Некоторые российские журналисты называют это геополитическим ноу-хау.
1) Стратегические партнеры России: Китай, Индия, Турция.
2) Слаборазвитые технически, испытывающие энергодефицит, но густонаселенные страны, партнёрство с которыми крайне весомо во многих сферах. Бангладеш трудно назвать региональным лидером. Но его двухсотмиллионное население делает страну выгодным партнером в сфере торговли.
3) Другие партнеры: Беларусь (важнейший союзник РФ из славянских стран), Венгрия ( по некоторым признакам скрыто лоббирующую интересы РФ в Евросоюзе).
Также Россия налаживает сотрудничество в ядерной сфере – поставки топлива, строительства АЭС – с Аргентиной, Бразилией (в которую уже поставляет ядерное топливо), Ганой (итоги тендера на строительства АЭС должны объявить в конце 2024 года), Угандой (договорились о строительстве АЭС), Марокко (оговорились о строительстве АЭС). В Казахстане начали обсуждать строительство АЭС после публичного предложения России о строительстве АЭС. Референдум, где будет принято решение о строительстве станции, назначили на октябрь 2024 года. Один из возможных поставщиков – Росатом.
Это стало возможным благодаря урановым запасам Казахстана, которые и стали фундаментом российской ядерной экспансии, так как Казахстан для России – основной поставщик природного урана, который в рамках международных соглашений обогащать в Казахстане не могут.
14 крупнейших компаний добывает ежегодно чуть больше 20 000 тонн урана.
5755 из этих 20000 тонн принадлежит российским компаниям. Для сравнения в самой РФ производится ежегодно около 2600 тонн урана. То есть в Казахстане Росатом добывает 2/3 от своего годового производства урана.
14 крупнейших компаний владеют примерно 630 000 тонн запасов урана в Казахстане.
При этом закон разрешает закупку обогащенного урана у России до начала 2028 года, если Минэнерго США определит, что существует угроза национальным интересам США или риск сбоя поставок из-за невозможности найти альтернативные источники.
В феврале 2024 года на форуме энергетики при исследовательском институте Оксфорда отметили, что некоторые страны Восточной Европы (Финляндия, Чехия, Словакия, Венгрия, Болгария) зависят от поставок российского топлива на АЭС, так как они используют советские реакторы (ВВЭР), которым необходимо топливо, произведенное по российским стандартам. Но пришли к выводу, что затратные исследования и производство не стоят этого.
Топливо на восточноевропейские атомные станции с реакторами типа ВВЭР могут поставлять две компании: американская Westinghouse и французская Framatome, у которой есть лицензия на поставку российского топлива. Но, к примеру, в случае с французской компанией, зависимости от российского топлива никуда не исчезает.
21 всего, 21