Семей.27.03.”Semey Ainasy” – Ни для кого не секрет, что Семей является одним из лидеров по количеству жителей дачных массивов – у нас самый высокий процент «дачников» по всей республике. За те 30 лет, что в других городах страны велась активная многоэтажная застройка, куда и заселялась основная часть населения, в Семее «процветали» дачи. Поскольку у местного населения, в виду того, что Семей является, мягко говоря, не очень уж богатым городом, не было возможности приобрести дома в центральных районах города, им приходилось селиться на дачах в качестве постоянных жильцов. Так, со временем дачный сектор Семея раздулся и превратился в своеобразное гетто, где количество постоянных жителей стало превышать количество самих дачников. Причем качество жизни в этих районах оставляет желать лучшего – инфраструктура хромает, соответственно, с водой, освещением и прочими благами цивилизации здесь, что называется, «напряженка».
Кто теперь живет на дачах?
С прошлого года жители дач перешли в режим ожиданияположительных изменений, поскольку с образованием новой области и назначением нового акима, дела вроде как сдвинулись с точки. Были проведены проверки, в ходе которых были выявлены основные проблемы жителей дач. К удивлению многих, были даже ликвидированы два старых дачных кооператива, которые, по словам некоторых жителей, захватили на массиве монополию и превышали свои должностные обязанности. В частности, линии электропередачи на протяжении нескольких лет были на балансе «кооператива-монополиста» и при любых недопониманиях и конфликтах с жителями, кооператив просто-напросто ограничивал подачу электроэнергии этим самым «непослушным» жителям. Это так, краткий дискурс. Возвращаясь к тому, что происходит сейчас, можно заметить уже некоторое торможение дел. Связано оно с новым генпланом, поскольку согласно документу, новый статус дач все еще остается неизвестен. Даже сами жителине понимают кто они теперь – дачники или владельцы земли под индивидуальное жилищное строительство?
Чего хотят сами жители?
Сами жители массивов сегодня поделились на несколько «лагерей» – те, кто ЗА снос и те, кто выступает ПРОТИВ, изъявляя желание сменить статус под ИЖС. А есть еще те, кто вообще считает, что лучшим вариантом будет чуть ли не возвращение к старой теме – созданию нового кооператива.
Жительница поселка Мурат Гузаль Каняева, например, выступает за ИЖС, поскольку боится, что в случае сноса, она в прямом смысле потеряет крышу над головой. Ведь за ту сумму компенсации, которую, по ее словам, ей предлагают, купить недвижимость в городе просто невозможно.
«Говорят, что за 6 соток земли нам дадут 800 тысяч тенге. И куда люди пойдут с этими деньгами? У многих людей это единственное жилье. Я слышала, что одна сотка стоит около 161 тысячи тенге. Проблем, конечно, у нас здесь много. Дороги, соленая вода, которую качаем с качка, свободно гуляющий по поселку скот, но, если честно, я вообще не хотела бы отсюда уезжать, мне здесь нравится. Многие знакомые тоже говорят: «Ну, халупа у меня, ну, и пусть. Живу в ней столько лет, не хочется все равно уезжать». Но если сносить все же будут, многие соседи хотят, чтобы нам дали статус ИЖС. Чтобы в случае сноса, была компенсация не в 700 тысяч, а нормальная сумма, на которую можно будет что-то купить. А так мы бы хотели статус поселка получить. Представителям госорганов о своем желании говорили, они ответили, что инфраструктура не позволяет нас сделать поселком. Дороги надо расширять и еще много чего… А статус ИЖС пока никак не комментируют, только отписки дают. Недавно было собрание с акимом города, где нам сказали, что лет десять наши дачи трогать не будут, если не найдутся частные инвесторы. Если найдутся такие, то с каждым жителем будут договариваться индивидуально. То есть, дачи предположительно пока останутся в прежнем статусе», – говорит Гузаль.
Возвращение к старой схеме?
К слову, по словам Гузаль, на массивах сейчас поднимается речь и о создании нового кооператива взамен тому, что был ликвидирован в прошлом году. Сама женщина с этой идеей не согласна и на то у нее есть свои доводы. Вот уже на протяжении четырех лет Гузаль живет без света, поскольку в свое время отказалась подписать договор с руководством существующего в те годы кооператива. В случае создания новой такой организации, женщина опасается повторения ситуации.
«Я думаю, будет лучше, если не будет дачных кооперативов, потому что они нам только мешали. Например, я четыре года сижу без электроэнергии, потому что не стала подписывать новый договор с ними. Потому что они чуть сто свет отключали, поэтому люди делали все, что они скажут. Я пошла против них и теперь сижу без света. Свечки купила, фонарики на батарейках… Так и живу. Есть те, кто также отказался подписывать договор, и сидят без света и по семь лет. Сейчас кооператив ликвидировали, говорят, подключайтесь, но тоже пока страшно, потому что если подключусь, вдруг мне скажут, что это было самовольно. Теперь же говорят, что хотят создать новый кооператив, якобы для охраны. Но я думаю, что они и электроэнергию хотят на себя взять. На Бобровке уже создают кооператив. Кому нужна охрана, те туда вступают. То есть, зимникам можно не вступать. И то, если они не придумают что-нибудь помимо охраны. Я думаю, если охрана нужна, можно просто нанять охранников, для этого не нужно кооператив создавать. Неужели люди не понимают, что помимо охраны, они будут оплачивать и зарплату председателю, кассиру, бухгалтеру, и домик этот содержать. Это им обойдется дороже, чем нанять охрану. Что касается электричества, нас обещают в ЖКХ передать, кооператив якобы не будет иметь отношение. Но пока еще никуда не передали», – говорит Гузаль.
Что интересно, по словам Гузаль, дачный кооператив на Мурате хочет создать та же команда, которая создала дачный кооператив, ликвидированный в прошлом году. То есть, то общественное объединение, которое управляло дачами и имело множество нарушений, сейчас может возродиться практически в прежнем составе? Возникает вопрос: а зачем тогда вообще ликвидировали прежний кооператив?
По словам жительницы, местная инициативная группа, которая выступает за возвращение кооператива, все еще намерена взять на баланс линии электропередачи. Как говорит Гузаль, на встрече с местным населением акимгорода сообщил, что уже привезли столбы, которые будут ставить на массиве и проводить новые линии, после чего будут передавать в ЖКХ, однако пока этому заявлению доверяют не все жители.
«Мы сами пока за свет никак не платим, акимат обязался до 1 апреля оплатить. Потом с января будем оплачивать за все месяца, сказали, что придут квитанции. Если поставят новые столбы, значит, тогда уйдут потери от старых, и цена должна снизится и должна быть как городская», – говорит Гузаль.
Подойти индивидуально
По мнению общественников, правильным шагом в данном случае будет к каждому дачному массиву подойти индивидуально и в случае, если некоторые действительно пойдут под снос, то только при условии хорошей компенсации. То есть, каждый дом нужно будет оцениватьпо отдельности. К тем же, кто под снос не пойдет, нужно будет подтянуть хотя бы минимальную инфраструктуру.
«Здесь сейчас очень узкие улочки, соответственно, сделать дороги – большая проблема. Сложно будет подтянуть воду, но что-то сделать можно. Также важным моментом является то, что в некоторых случаях придется потревожить жильцов, которые самовольно заузили улицы, например,забрали 1-1,5 м. к своему участку, подвинули ворота. Хотя, возможно, не всем жильцам это понравится, но если они хотят, чтобы были нормальные улицы, нужно вернуть их к старым границам. И таких проблем очень много вскроется в ходе обсуждения. Если мы не можем сделать полноценную инфраструктуру, то хотя бы частично для дачных массивов нужно ее улучшить, чтобы всему поселку стало лучше жить. Это все должно обсуждаться на сходах, должно пройти публичное обсуждение, и не только с руководством самоназначенных организаций, а с общественниками, членами рабочей группы, представителями акимата и местными жителями. Должен быть широкий открытый диалог», – считает член городского общественного совета Илья Бароховский.
В чем проблема акимата?
В конце февраля, на встрече с дачниками в библиотеке имени Абая, главный архитектор Семея Дархан Сейтхановзаявил, что в настоящее время, несмотря установленный в прошлом году запрет на узаконивание жилой части дач, местные власти все же «идут навстречу» горожанам и разрешают узаконить свои строения.
«В 2023 году мы поставили под запрет именно узаконивание жилой части дачных домов, но мы все-таки прислушиваемся к мнению населения, понимаем, что так исторически сложилось, что люди уже там живут и идемнавстречу по узакониванию строений”, – скзаал тогда глава отдела архитектуры.
Тем не менее, общественники не видят этих самых шагов навстречу от акимата в отношении дачников.
«В настоящий момент самая большая проблема акимата заключается в том, что они, собственно, никуда не «пошли» и не «шагнули». В генплане написано, что некоторые районы пойдут под застройку, то есть будут сноситься дома и строиться многоэтажки. В то же время нам сообщают, что все это пока планы и все могут отменить. То есть, даже в акимате они сами еще не решили где будет дача, а где будут сносить. На разных встречах говорят по-разному. Обещали, что 4-го марта будет решение по дачным массивам, но этого решения для всех дачных массивов мы не увидели. Было продлено обсуждение генплана до 31 марта. Я так понимаю, что у них все еще идут дискуссии. По факту решения пока нет», – говорит Илья Бароховский.
То есть, по факту, до тех пор, пока не будет конкретно озвучено решение по дачам, жители их будут пребывать в «подвешенном» состоянии и жить в неведении о своем будущем. Для того, чтобы будущее дач не было столь туманным и завеса неизвестности хоть немного приоткрылась, в процессе обсуждения генплана нужно будет четко обозначить какой статус получат те или иные дачи. Поскольку сейчас, пока одни жители думают, что их сделают чуть ли не новым городским районом, в то же самое время на обоих дачных кооперативах есть инициативные группы, которые считают, что нужно просто создать новые кооперативы и фактически откатиться к старому.
Заниматься вопросами дач должна специальная группа. Но ее нет
В настоящее время по всей республике должны формироваться группы по развитию дачных массивов. Об этом указано в проекте Дорожной карты по развитию дачных и садоводческих хозяйств в Республике Казахстан на 2024 – 2026 годы, разработанном министерством сельского хозяйства совместно с заинтересованными госорганами и акиматами областей. Согласно этому документу, который, к слову, имеется в свободном доступе, сегодня группа должна быть не только сформирована, но и должна была уже провести ревизию дачных массивов, дав каждому из них экспертную оценку. Однако такой группы, по словам общественников, в городе пока еще нет.
«Я спросил у коллег городского и областного общественного советов и не получил информации о том, что эта группа была сформирована и реально работала. Хотя по срокам, которые указаны в проекте, который должен действовать для всех областных центров республики, первый пункт этого плана (ревизия) должен был пройти еще в середине марта. Я считаю, что эти два момента соприкасаются – судьба дачных массивов по генплану и работа этой группы. Если дачные массивы лишатся своего статуса, нужно будет понять, как они будут представлены в генплане. Если не решатся, то ими должна заняться рабочая группа. Хотя в 2023 году были определенные подвижки для дачных массивов, сейчас как будто что-то забуксовало. Или акимат делает это скрытно и информацию не дает. Мы планируем сейчас обсуждать генплан, и обязательно будем разбираться с тем, что планируется сделать для дачных массивов», – говорит общественник Илья Бароховский.
Отмечается, что решение по дачам должны принимать непосредственно сами их жители и комиссия по развитию дачных массивов, которой сейчас, собственно, пока нет.
«Как сейчас принимается решение по дачам без специально сформированной экспертной группы, которая должна проблемы всех этих дачных массивов города изучить? Получается, что решение или вообще не принимается или в акимате решают все самовольно без учета мнения общественности? Я подозреваю, что и с жителями советуются не очень хорошо, по крайней мере, мы не получили информации о том, что здесь проходили опросы, связанные с генпланом. То есть, акимат встречается с населением, но обсуждения экспертного, где профессионалы высказывают свое мнение, не было. Тут и строители должны быть, и специалисты по развитию городской инфраструктуры, чтобы все это было удобно. Этого пока еще не произошло. Предполагаю, что это запланировано на будущее, но это нужно сделать в течение апреля», – считает Бароховский.
«Сделали гетто»
Тем временем, другой общественник Николай Исаев, считает, что работу и вовсе следует начать раньше апреля, иначе будет совсем поздно.
«Сегодня комиссия работать еще не начала. Я боюсь, что получится то же самое, что получилось по решению, которое было принято по развитию дачного подсобного садоводства на 2012-2014 годы, когда фактически ничего не было сделано. И там было примерно то же самое. Глядя, как эта работа начинается сейчас, я боюсь, что ситуация может повториться. Тем более что у нас получилось так, что на дачных массивах постоянных жителей больше, чем дачников. В общем-то, я не обвиняю никого в том, что комиссия еще не заработала, просто время не подошло. Но с другой стороны она уже сейчас должна работать, потому что в апреле будет уже поздно», – говорит Николай Исаев.
Вместе с тем, Исаев также приводит информацию акимаобласти Нурлана Уранхаева о том, что пока вопрос строительства на дачах еще не стоит.
«Недавно я встречался с акимом области Нурланом Уранхаевым, он сказал, что этот вопрос пока еще не стоит как таковой. Да, в генплане было намечено, но генплан еще не обсуждался полностью и не утвержден. Фактически это только наметки. В дальнейшем все будет рассматриваться в соответствии с запросами горожан», – говорит общественник.
Николай Исаев также считает, что цена компенсации жителям дач в случае сноса их дома не должна зависеть от того дачный это дом или капитальный.
«Цена должна исходить из суммы оценки. Да, земля там будет дешевая. Но она для всех будет дешевая, и те, кто там строил, должны были это знать. В общем-то, у нас получается некий парадокс. С одной стороны, мы говорим, что на дачах живут люди как бы неимущие, поэтому живут в этих домиках, но с другой стороны мы говорим: «Там такой дом построили, он же стоит дорого». Так неимущие или слишком имущие? Тоже непонятно. Но это всё тонкости.Всё, что натворило руководство города в свое время, не поддается никакой логике. Мы сделали какое-то гетто», – считает Николай Исаев.
Восточный не следует переводить в жилой массив?
По мнению общественников, перед тем, как перевести статус дачного массива в жилой, следует, как говорится, сто раз отмерить.
«Допустим, я бы ни за что не стал переводить в жилой массив Восточный, поскольку это зона затопления. А чтобы зону затопления огородить, потребуется колоссальная сумма. В целом, перевод массивов сильно ударит по бюджету. Если мы переводим дачи в жилой массив, то нужно создать коммунальную инфраструктуру – водопровод, освещение… Но при этом, если мы поставим столбы электролинии, то водопровод уже нельзя будет сделать, поскольку дороги во многих районах узкие. Нельзя будет привести дорогу в соответствие по нормативам. То есть, придется сносить все крайние дома. А поскольку на дачах по два участка друг с другом граничат, придется вообще все сносить и заново строить. За счет бюджета возвращать деньги, наверное, дорого будет», – считает Николай Исаев.
Заселить свободные массивы
Общественники также предлагают вариант заселения относительно свободных на сегодня дачных районов.
«Например, массив Орленок, где около 5 тысяч свободных участков… Мы можем взяться и делать дачи. Потому что ведь дачи – это золотой резерв. У нас в Семипалатинске было 40 тысяч дачных участков. Если мы посчитаем, что семья из 4 человек, значит, это 160 тысяч человек не знали бы проблемы о подорожании картофеля, моркови и прочего. Мало того, эти же люди могут выйти на тот же рынок, и качество продукции будет выше. Во вторых, автоматически цена на продукты понизится, потому что спрос уменьшится. Все остаются в выгоде. Мы сейчас говорим о социальной поддержке, так вот она. Надо только правильно построить вопрос. Дачи должны быть дачами. В приоритете должны быть не те, кто поселился на дачах круглогодично, а дачники», – считает Николай Исаев.
Так чего ждать дачникам?
Ответа на этот вопрос пока все еще нет. Есть вероятность, что дело прояснится, когда к обсуждению подключится рабочая группа, вот только, когда именно она начнет свою работу пока также остается неизвестным.
Наргиза Омарканова
ВНИМАНИЕ! Копирование материалов допускается только при наличии активной ссылки на сайт (не ниже второго абзаца) или Instagram @semey.ainasy.
2,080 всего, 9