Семей.08.02.”Semey Ainasy” – В библиотеке имени Абая состоялась очередная встреча предпринимателей рынка «Акшын» с представителями компетентных органов. На этот раз с погорельцами встретился и аким области Нурлан Уранхаев. В ходе разговора предпринимателей с главой региона выяснились неоднозначные детали. Разберемся подробнее.
«Нет задачи что-то скрыть»
В первую очередь аким области Нурлан Уранхаев заверил пострадавших от пожара предпринимателей в том, что акимат на их стороне.
«Все, что касается государства, все возможное мы абсолютно все применим. Вы даже не сомневайтесь. Вы – наши горожане, мы обязаны и будем решать вашу проблему. Даже не сомневайтесь, чтобы у вас не было никаких мыслей, что законности нет. Мы на вашей стороне. По распоряжению акима города создана рабочая группа, которая занимается этим вопросом, следственная группа, вопрос находится на моем личном контроле, на контроле прокурора области, департамент ЧС этим вопросом занимается. Ни у кого нет задачи кого-то защитить или что-то здесь скрыть. Поверьте. Будет абсолютно беспристрастная работа. Ни на кого, условно говоря, мы стрелки передвигать не будем, будем обсуждать то, что есть. Но вы должны понимать, самое главное – то, что в любом случае за пожарную безопасность здания ответственность несет собственник здания. Это однозначный момент. Остальные вещи будут в ходе следственных действий понятны», – сказал Уранхаев.
Собственник рынка заверяет, что нарушений с его стороны нет
Собственник рынка Марат Курманбаев, в свою очередь, заявил, что все требования безопасности он, как владелец здания, выполнял в срок и добавил, что сам также является в этой ситуации пострадавшим, а потому попросил предпринимателей его понять.
«Вы все прекрасно знаете, что я с вами более 30 лет. Мы строили рынок вместе, душу отдавали и росли. Потерять за один день то, что мы собирали 30 лет – это такое горе. Со мной вместе вы тоже потеряли свой бизнес. Дальше как нам быть я даже не знаю. Я думал, что этот бизнес я передам по наследству, но сегодня у меня ничего не осталось. Только один кредит. Поэтому я понимаю, что для ваших семей единственным источником дохода был ваш бизнес. Мы всегда были законопослушными предпринимателями, вы все прекрасно знаете. Мы все делали для обеспечения электробезопасности, пожаробезопасности. Два раза в год у нас проходили проверки ЧС. Буквально последняя была в октябре месяце. Все, что нужно было сделать, мы сделали до Нового года. Но мы не знаем, почему так получилось, что в два часа ночи был хлопок в одном из киосков, что привело к возгоранию», – говорит Марат Курманбаев.
По словам владельца корпорации, первыми пожар заметили охранники рынка, которые, вызвав пожарных, попытались и сами собственноручно потушить пожар.
«Когда пожарные приехали, многие видели, как они работали, боролись с огнем. Поэтому мы сами себе не враги. Мы требования ЧС всегда выполняли, потому что в первую очередь это мое имущество. Во вторую очередь – это ваше имущество, ваш бизнес. Я приоритетом всегда ставил электробезопасность и пожаробезопасность. В год наш рынок платил примерно 300 млн тенге налогов. Я считаю, что лучше отработать честно и спокойно спать», – говорит Курманбаев.
Фонд в поддержку предпринимателей
С произошедшим уже ничего не сделаешь, считает Марат Курманбаев, а потому предлагает пострадавшим предпринимателям начать все чуть ли не с чистого листа.
«С тем, что произошло, мы ничего не можем сделать сегодня. Я, например, все, что собирал 30 лет, в среднем это более 10 млрд тенге, проиграл за один день. Я знаю, что вы тоже проиграли, потеряли. Нам надо дальше жить. У нас есть Ассоциация торговых предпринимателей РК, и мы решили, что откроем Фонд в поддержку предпринимателей и заявим всему казахстанскому народу, чтобы они в такой трудный момент помогли нашим предпринимателям. Также мы хотим в настоящий момент трудоустроить часть людей. В поселке Жоламан есть торговый дом на 200 мест, куда мы можем отправить мясников и продавцов продуктов питания. Нурлан Тельманович, с вашей стороны нам нужно, чтобы туда ездил постоянно автобус, чтобы было автобусное сообщение», – обратился Курманбаев к акиму области Нурлану Уранхаеву.
Кроме того, Курманбаев, совместно с Ассоциацией, планирует выйти с предложением к акиматам и правительству выделить льготное кредитование на возобновление торгового дома, чтобы предприниматели смогли вернуться на свои прежние места.
«Вы меня поймите, я с вами вместе. Я никуда не ушел. Я был на лечении за рубежом, когда я приехал в Алматы, тогда услышал о пожаре. Меня не было в этот день, так получилось, понимаете? У нас у всех общее горе, вы меня поймите. Поэтому давайте вместе с вами дружной компанией будем решать эту проблему. Мы с вами больше 30 лет вместе, всегда поддерживали друг друга, и я надеюсь, что и в этот раз вы меня поймете. Мне очень тяжело стоять перед вами отчитываться. Я уверен, что с нашей стороны никаких нарушений нет. Мы выполняли все условия, все требования пожарной службы, работали совместно с налоговой. У нас всегда в первую очередь было исполнение требований закона. Поэтому поймите меня, я с вами вместе, и мы дальше вместе победим это тяжелое время», – обратился к присутствующим собственник рынка.
Не исключается поджог
Вместе с тем, в своей речи глава корпорации «Акшын» отметил, что причиной пожара не исключает поджог.
«Комиссия, которая сегодня работает, завершит работу, и мы узнаем, почему так получилось. Есть, конечно, версия, о которой думаю я и другие сотрудники, что возможно был поджог», – отметил Курманбаев.
Власти обещают использовать «все механизмы»
Глава региона Нурлан Уранхаев, в свою очередь, заверил, что государством будут приняты все необходимые меры и механизмы, чтобы помочь погорельцам в их проблеме.
«Что касается автобусного сообщения до ТЛЦ «Жоламан», вопросов нет, автобус продлим, людей направим. Это полностью проблему не решит, но хотя бы какую-то часть», – говорит Уранхаев.
Наличие имущества придется доказать
Что касается описи сгоревшего имущества, предпринимателям придется «побегать», чтобы доказать точное количество пропавшего в пожаре товара.
«Вы сами понимаете, что нужно будет доказать, какой товар у вас был. Если бумаг нет, это будет сделать очень сложно, но мы максимально будем вам помогать. Допустим, вы пришли и сказали: «У меня сгорело 10 одеял». Например. На эти 10 одеял какой-то документ же должен быть. Если документов нет, значит, мы вместе с вами будем садиться, искать механизмы, будем пытаться легализовать. Это вопрос, который будем решать вместе с вами. Каждый из вас должен написать заявление как минимум в органы, в департамент полиции и описать все имущество», – пояснил аким области.
Как быть предпринимателям с договором аренды и предоплатой?
Самих предпринимателей волнует множество вопросов, один из основных касается договоров аренды.
«У многих предпринимателей на руках нет договора аренды. Если что-то и было, то сгорело в пожаре. Как этот вопросом решать? Также было такое, что некоторые предприниматели оплачивали предоплату за февраль месяц. Можно ли будет вернуть эти суммы? Необходимо ли для этого брать справку форс-мажор с НПА «Атамекен»?», – задались вопросом предприниматели.
Владелец рынка заявил, что предоплату за февраль предпринимателям вернут. Что же касается договоров, здесь вновь нужно будет обратиться в базу.
«У нас все официально. Каждый предприниматель имеет договор. Но есть люди, которые эти договора не взяли. Договора у нас фиксируются, оплачиваются на кассе. Даже если нет договора, у вас есть квитанция об оплате. В конце года мы заключаем договор на один год, все наши предприниматели проходят через кассу и все это в открытую. Если сейчас мы нашли договор, согласно которому предприниматель должен заплатить до первого февраля, то предприниматель платит сумму в конце февраля. Мы, войдя в ваше положение, пошли даже на такие уступки. Если кто-то сделал предоплату за февраль месяц – разговора нет, ее вернут. У нас все прозрачно», – заверил Марат Курманбаев.
Делегировать ответственное лицо
Ввиду большого количества вопросов, большая часть которых аналогична уже звучавшим ранее, глава региона предложил собрать инициативную группу из нескольких человек.
«Предлагаю 10 человек от себя делегировать. Я прекрасно понимаю, что вы хотите присутствовать все, но у нас нет постоянной возможности собираться в таком зале. У нас нет такого помещения, чтобы постоянно собирать по 300-400 человек. Если хотите, можем по 10 человек в день принимать. Ни от кого секретов нет. Вас 334 бутика. Наверное, от 30 бутиков одного уполномоченного вы же можете направить? Не такая большая проблема. Мы готовы с вами отрабатывать. Вопросы-то практически везде одни и те же. Все эти вопросы мы отрабатываем с первого дня. Если есть какие-то другие, мы их тоже попытаемся отработать. Если есть возможность решить, мы решим, вы даже не сомневайтесь. Никто не хочет, чтобы вы в одну секунду все потеряли и остались ни с чем. Для нас это тоже большая проблема. Представьте, какое количество людей останется без работы», – говорит Нурлан Уранхаев.
«Я людей не обманываю» – Уранхаев
Глава региона обещает «максимально отработать» все вопросы.
«Что же касается адресной социальной помощи на время, пока вы не трудоустроитесь и все максимально возможные механизмы государственной помощи, мы окажем, даже не сомневайтесь. Тех людей, которых мы возьмем в рабочую группу, с ними мы будем каждодневно работать. Другой работы у нас нет, будем заниматься вопросом. Мой заместитель непосредственно. Если какие-то сложные моменты будут, я готов с вами встречаться. Вот увидите, что что-то не решается, скажете, что хотите со мной встретиться, и я приду. Все механизмы государственной помощи будут оказаны однозначно. Я сам такой же житель этого города, я тоже здесь в этом городе родился. Наверняка многие знают меня, ваши друзья или родственники, может, знают меня. Поэтому, поверьте мне, я людей не обманываю и не собираюсь тем более начинать это делать», – заверил Уранхаев.
Товар частично уцелел, но взять его нельзя
Один из арендаторов Денис Шаповалов на встрече заявил, что является одним из немногих, чей товар частично уцелел, однако забрать его, ровно как и войти в помещение, ему все еще не разрешают.
«У меня отдел косметики. Товар частично уцелел, но он продолжает портиться в настоящий момент. Как спасти мой товар? Я обращался напрямую к прокуратуре и МЧС, но меня никто не слышит», – обратился к акиму области предприниматель.
Уранхаев, в свою очередь, поручил решить этот вопрос на месте.
«Можете считать, что Вас услышали. Сегодня этот вопрос мы поможем решить», – заверил глава региона.
Мародерство… было?
Президент Ассоциации торговых предприятий Казахстана Жибек Ажибаева на встрече заявила, что вчера совместно с собственником здания осмотрела место пожара и заметила, что на ее удивление не было фактов мародерства. Однако сами предприниматели в ответ лишь посмеялись. По их мнению, факты мародерства, да и еще несколько неоднозначных ситуаций были и есть. Так, владелица одного из золотых павильонов Алена Евдокимова пожаловалась на условия хранения драгоценностей и заверяет, что ни о какой технике безопасности речи и быть не может.
«Нас два дня убеждали, что у нас все хорошо. Все представители «Акшына» знают, что наши павильоны не раз вскрывали. Поэтому мы все уносили в золотую комнату. Все наши накладные, все, что можно было, мы уносили туда. И два дня нам говорили, что у нас все хорошо, дверь целая и невредимая. Мы два дня стояли возле базара, никуда не уходили. Вчера вскрываю дверь, а там все сгорело. Вся задняя стена была не бетонная, а из гипсокартона. Она просто сгорела, и сгорело все. Какая здесь может быть техника безопасности? Так мало того, остатки нашего товара, вот эту золу, в контейнера и увезли для проверки. Теперь нам говорят предоставить бумаги, а мы их все уносили в эти ячейки», – говорит предпринимательница.
Аким области, в свою очередь, призвал не беспокоиться, напомнив, что у контрагентов наверняка остались необходимые документы.
«Это, конечно, очень сложная кропотливая работа, но мы обязательно ею займемся», – заверил аким.
Нурлан Уранхаев также подчеркнул, что по закону ответственность за пожарную безопасность несет собственник, а не государство.
Претензии к работе пожарных
Вместе с тем, у предпринимателей имеются претензии к работе пожарных. Заявляют об этом и арендаторы золотых павильонов.
«Когда мы открыли лично мой сейф, он горел у меня на глазах. Воды в нашем павильоне не было ни грамма. Дверь была опечатана, никто ее не вскрывал, нас убеждали, что там все хорошо, а оказывается, задняя дверь была из гипсокартона. У нас вообще ничего не тушили. Когда начали открывать мою ячейку, туда поступил воздух и все воспламенилось. Я сама лично позвала пожарников и попросила тушить. Пошли клубы дыма. Они протянули шланг и начали все тушить при мне. До этого в нашей золотой комнате не было ни грамма воды. Пол был абсолютно сухой. Если в коридоре воды было по колено, и мы ходили в пакетах, то там было совершенно сухо. Как так? Дверь закрыта, опломбирована и они ее даже открывать не стали. И мы достали просто пепел. У меня было четыре 20-килограммовых контейнера. У меня было восемь мест на «Акшыне», я платила аренду регулярно. И что теперь? С чем осталась я, мои дети, мои внуки? Я буду требовать возмещения ущерба от собственника», – заявляет одна из арендаторов.
Глава области призвал не обесценивать работу пожарных, при этом заверив, что все вопросы, так или иначе, «постарается решить».
«Я прекрасно понимаю вашу проблему, но могу сказать одно: давайте не будем говорить о пожарных, они рискуют своей жизнью. Поверьте мне, все имущество, которое сгорело в пожаре, не стоит ни одной человеческой жизни. Мы постараемся все ваши вопросы решить. В каком объеме пока сказать не могу, но решать будем», – заверил Уранхаев.
Золото… исчезло?
Кроме того, в ходе встречи выяснилась еще одна неоднозначная деталь. Дело в том, что, по словам арендаторов, золото, которое при пожаре, по логике, должно было просто расплавиться, почему-то просто исчезло. В частности, об этом заявил представитель «Алқа Ломбард» Валентин Попов.
«Мы хранили золото клиентов в той же комнате, что и владельцы золотых павильонов. … Золотники, наверное, знают, что температура плавления золота – 1065 градусов. Нас, как руководителей предприятия, туда не запустили. Запустили только нашего кассира-эксперта. Кассир, когда зашел, он сказал, что золота нет. Два раза проверялось. Как так получилось? Температура плавления металла 1600 градусов и ячейки остались целые, не расплавились, а золото с температурой плавления 1065 градусов – исчезло? Температура кипения золота – 3000 градусов. Так там вся комната должна была быть в золоте! Вопрос к правоохранительным органам. Если золото расплавилось, оно должно находиться на полу. Где золото?», – задался вопросом Валентин Попов.
Глава области, выслушав вопрос, попросил представителя ломбарда присоединиться к членам организуемой рабочей группы для дальнейшего выяснения обстоятельств.
«Вы войдите в рабочую группу, мы на месте будем разбираться. Если такие факты есть, никто безнаказанным не останется. Это не просто вопрос, это достаточно объемный, серьезный вопрос», – заявил аким области.
Встречи с предпринимателями будут продолжены.
Наргиза Омарканова
9,043 всего, 6