в течение около 3-х месяцев.

Лечению подвергались гнойные раны мягких тканей. Метод применения следующий: паста наносилась толстым слоем на стерильную марлю и прикладывалась к ранам. При глубоких ранениях жидкий ацидофилин вводился в глубину раны, а паста прикладывалась к поверхности, как указывалось выше. Перевязки производились ежедневно или через день. В результате лечения гнойных ран пастой наблюдалось: прекращение воспалительных процессов вокруг ран даже в запущенных случаях; раны заполнялись гранулированной тканью; выделение гноя прекращалось или значительно уменьшалось; микрофлора ран вытеснялась ацидофильной палочкой; при перевязках паста не присыхала к ране, а свободно отделялась, не нарушая грануляций. Заместитель Народного Комиссара мясной и молочной промышленности Союза ССР тов.Кузьминых предложил нам еще в сентябре 1941 года широко развернуть работу по проверке применения пасты. Как указывалось выше, в Кургане эта работа уже развернута. В настоящее время т.Кузьминых предложил нам организовать производство пасты и в г.Семипалатинске. Распоряжение его было выполнено и паста уже в течение двух недель изготовляется в Семипалатинской областной молочно-испытательной лаборатории. В течение этого времени паста применялась в самом крупном госпитале Семипалатинска №3583 под наблюдением начальником медчасти доктором Ломшаковым, в результате чего получено следующее заключение от госпиталя: «По предложению Семипалатинского облздравотдела эвакогоспиталем №3593 ведется научно-практическая работа по применению молочнокислой пасты по лечению ран. В настоящее время находится на лечении 26 человек. Предварительные результаты лечения пастой дали прекрасный эффект. Дальнейшее углубленное наблюдение над лечением производится». Таким образом, на основании всех наблюдений молочнокислая паста является хорошим лечебным средством для лечения гнойных ран. Она готовится на обычном молоке и не требует для своего изготовления дефицитных медикаментов. Пасту возможно готовить в любом месте, где имеется чистая комната, автоклав, термостат и микроскоп, а также специалист по молочному делу, желательно бактериолог. Все указанные моменты дают возможность пожелать, чтобы паста и жидкий ацидофилин стали постоянной принадлежностью перевязочных пунктов, особенно на участках, близких к фронту.

Паста нам поможет быстро поднять на ноги тысячи бойцов. Кроме того, у нас имеются наблюдения за положительным действием пасты при лечении ожогов и единичные – обморожений. Ацидофилин дает прекрасные результаты при лечении воспалительных процессов в гинекологии. Нельзя также забывать большую роль ацидофиллина при лечении поносов, дизентерии и брюшного тифа, что особенно важно в летнее время.

Считаем необходимым широко развернуть работу по применению пасты в Семипалатинской области, как в госпиталях, так и в ветлечебницах. Но для этого необходимо помочь Семипалатинской молочно-испытательной лаборатории, выделив для этой цели специальное помещение, необходимое оборудование, средства и штаты».

В годы войны действовало несколько тысяч эвакогоспиталей, из которых 76% было сформировано в 1941 году и 24% в течение 1942-1944 годов. Госпиталями за весь период войны было возвращено в ряды Красной Армии 73% раненых, из тыловых эвакогоспиталей Наркомздрава СССР — свыше 56%. Советские люди многое делали для того, чтобы создать наилучшие условия для лечения и отдыха раненых, обеспечения их скорейшего выздоровления и возвращения в строй.

Одним из примеров беззаветного служения науке, народу и профессии является ректор Семипалатинского медицинского института Тамара Александровна Назарова. Она родилась в г.Артемовске Донецкой области, окончила медицинскую профессиональную школу, затем Харьковский медицинский институт. Уже на втором курсе института Тамару Александровну захватили лекции по патологической физиологии. Все свободное время она посвящала работе в студенческом научном обществе, много размышляла над избранными темами. В 1937 году после окончания института она начала педагогическую деятельность в Курске, а в 1939 году была направлена в недавно открывшийся Хабаровский медицинский институт на должность ассистента кафедры патологической физиологии. Здесь было широкое поле для научной деятельности. Но наступили грозные годы Великой Отечественной войны, почти все преподаватели ушли на фронт.  в связи с тем, что в 1941 году на кафедру пришло сразу два курса, каждый из двух бывших на кафедре ассистентов вел по 24 учебные группы. Занятия шли по 12-14 часов и заканчивались поздно вечером. Научной работой удавалось заниматься только ночью. В воскресенье преподаватели и студенты ходили на пристань и занимались погрузкой бревен и других лесоматериалов, так нужных стране в суровые дни войны. В это время Тамара Александровна работала над диссертацией, которую успешно защитила в 1942 году, и по результатам которой ей была присвоена ученая степень кандидата медицинских наук.

С начала войны встал острый вопрос – в госпиталях не хватало донорской крови. Надо было срочно найти ее заменители. Наряду с сотрудниками кафедры Военно-медицинской академии имени С.И.Кирова многие институты страны занимались проблемой шока и кровопотери. Тамара Александровна дни и ночи посвящала изучению биохимических свойств крови при острых кровопотерях. Обобщив опыт исследований, они с профессором этого же института А.Н.Гордиенко предложили кровезаменитель, применявшийся при шоковых состояниях и кровопотере. Признанием заслуг перед Родиной явилось награждение ее медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне», «За трудовую доблесть». В 1955 году Т.А.Назарова переезжает в Семипалатинск и назначается на должность заведующей только что созданной кафедры патофизиологии Семипалатинского медицинского института, работает деканом и проректором по научной работе, с 1963 по 1974 – ректором института, с 1974 по 1982 год – заведующей кафедрой патофизиологии. Вклад Т.А.Назаровой в передовую медицинскую науку трудно оценить. Продолжительность ее трудовой жизни, посвященной науке, борьбе за здоровье человека – 45 лет. Кроме того, она была прекрасным педагогом: лекции ее, глубокие по содержанию и оригинальные по форме, захватывали студенческую аудиторию, воспитывали в них преданность и любовь к выбранному делу. Все, что знала Тамара Александровна, она передала студентам, аспирантам, сотрудникам института, воспитав целую плеяду врачей.

Сколько жизней спасли медики во время войны, подсчитать сложно, сколько людей выжило после только благодаря их военным открытиям — сказать еще сложнее, в любом случае счет идет на десятки миллионов. В годы Великой Отечественной развитие медицины не замедлилось — напротив, оно пошло вперед семимильными шагами, и многие военные наработки используются по сей день.

 

Наталья Яковлева,

архивист КГУ «Центр документации новейшей истории»

 

 636 всего,  3 

от Redaktor

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *