Семей.01.02.”Semeyainasy” – Как сказал Экклезиаст, «Эйн хадаш тахат ашэмеш» – «Нет ничего нового под солнцем». В справедливости его слов я еще раз убедилась, работая над этим материалом. Обдумывать его я начала еще осенью, закончила в декабре, но опубликовать тогда «по техническим причинам» не удалось. А в начале января произошло то, что и в страшном сне не могло присниться. Как и все казахстанцы, я напряженно вслушивалась в новости и с ужасом всматривалась в экран телевизора, не в силах поверить, что все это происходит здесь и сейчас. Но больше всего меня поразило, как происходящее рифмуется с содержимым моей статьи, которое я мысленно именовала «дела давно минувших  дней» и расценивала лишь как повод для демонстрации фотографий старинных зданий и магазинов купцов. Впрочем, вы можете сами в этом удостовериться…

В ноябре 1916 года в Семипалатинске, в центре города произошли события, которые вызвали далеко идущие последствия и, в конечном итоге, привели к смене власти. Основными действующими лицами мятежа стали женщины, жены солдат, находящихся на фронте. В  числе этих солдат, вынужденных участников первой мировой войны,  был и мой прадед с материнской стороны, Тихон Харитонович Шапошников, призванный из Ромадана именно в 1916 году. Он служил в Преображенском гвардейском полку в Петрограде.  Там и была сделана эта  фотография моего прадеда вместе с его земляками из Александровской волости Семипалатинской губернии  Ермолаевым (Бурас) и Белякиным (Ромадан). Т. Х. Шапошников – крайний справа.

Нелегко мужчинам на войне – разлука с семьей, холод, ранения, постоянная угроза гибели.  Но и женщинам, оставшимся в тылу с маленькими детьми тоже не сладко – нехватка продуктов, топлива, дороговизна самого необходимого… Хлебнула горя в этот период и моя прабабушка, Анастасия Алексеевна Шапошникова, в девичестве Сиверская (на фото – справа).

После мобилизации мужа в армию  она осталась с шестью ребятишками. Помимо ухода за ними, на плечи А. А. Шапошниковой полностью легли немалые заботы о домашнем хозяйстве – корова, куры, огород, а также те виды сельскохозяйственной деятельности, о которых большинство современных городских жителей имеет чисто теоретическое представление. Это пахота, покос, молотьба и др. В такой же тяжелой ситуации оказались миллионы женщин-солдаток на территории Российской империи.  Не удивительно, что в какой-то момент может одолеть бурное отчаяние и даже произойти нервный срыв.

Сохранились архивные документы, подробно описывающие, что происходило в Семипалатинске и в Семипалатинской губернии в ноябре далекого 1916 года. (Кстати, нечто подобное творилось в тот период на территории всего Казахстана или Степного края, как он тогда именовался.) Но помимо рассказа об этих тревожных днях, мне хотелось бы показать читателям, как выглядели  улицы нашего города. Неоценимую помощь в подборе фотографий мне оказали краеведы Михаил Ибрагимович Ситуда и Николай Алексеевич Мовчан, которым я приношу искреннюю благодарность. М. И. Ситуда предоставил  дореволюционные снимки большинства зданий, которые упоминаются в тексте, а Н. А. Мовчан выполнил их современные фотографии.

«Сообщаю департаменту полиции нижеследующее. 19 ноября сего года около 10 часов утра у здания областного правления собралась толпа солдаток, числом до 50,где…заявила жалобу на дороговизну и просила урегулировать выдачу дров, сахара, муки, а также об увеличении пайка и воздействия на торговцев к отпуску им товаров по уменьшенным ценам».

Трехэтажное здание слева – областное правление. Построено в 1863 году. Прямо вдали -строительство Никольской церкви. Вид со стороны улицы Полицейской (Комиссарской-М. Ауэзова-К. Рыскулбекова).

      Вид здания областного правления с фасада (ул.Областная-М.Горького-Б.Момышулы)

Современный снимок бывшего областного правления, ныне  в нем размещается департамент экологии по Восточно-Казахстанской области.  Улица Областная (М. Горького-Б. Момышулы)

« Успокоенная… обещаниями сделать для них все …возможное, толпа разошлась. Около полудня солдатки начали собираться возле мануфактурного магазина Михайлова и Малышева, куда прибыл начальник сыскного отделения с помощниками приставов 1 и 3 частей, причем сол -даток здесь набралось до ста человек. Около 50 из них зашли в магазин и требовали от доверенного М. А. Бобылева отпуска товаров по дешевой цене. На это Бобылев ответил, что он давно уже с разрешения хозяина …отпускает товары со скидкой 10 % и что они могут пользоваться этой скидкой все при условии предъявления удостоверений попечительства».

      Угол улиц Областной (М. Горького-Б. Момышулы) и Степной (40 лет Казахстана-Ч. Валиханова).

В магазине купцов 1 гильдии Петра Васильевича Михайлова и Дмитрия Григорьевича Малышева продавались мануфактурные товары, готовое платье, полотно, белье, меха, чай, сахар. Торговали также парчой и церковными облачениями. Здание сохранилось до наших дней. В советское время в нем располагалась чулочная фабрика, затем магазин «Сулу», Казкоммерцбанк. Сейчас в нем находится филиал Халыкбанка.

« Не удовлетворяясь сказанным и находя скидку в 10% незначительной, солдатки настаивали на установлении для них скидки в 20%…Было дано приказание собрать к магазину возможно большее количество чинов полиции и городовых. Около 12 часов в магазин Михайлова и Малышева явилась за покупками участковая попечительница Павлова, которая по просьбе начальника сыскного отделения, для разъяснения солдаткам их сомнений, увела часть их с собой в канцелярию попечительства, часть же из них осталась у магазина Михайлова и Малышева и Каплан, в ожидании своих товарок из попечительства».

         Угол улиц Степной (40 лет Казахстана-Ч. Валиханова) и Областной ( М. Горького-Б.Момышулы)

Каплан Исай Маркович (Ейший Мордхелев), купец 2 гильдии. В «Списке торгово-промышленных предприятий Семипалатинска в 1913 г.» указывается, что «Каплан и К» торговали галантерейными и кожевенными товарами, мануфактурой. Дом И. М. Каплана разрушен в 70-е годы 20 века. На занимаемой им территории построен магазин, который последовательно назывался «Орбита», «Сулпак», сейчас – «Техмаркет».

« При возвращении из попечительства они зашли в магазин товарищества Коншина, а оттуда вскоре опять явились в магазин Михайлова и Малышева и предъявили к доверенному требование о разрешении им скидки с товаров в размере 25%,…причем на этот раз они вели себя уже вызывающе. Толпа на улице достигла больших размеров (до 1000 человек), причем преобладающими в ней явились мужчины».

Петр Васильевич Михайлов, купец 1 гильдии.

Понятно, что с таким количеством людей, настроенных решительно, справиться десятку полицейских было невозможно. Начальнику сыскного отделения пришлось обратиться к командиру 712 пешей Томской дружины с просьбой послать к месту беспорядков роту солдат для оказания содействия чинам полиции.

Пока происходили по телефону эти переговоры о присылке солдат, женщины тоже времени зря не теряли. «Некоторые из солдаток начали требовать заменить им старые шубы новыми, а затем, бросившись, стали срывать с вешалок готовое верхнее платье, но приказчики дали им отпор, отталкивая от вешалок, причем некоторых ударили кто ногой, кто кулаком; рассерженные солдатки начали бить окна в магазине деревянными вешалками и палками. При содействии чинов полиции приказчики начали закрывать окна и двери магазина и закрыли их все, за исключением главного входа, который не был закрыт в ожидании выхода приказчиков.

В это время к месту беспорядков прибыла рота солдат 712 пешей Томской дружины, под командой прапорщика Зеленского, которая и была поставлена цепью около магазина. Толпа, начавшая сбрасывать с полок на пол куски материи и топтать их ногами, была удалена из магазина мерами полиции через незапертую дверь».

(Продолжение следует)

Любовь Бароховская

Фото: Михаил Ситуда и Николай Мовчан

 1,928 всего,  6 

от Redaktor

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *