Каковы последствия процессов миграции на просторах Центральной Азии в 2022-м году? К какому будущему идет регион?
*С 1985-го года.
-
ИЛЬЯ КУЗНЕЦОВантивоенный мигрант– Про мобилизацию еще ничего не было известно, просто сам факт начала войны сильно выбил почву из-под ног, совершенно не было понятно, что делать, не верилось, что война может начаться. Буквально на второй-третий день начала разворачиваться машина военной цензуры достаточно жесткая. Я, где мог, старался публично выступать, пытался участвовать в политической деятельности, помогал фонду борьбы с коррупцией [некоммерческий фонд, созданный российским политзаключенным Алексеем Навальным] и казалось, что невозможно оставаться и продолжать заниматься тем, чем я занимаюсь, потому что просто небезопасно.
-
ИЛЬЯ КУЗНЕЦОВантивоенный мигрант– Она едет около 20 часов, я уже был готов на это. Но меня не взяли – тогда еще после COVID были закрыты наземные границы с Казахстаном и только с кыргызским паспортом можно было транзитом, а с русским нельзя было, – говорит Илья. – В первые дни войны начали отменять рейсы один за другим. Я покупал билеты из Иркутска прямые куда были – их отменяли, я покупал новые – их снова отменяли. В какой-то момент я уже подумал, что, наверное, я не смогу улететь, я был готов купить какую-нибудь старую Ниву и поехать по земле в Монголию, потому что думал, что уже все. Но в итоге один авиарейс Иркутск – Ош появился, его не отменили и на нем я прилетел в Ош.
-
ИЛЬЯ КУЗНЕЦОВантивоенный мигрант– Когда прилетели было ощущение свободы, было ощущение, что можно выдохнуть в безопасности в месте, где можно жить и говорить.
-
ИЛЬЯ КУЗНЕЦОВантивоенный мигрант– Сначала немножко завис, подумал, что здесь хорошо, уютно, классно, можно не две недели, а месяц-два. За два месяца закрутились знакомства, какие-то проекты, дела и вот уже больше года тут, – рассказывает Илья Кузнецов. – Мы очень сильно рекламировали Бишкек, когда приехали, и эта реклама сработала. У нас даже есть свой чат в телеграмме – «Иркутяне в Бишкеке», там около тридцати человек. Это именно те, кому мы сильно прорекламировали Бишкек, – говорит Илья. – А как только приехали мы сделали чат «Добро пожаловать в Кыргызстан», там сейчас около 20 тысяч человек.
-
ИЛЬЯ КУЗНЕЦОВантивоенный мигрант– В начале с жильем не было проблем – мы сняли квартиру по достаточно хорошей цене, тогда еще цены не поднялись. Сейчас уже гораздо больше сложностей с жильем, цены сильно поднялись. Раза в полтора как будто бы.
-
ИЛЬЯ КУЗНЕЦОВантивоенный мигрант– Когда началась мобилизация было очень много сложностей, людям не хватало жилья. Знакомые, у которых были какие-то заведения, оставляли людей у себя ночевать. У нас была двухкомнатная квартира со спальней, кухней и кабинетом, и в кабинете на диване и на полу мы тоже разместили пять человек, они жили у нас какое-то время, пока искали жилье. Тогда было сложно, тогда некоторые люди жили в непонятных условиях где-то в подвалах домов и еще где-то, снимали вместе небольшие квартиры большим количеством людей. Это было повсеместно, но это длилось недолго – наверное, месяц. Потом это пошло на спад, я не слышу уже таких историй, хотя по-прежнему популярно снять большой дом или большую квартиру и покомнатно жить семьями или в одиночку. Местные сильно помогали, а возмущения – возмущались даже те, кто помогал, но это совершенно понятно. Но помощи было очень много.
-
ИЛЬЯ КУЗНЕЦОВантивоенный мигрант– Первая волна – те, кто здесь прожил уже год, есть ощущение, что они уже местные, участвуют в каких-то активностях – я надеюсь, что меня уже не отличить от местных «орусов». На кыргызском стараюсь учить базовые фразы.
-
ИЛЬЯ КУЗНЕЦОВантивоенный мигрант– Большая часть осталась, но я знаю, что у них у всех есть проблемы с работой, заработком, живут в приемлемых, но не очень хороших условиях на свои накопления и уже больше года не могут наладить себе какой-то заработок, – говорит Кузнецов. – Я сейчас уже как будто бы больше денег получаю, чем с фриланса, и я видел, что есть люди более-менее активные, которые устраиваются на какие-то подработки. Я, например, преподаю в Compass College и там чуть ли не треть преподавательского состава – это как раз приехавшие специалисты. В сфере гостеприимства сейчас много русских работает, в барах, курьерами. Работа в целом есть, но, понятно, не всегда высокооплачиваемая.
-
ИЛЬЯ КУЗНЕЦОВантивоенный мигрант– Спустя полгода со слезами и болью я как будто сам себе признался, что шансов мало когда-нибудь вернуться, – говорит Илья. – Я собираюсь здесь пробыть ближайшие 2-3 года. Что будет дальше не до конца понятно. Я думал совсем здесь остаться, сейчас я уже сомневаюсь из-за уменьшения стабильности, возможности резких изменений. Мне очень не понравилось внезапно уезжать из России, мне очень не хочется привязывать себя к стране, где тоже есть эти риски.
для Кыргызстана и Узбекистана составляла около 70% (от общего объема переводов), то в 2022 году эта доля выросла на 7% и 11% соответственно.
Эксперты отмечают, что объем переводов в страны отчетливо коррелирует с ВВП России. То есть падение ВВП, экономический кризис – в значительной степени повлияет и на страны нашего региона.
Однако, данная оценка не является чем-то новым. Гораздо важнее другое.
В 2022 году помимо традиционных процессов , связанных с миграционным обменом России и Центральной Азии, регион в необычайно острой форме столкнулся с процессами, которые ранее либо не существовали, либо же существовали в намного более мягкой форме:
– массовой эмиграцией* (которую отдельные публицисты метко назвали “антивоенной”);
– многомиллионным притоком беженцев** с охваченных войной территорий Украины;
Страны Центральной Азии в свою очередь были вынуждены справляться с наплывом миллионов высококвалифицированных мигрантов из России.
Будучи взаимосвязаны, эти процессы существенно повлияли на всех*** акторов региона и сейчас ведут к совершенно неожиданным (с точки зрения граждан) последствиям.
*Повлияла во всех перспективах в равной степени как на Россию, так и на Центральную Азию.
** Повлияла в краткосрочной перспективе на Россию, но в долгосрочной – влечет за собой значительные последствия и для региона Центральной Азии, т.к. влияет на трудовые рынки РФ.
***Исключая Туркменистан.
Индивидуальный идентификационный номер (ИИН), позволяющий вести бизнес и деловые операции в 2022-м году получило около 8000 нерезидентов.
Миграция россиян в Казахстан и их последующее перемещение в другие страны подстегнуло множество отраслей экономики Республики*.
Полностью или частично перенесли свой бизнес в Казахстан многие российские IT-компании**.
На сегодняшний момент мы можем проконтролировать изменения лишь по косвенным признакам (так например в течение 2022-го года резко вырос Astana Hub – крупнейший международный технопарк IT-стартапов в Центральной Азии).
*Вопрос создания совместных компаний с участием россиян и изменения лица торговли в регионе косвенно связан с миграцией, но все же относится в первую очередь к международной торговле и будет рассмотрен нами в отдельном материале.
**Отчасти это может быть связано с попыткой уйти от санкций.
Реакция разная. Одни очень рады вновь открывшимся возможностям свободы (можно без VPN открывать любимые сайты, социальные сети, можно пользоваться и расплачиваться картами), другие радуются погоде, обилию фруктов и овощей, третьи сравнивают цены и прочие удобства для проживания с крупными городами России и в целом приходят к выводу, что не так все плохо. Конечно, пока Узбекистан не может обеспечить тот уровень комфорта, как многие города России, в плане скорости интернета, доступности общественного транспорта и прочего. В целом города у нас не ориентированы на нужды жителей, и это большая проблема. Но мы рады будем смотреть на все это “безобразие” их глазами, поскольку многое нам уже привычно, и мы даже не замечаем. А вот благодаря их наблюдениям многие простые вещи могут быть исправлены без особых затрат времени и ресурсов”
гендиректора Агентства стратегических реформ
С другой стороны, происходящее открыло ряд новых возможностей для целых отраслей. Волна высококвалицифированных мигрантов создала точки роста, которыми Узбекистан не преминул воспользоваться.
Среди практических мер, которые напрямую повлияли на приток высококлассных специалистов можно перечислить — полное освобождение для мигрантов от всех корпоративных налогов, снижение налога на доход физических лиц с 12% до 7.5%, упрощение процедур регистрации бизнеса и найма зарубежных экспертов.
Политика правительства привела к ощутимому росту IT сектора Узбекистана. Экспорт услуг из Узбекистана в 2022 году не только восстановился (по сравнению с периодом до пандемии), но и показал существенный прирост.
В рамках процесса релокации в 2022-м году 68 иностранных IT компаний стало резидентами Узбекистана.
в долгосрочной перспективе миграция специалистов из Российской Федерации может стать одним из основных драйверов роста национальной экономики.
Статус “цифрового кочевника” предусматривает:
– освобождение от обязанности осуществления регистрации по месту проживания на территории Кыргызской Республики;
– освобождение от необходимости получать разрешение на работу;
– автоматическое получение персональный идентификационный номер (ПИН);
– разрешение на работу до 12 месяцев с возможностью продления до одного года;
– право осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность или деятельность в качестве юридического лица;
– право инициировать регистрацию юридического лица;
– право открывать и пользоваться счетами в банках Кыргызской Республики без обязательного осуществления регистрации по месту проживания.
С 29 сентября 2022 года по февраль 2023-го года было подано 2799 заявлений на получение статуса «Цифровой кочевник». 1490. этих заявок было одобрено. Судя по интервью с Ильей Кузнецовым – общее количество мигрантов из России в десятки раз превышает эти значения. Очевидно, не все мигранты из РФ могут или хотят претендовать на статус “цифровых кочевников”.
Кыргызстанские эксперты также отмечают, что мигранты повлияли на целые отрасли. Выгоду от приезда иностранцев получили владельцы гостиниц и владельцы недвижимости: цены на аренду жилья в Бишкеке, Оше и других городах сразу же резко выросли. Выгодополучателем также выступает банковский сектор: здесь значительно подняли комиссии за банковские услуги для зарубежных граждан.
– С одной стороны Бишкек представляет собой довольно комфортное пространство для русскоязычных специалистов.
– Правительством Кыргызстана были предприняты осознанные усилия по удержанию наиболее квалифицированных мигрантов в сфере кыргызской экономики.
– С другой стороны – общие объемы экономики Кыргызстана не очень велики (в сравнении с соседними Узбекистаном и Казахстаном) и не предоставляют достаточного количества инвестиций для реализации крупных проектов.
В настоящий момент статистические органы Кыргызстана не предоставляют точной информации для оценки последствий для экономики Республики. Мы осуществим более точную оценку по итогам 2023-го года.
При этом в 2022 году Российская Федерация выдала документы рекордному количеству новых граждан из Центральной Азии. Резкий рост обеспечили получившие российское гражданство 173 000 жителей Таджикистана.
*Весьма неточным.
И должно объясняться какими-то незаметными на первый взгляд, но важными факторами.
Например, упрощение приема гражданства для тех иностранных граждан, которые заключают контракты о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или воинских формированиях на срок в один год.
Однако, данный фактор, достаточно интересный сам по себе, все же не мог настолько существенно изменить общую картину с увеличением количества принявших российское гражданство, т.к. данное решение вступило в силу лишь в последнем квартале 2022-го года.
В наших предыдущих обзорах мы уже указывали на то, что РФ формирует один из наиболее крупных миграционных коридоров в мире. С каждым годом количество въездов из Центральной Азии в Российскую Федерацию растет.
Однако, трудовая миграция и принятие гражданства далеко не всегда коррелируют между собой напрямую. В зависимости от экономической и политической ситуации, правительства стран, принимающих мигрантов, могут как осознанно ставить барьеры для того, чтобы удерживать мигрантов от принятия гражданства, так и наоборот – облегчать прием гражданства.
Соответствующий документ утвердили в Министерстве труда и социальной защиты РФ.
В перечне профессий – строители, медицинские работники, аграрии, педагоги, журналисты, инженеры и многие другие. Всего в списке представлено 203 специальности в 14 разделах.”
Мы можем предположить, что одним из мотивов для облегчения приема российского гражданство – стала потеря большого количества граждан, выехавших за рубеж в связи с неприятием военных действий.
Увеличивая поток трудовых мигрантов, правительство РФ одновременно создает условия для того, чтобы как можно большая доля этих мигрантов становилась гражданами Российской Федерации.
необходимое России число мигрантов. Для сохранения численности населения РФ необходимо привлекать в год от 390 000 до 1,1 миллиона мигрантов.
Соответствующее исследование было подготовлено учеными из Института демографии имени А.Г. Вишневского НИУ ВШЭ Валерием Юмагузиным и Марией Винник.
По оценкам демографов в зависимости от различных сценариев рождаемости и смертности уровень миграционного прироста в 2021–2023 годах должен был составлять (для стабилизации численности населения на прежнем уровне) от 460 000 до 1200 000 человек.
С 2002 по 2014 год обязательные пенсионные взносы работодателей разделяли на части. С 2010 года 16% от зарплаты каждого работника уходили в бюджет Пенсионного фонда России (ПФР), а далее шли на выплаты нынешним пенсионерам. 6% перечислялись на индивидуальный пенсионный счет человека.
К 2014 году разрыв между взносами от работодателей и пенсионными выплатами оказался слишком велик. Правительство Российской Федерации официально приняло решения передавать все пенсионные отчисления в ПФР для выплат пенсионерам. Можно сказать, что с этого момента пенсионная система РФ вернулась к системе солидарных выплат, когда более молодое поколение платит пенсию (своими отчислениями) более старому.
* выплата пенсий пожилым людям осуществляется за счет отчислений ныне работающих.
**выплата пенсий осуществляется за счет накопленных пенсионером в течение жизни средств и инвестиционного дохода, процентов, наросших в ходе инвестирования этого капитала.
Однако, с 2019-го по 2022-й число пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда России, сокращается (на 0,7% за 2019 год, 1,3% за 2020 год, 2,3% за 2021 год, 0,6% за 2022 год).
Увеличение возраста выхода на пенсию приводит к тому, что часть относительно молодых лиц предпенсионного возраста выходит на пенсию существенно позже, а более пожилые возрастные когорты (те, что уже давно вышел на пенсию) стремительно сокращаются в связи с естественной смертностью.
Начиная с 2019-го года, российское правительство увеличивает возраст выхода на пенсию, чтобы уменьшить нагрузку на пенсионную систему России. Уже по итогам первого года реформы — 2019 г., — согласно данным Росстата, число пенсионеров сокращается на 319 000 человек, в 2020-м — на 569 000*. В 2021-м году процесс ускорился: в первом квартале страна потеряла 379 000 пенсионеров, во втором — 243 000, в третьем — 145 000, в четвертом — 204 000. Всего в 2021-м году страна потеряла 971 000 пенсионеров.
*Свою роль здесь сыграла и эпидемия КОВИДа.
Безусловно, сокращение численности населения создает и иные вызовы российскому правительству (уменьшение количества налогоплательщиков, уменьшение мобилизационного ресурса и т.д.). Однако, именно проблема с пенсионными отчислениями – является проблемой сегодняшнего дня, т.е. той проблемой, решение которой нельзя просто отложить на будущее. Проблемой, которая будет замечена крупными группами населения (пенсионерами и лицами предпенсионного возраста) и приведет к резкому взрыву недовольства.
Очевидно, что для решения этой проблемы российское правительство будет вынуждено ежегодно создавать все новые условия для привлечения новых граждан из Центральной Азии, либо других регионов.
Единственной альтернативой быстрого краха пенсионной системы РФ является постоянный “импорт” новых граждан, платящих пенсионные отчисления предыдущим поколениям россиян. Политика завоза “простых” трудовых мигрантов в данном случае уже не работает.
1,422 всего, 9