Окунаемся в жизнь приюта и знакомимся ближе с его обитателями.
Семей.22.02.”Semey Ainasy” – Вот уже на протяжении нескольких лет в городе работает первый и единственный приют для животных «4 Лапы+». Приют был построен восемь лет назад на средства волонтеров вдали от города в посёлке Восточный. Локация была выбрана специально для того, чтобы шум приюта не мешал соседствующим домам. Однако, со временем, рядом с приютом всё равно начали «обживаться» люди, которые стали жаловаться на постоянный лай четвероногих соседей. По этому поводу не раз у волонтеров возникали конфликты с владельцами соседних домов. Ещё одна проблема приюта была в том, что животных, нуждающихся в опеке много, а мест мало. Свыше ста кошек и собак ютились на участке в шесть соток. Мест для новых обитателей катастрофически не хватало. Так приют существовал несколько лет. Все изменил июль 2019 года, когда приют посетил тогдашний аким города Ермак Салимов, который воочию увидел все проблемы и предложил вариант, от которого волонтеры не смогли отказаться – приюту предложили приобрести новый участок за подписью акима, на котором нет капитального строительства и близлежащего жилья (строительство жилых строений там запрещено по СанПиНу). Процедура с аукционом, конечно, затянулась. Ведь теперь волонтеры столкнулись с новой проблемой – стали необходимы деньги на то, чтобы возвести здание приюта на новой, куда более обширной территории. Тогда волонтеры открыли сбор на выкуп права аренды, а неравнодушные люди им в этом помогли. И в ноябре прошлого года обновленный приют, наконец, открыл свои двери на новой территории.
«Строительство нового здания заняло два года, а финансовую поддержку нам предоставили не только местные жители, но и европейские фонды, благотворительные организации из Франции, Германии и Испании. Важную роль в завершении проекта сыграл акимы области и города Семей, которые помогли нам найти спонсоров. Я счастлива – за эти 8 лет моей работы, за наш город, который сделал шаг для искоренения проблемы с бездомными животными», – сказала в день открытия приюта руководитель Фонда Анастасия Глядинцева.
Мы решили ознакомиться с работой приюта в обновленном здании (и с его обитателями конечно) и узнать больше об условиях содержания Шариков и Мурзиков.
Кров для братьев меньших
Новый приют значительно, нет, чрезвычайно сильно отличается от того, что было раньше. Здание его расположено на площади 350 кв.м. и оборудовано всем необходимым для полноценного ухода за животными. В его стенах функционируют операционная, стационары для собак и кошек, а также зимнее помещение и мансарды общей площадью 150 кв.м. Сегодня приют дает кров около 250 животным – здесь около 80 кошек и более ста собак.
Пункт 1. Стационар.
Перед тем, как попасть в приют, каждое животное проводит карантин в стационаре. Стационара здесь, как было отмечено выше, два – отдельный для кошек и собак. Здесь они находятся до тех пор, пока не получат необходимую вакцину и стерилизацию.
«Для того, чтобы поставить на рельсы всю эту работу и выработать алгоритм, чтобы это все работало систематически, потребовалось очень много моральных сил волонтеров, опыта. Это все выверено годами, все сделалось не за один день. Когда мы только начинали работу, в Казахстане особо приютов даже не было. Это было восемь лет назад. В Семее приютов не было вообще. И мы по ошибке интуитивно решили, что нужно спасти кошек и поместили их в одну комнату отдельно от собак. Понимали, конечно, что могут быть последствия, но все же. Как итог – у нас тогда заболели все кошки кожным заболеванием. Тогда мы потратили большие средства, чтобы вылечить всех. Конечно, потом мы поняли, что обязательно нужен карантин. И люди нас порой упрекают, мол, «У вас же так много места, почему вы не принимаете животных», но у нас всего несколько клеток. Мы можем взять животное, только если есть свободная клетка, потому что животному обязательно нужен карантин. Нельзя новое животное помещать в общую стаю, это противоречит всем правилам», – говорит волонтер Евгения Коломеец.
В стационаре также находятся больные животные или животные после стерилизации.
«Если животное живет, например, где-нибудь в подвале и его кормят, мы просто стерилизуем его и отпускаем. Если животное с инвалидностью и не может выжить в среде обитания, то мы оставляем его в приюте», – отмечает Евгения.
Например, этот кот прибыл сюда на время. В обычные дни он живет на «китайке». Судя по внешнему виду и ранам, с кем-то подрался и теперь проходит здесь лечение. Как только подлечится, отправится назад – на родную «китайку».
Обитатели собачьего стационара, несмотря на все свои раны, проявляют большой интерес к посетителям и добродушно заглядывают в глаза каждому гостю. В этом стационаре также находятся животные с инвалидностью и достаточно серьезными травмами.
Например, эта собака поступила сюда после ДТП. В день, когда прибыла в приют, на ней, что называется, не было живого места.
«У нее не было большого куска шерсти. Мы не знали, получится ли заживить рану, потому что было видно мясо. К счастью, обошлось, и сейчас осталась только маленькая ранка», – рассказывает Евгения Коломеец.
После того, как все болезни излечены, а вакцины получены, животные отправляются в следующую комнату для адаптации.
Пункт 2. «Адаптационная»
После пролеченных ран животным важно восстановиться не только физически, но и морально. Потому после стационара они отправляются в комнату адаптации. Здесь находятся несколько животных, которые учатся привыкать к обществу сородичей и, соответственно, вести себя «прилично»: не кусаться, не шипеть и не царапаться.
После успешно пройденной адаптации животные, наконец, поступают в общую комнату. Предназначена она, конечно, исключительно для кошек, собаки отправляются в вольеры.
Пункт 3. Общая комната
Кошки и коты (все они, конечно, стерилизованные) находятся в большой просторной комнате. Здесь они живут полноценной кошачьей жизнью: выстраивают иерархию, спят, едят и играют. Причем играют не только между собой, но и с различными игрушками, когтеточками, да и вообще всем, что придется. Как и все домашние коты, собственно.
А еще здесь есть мансарда, которую также облюбовали пушистые.
«У нас есть мансарда на втором этаже, которая предназначена для содержания кошек. На мансарде мы обустроили уголок отдыха для людей, которые любят животных. Они могут приехать сюда, почитать книги (здесь у нас небольшая библиотека), посидеть на диване, погладить котиков. Такая медитация», – говорит одна из волонтеров приюта Евгения Коломеец.
Пункт 4.Ресепшен
Вообще-то, для двуногих посетителей этот пункт будет пунктом номер один. Именно здесь, на ресепшене людей, желающих присмотреть себе питомца или просто провести время с пушистыми, встречают волонтеры. Правда, в морозные дни здесь можно встретить и пёсиков.
«Посетители заходят в приют и попадают на ресепшен. Но, так как сейчас морозы, мы эту дверь пока не открываем и поэтому здесь у нас бегают даже собачки. А так здесь у нас компьютер, куда мы вносим все данные о животном, кто, когда был стерилизован, какие получены вакцины и когда была обработка от блох», – поясняет волонтер.
Не пункт. Просто радостные новости от волонтеров
Проводя экскурсию по приюту, волонтер Евгения попутно делится радостной новостью – в этом году три обитателя приюта обрели любящую семью и отправились в Германию.
«В этом году три наших питомца отправились в Германию. Это кот Пират, который не мог найти здесь дом. Он был такой добрый, такой ласковый и всегда, когда приходили люди, он ко всем ластился, надеялся, что его заберут, но его никто не брал. Но пару лет назад к нам приехали гости из Германии, они увидели Пирата и сказали: «Мы его заберем». Целый год наша волонтер Анна готовила документы, это было очень сложно и затратно. И в конце прошлого года наши питомцы, наконец, улетели в Германию. Помимо Пирата еще две собачки – это собачка Робин с дефектом, у него был перелом челюсти. На улице он не мог бы выжить. У нас его никто не брал. И еще собака Кудряшка, которую мы нашли еще щенком. Она жила у нас больше пяти лет. Теперь они живут в Германии, мы получаем от них видеоприветы. Очень счастливы, что эти собаки лежат на лежанках, в доме, в тепле, ухоженные, чистые. И так радостно, что провернули такое большое дело и наши животные уехали в Германию», – делится Евгения.
Пункт 5.Кухня
Здесь работники приюта, коих можно сосчитать по пальцам, ежедневно варят каши для собак. Чтобы прокормить их требуется наварить две большие кастрюли. Кормят собак два раза в день. Конечно, использовать сухой корм было бы гораздо удобнее, однако, по словам волонтеров, это намного дороже.
При кухне также расположена кладовка, где хранятся крупы и все необходимое.
Пункт 6. Временное содержание
Для временного содержания собак с отлова на территории приюта установлены специальные вольеры. Здесь находятся собаки, которые пройдут стерилизацию и будут отпущены в среду обитания.
«Сейчас на улицах очень много хаски. Если еще 10 лет назад эта порода имела какую-то ценность, то сейчас хаски просто бегают по городу, их отлавливают и вот, пожалуйста – в приюте у нас и алабаи, и хаски, и тазы. И это при том, что алабаи и тазы – это национальная гордость. Повсеместно говорится, что нужно поддерживать эти породы, но практика показывает совсем другое. В вольерах у нас и алабаи, и тазы, вся эта национальная гордость, отловленная на помойках города», – рассказывает Евгения Коломеец.
Пункт 7. Постоянное содержание
Следующие несколько рядов вольеров предназначены уже для обитателей приюта. Некоторые собаки, которые переселились сюда из прежнего приюта и привыкли кцепному содержанию, остались на цепи – в вольеры против их воли их помещать не стали. А вот для собак крупных пород, отличающихся к тому же зооагрессией, построены специальные вольеры – покрупнее и попрочнее.
«Мы построили специальные большие клетки для алабаев, потому что это крупные и сильные собаки, которые способны разгрызть вольер. Также бывает, что у алабаев бывает зооагрессия. Они поступают к нам после боев, их специально натравливали на других собак. Если такая собака выбежит, она может просто убить остальных наших собак», – говорит волонтер.
Например, у этого с виду довольно безобидного алабая, больше напоминающего какого-нибудь плюшевого мишку, как раз наблюдается зооагрессия.
Поэтому живет он в отдельном вольере. Но, стоит отметить, что агрессию он проявляет только к собакам, к людям он лоялен. «Мишутка» периодически потрясывает мордой, поскольку у него хронический отит, от которого он, собственно, и проходит лечение.
«Красивая собака, все им любуются, но брать домой не хотят. Он стерилизован, кастрирован, потомство не принесет. Некоторые сначала хотят его забрать, но, когда узнают, что он кастрирован, отказываются, потому что люди пытаются сделать бизнес. Они думают, что возьмут собаку без родословной и будут ее размножать и продавать щенков. Но это противозаконно», – говорит Евгения Коломеец.
А эти щенки той самой породы, что национальной гордостью зовется – тазы. Вот только выбросили их еще совсем маленькими в количестве восьми штук с матерью прямо на трассу.
«Эти два щенка тазы. Сегодня им около года. Мы нашли их с матерью Ханной на трассе. Их было восемь щенков. Их не забрали маленькими. Одного забрали, но вернули. Красивая собака, думали, что смогут воспитать, но, когда он подрос, они сказали, что не справляются и вернули его», – рассказывает волонтер.
Взрослые собаки и щенки находятся в разных частях двора. Такое решение было принято волонтерами потому, что щенки зачастую подвержены различным инфекциям.
А это – Карамелька – щенок-инвалид. У нее нет одной лапки.
«Она была добрая, но из-за нехватки внимания немного обозлилась, обиделась, что ее посадили в вольер», – говорит Евгения.
А этот песик – следствие отказа владельцев стерилизовать свою собаку.
«У нас на Восточном были соседи, которые сказали, что им нужен щенок. Мы предложили взять у нас, но они отказались и взяли в другом месте. Позже мы им говорим, что собака уже выросла и посоветовали стерилизовать, они отказались. Позднее собака родила много щенков, пришлось нам их раздать. Они говорят: «Нам собака, которая рожала, уже не нужна, мы оставим ее сына. А сын со временем вырос, стал здоровый лось. Кормить такую большую собаку у них возможности не было и они его просто выбросили, и домой не запускали. В итоге мы забрали и мать, и сына. Стерилизовали. И что вы думаете? Штраф этим людям не выписали. И, скорее всего, к весне они возьмут еще одного щенка. Должна обязательно работать полиция, должны выписывать штрафы за несоблюдение правил содержания. Животные обязательно должны быть стерилизованы», – говорит волонтер.
К слову, о стерилизации
Помимо прочего, приют играет ключевую роль в стерилизации животных. Здесь предоставляется всесторонняя помощь в стерилизации и чипировании бродячих собак.
«Сейчас мы начали принимать собак с отлова на временное содержание для стерилизации и чипирования. Пока у нас финансирования нет, но мы пошли навстречу городу и на собственные средства пока содержим этих собак. Надеемся, что в будущем мы выиграем тендер, и эта работа будет поставлена уже на более серьезные рельсы, чем сейчас и будет финансирование. Потому что сейчас приют существует исключительно на пожертвования неравнодушных граждан. Никакой помощи от государства мы не получаем. Если же будет тендер, мы справимся с этой задачей», – говорит Евгения.
В целом, приют рассчитан до 700 животных, но это при условии, что они будут как пребывать, так и «убывать».
«Должно быть так: животные поступили, получили необходимые прививки, стерилизацию и мы их выпускаем. Но есть животные, которые крупные или агрессивные, их мы выпустить не можем. Например, алабаи, немецкие овчарки. Такие породы не подлежат выпуску, и они остаются у нас. Это нас беспокоит, потому что очень много таких животных по городу. И если они не будут отбывать, а только пребывать, то, соответственно, у нас сократится количество мест для временных животных. Мы, конечно, очень хотели бы попросить людей, которые занимаются разведением, чтобы они более ответственно к этому подходили. Если собака имеет родословную, то тогда, конечно, можно разводить животных и продавать их, но если у собаки нет родословной, то разведение и продажа таких животных запрещена законами Республики Казахстан», – напоминают в приюте.
Приют не заменит дом
И всё же все как один обитатели приюта при возможности с радостью обменяли бы все предоставленные им здесь комфортные условия на простое человеческое внимание.
«Все хотят внимания, все хотят, чтобы их погладили. Приют ведь, по сути, используется только тогда, когда животное погибает, когда ему нужно оказать помощь. Здесь как детский дом – здесь только кормят и убирают. Времени на то, чтобы уделять его животным не хватает. Поэтому в принципе приют не стоит расценивать как что-то хорошее и как место, где можно по жизни содержать животных. Порой животным даже лучше в среде обитания, если они не агрессивные, а не вот так вот в клетках сидеть. Все они хотят внимания. Они все чувствуют. Собака – это друг человека. Это социальное животное, им необходимо быть рядом с человеком. Наша мечта, чтобы вольеры были пустые, чтобы все они нашли хозяев, чтобы и как можно меньше к нам поступало животных», – говорит Евгения Коломеец.
Как часто животных забирают с приюта?
В неделю, по меньшей мере, один питомец приюта отправляется домой. Однако и возвращают хвостиков тоже не редко.
«Бывают случаи, когда животных возвращают даже через три года. В этом плюс приюта. Хотелось бы призвать всех жителей города Семей брать животных именно в приюте, потому что мы заключаем договор, согласно которому мы можем принять животное назад. То есть, сколько бы времени ни прошло, какие бы обстоятельства у людей ни произошли, они могут всегда вернуть животное. Если же они взяли животное с рук, то через год или два, естественно, их животное никто назад не примет. И это будет уже их проблема. К нам часто обращаются, пишут в Direct, звонят, говорят: «Я взял кошку два месяца назад. Можно я сдам кошку? У меня аллергия, я хочу от нее избавиться, давайте я вам привезу». Мы спрашиваем, у нас ли этот человек брал животное, отвечает, что нет. Спрашиваем, почему взяли где-то, а не в приюте, говорит: «Я не знал». То есть, когда ему стало нужно сдать животное, он узнал о приюте, а когда ему нужно было взять животное, он взял его с рук. А теперь мы должны решать его проблему. А это не так. Если человек взял питомца, он должен сам его пристроить. Даже в отлов он не может сдать. Это его ответственность и он должен найти животному новый дом», – говорит Евгения Коломеец.
Приют открыт для посетителей
К счастью, количество посетителей, которые могут присмотреть здесь себе друга, теперь не ограничено. Новая территория приюта позволяет вместить даже целые классы.
«В прежнем приюте мы не могли принять много детей, приходилось основной части детей находиться на улице. Заходили по пять человек. Теперь у нас такой простор и мы можем принимать даже целый класс, проводить им экскурсию. Многие дети боятся животных. И, когда они приходят сюда, видят, что они не опасны. Этим самым мы воспитываем в детях ответственное обращение с животными. Мы показываем, что есть животные инвалиды: кто-то без хвостика, кто-то без глаза. Нужно быть гуманными. Если гуманное отношение воспитывается в детях и показывается на примере животных, то такие дети гуманны и к людям. Это все взаимосвязано. Казалось бы, что это мелочь, но если ребенок погладит и покормит животное, он в будущем также будет помогать и людям. Это на самом деле все связано. То же самое можно сказать и о жестокости. Когда дети видят на улице жестокое обращение с животными, когда отстрел убивает животных, это такая психологическая травма. Если с детства дети будут видеть такой пример, что можно уничтожать животных, то в будущем это не скажется на них хорошо, а может привести к воспитанию жестокости в детях», – говорит Евгения.
Кроме того приюту не помешает помощь неравнодушных посетителей. Мелких, но важных работ в приюте не счесть. Например, прибить шторки к будкам собак или очистить часть территории от снега. Словом, было бы желание.
Если желания поработать нет, есть вариант приехать сюда для того, чтобы просто провести время с пушистыми, один из которых вполне возможно станет верным другом и компаньоном.
Наргиза Омарканова
ВНИМАНИЕ! Копирование материалов допускается только при наличии активной ссылки на сайт (не ниже второго абзаца) или Instagram @semey.ainasy.
1,771 всего, 6