Семей.10.04.”Semeyainasy” –В Казахстане низкая вероятность снижения инфляции, а повышение цен на ГСМ только ухудшит ситуацию с ростом цен на продукты и товары. Такими опасениями с LS поделились профучастники.
В беседе с LS ведущий аналитик Ассоциации финансистов Казахстана Зарина Скрипченко посчитала возможность двукратного снижения инфляции до конца 2023 года маловероятным. Напомним, именно такое поручение озвучил президент Касым-Жомарт Токаев правительству и Нацбанку.
Ссылаясь на расчеты АФК, эксперт отметила, что для двукратного снижения инфляции в текущем году месячный рост индекса потребительских цен должен замедлиться до 0,7% в оставшиеся восемь месяцев.
“Рост цен в стране, помимо устойчивого спроса из-за высоких инфляционных ожиданий, связан и с немонетарными факторами, работа над которыми требует существенных временных затрат. Поэтому даже реализуемые в настоящее время меры по снижению инфляции могут иметь эффект только в средне- и долгосрочной перспективе”, – пояснила спикер.
Собеседница LS напомнила, что в 2022 году правительство совместно с Нацбанком разработало комплекс мер по контролю и снижению инфляции на 2022-2024 годы. Документ состоит из 61 мероприятия оперативного и среднесрочного характера по нескольким направлениям. В их числе увеличение объемов внутреннего производства, хранение и логистика товаров, контроль за ценообразованием и др.
“Исходя из последнего поручения главы государства о двукратном снижении инфляции, приоритет будет отдан контролю цен на продовольственные товары, а также развитию агропромышленного комплекса и торговли. Нацбанк, в свою очередь, будет удерживать базовую ставку на текущем уровне в 16,75%, сдерживая рост потребительского спроса и кредитования”, – спрогнозировала Скрипченко.
В целях уменьшения роста цен на продукты аналитик предлагает рационально отнестись к использованию средств из Нацфонда.
“Существенный вклад в снижение инфляции могли бы внести оптимизация и повышение эффективности бюджетных расходов и выделяемых из Нацфонда средств. Это также позволит избежать снижения уровня жизни населения и роста социального напряжения в обществе ввиду высокой доли соцсферы в бюджетных расходах”, – подчеркнула она.
Аналитик АФК ожидает, что в текущем году увеличение бюджета на 1,5 трлн тенге и подорожание топлива и тарифов ЖКХ усложнят процесс замедления инфляции.
“Что касается повышения цен на ГСМ внутри страны, то эта мера может негативно повлиять на борьбу с ростом цен, так как стоимость топлива заложена при производстве и транспортировке как отечественных, так и импортных товаров”, – подчеркнула Скрипченко.
Между тем, согласно апрельскому опросу АФК, в ближайшие 12 месяцев участники финрынка прогнозируют инфляцию на уровне 14,4%.
В свою очередь финансист Расул Рысмамбетов предположил, что повышение цен на ГСМ приведет к краткосрочному росту цен на продукты, примерно на 3-7%.
На вопрос о том, как правительство будет исполнять поручение президента по снижению инфляцию в два раза в этом году, эксперт выделил несколько мер.
“В первую очередь, самый простой способ – они будут пересматривать как считать инфляцию. Во-вторых, снижать ее в два раза – это повышать экспорт и импортозамещение. Наверное, правительство будет делать ставку на нефть, металлы, зерно и на улучшение условий для бизнеса. В-третьих, на мой взгляд надо думать не об инфляции, а о силе экономики, производстве, создании рабочих мест, снижении барьеров для бизнеса. Инфляция – это не то, чем можно управлять, это всего лишь температура организма. Если вести здоровый образ жизни в экономическом смысле, тогда инфляция сама придет в норму”, – пояснил Рысмамбетов.
Спикер также сетовал на расходы госбюджета и участие государства в экономике страны. По его мнению, власти могут сократить бюджетные расходы, как минимум на 500 млрд тенге, и сделать налоговые процедуры более понятными для бизнеса.
“Бизнес – это не торговля в данном случае, а производство или долгосрочные проекты. Данные проекты выстрелят не в течение года, а в течение пяти лет. Вот за этот период можно добиться устойчивой контролируемой инфляции”, – объяснил финансист.
По ожиданиям Рысмамбетова, рост цен на товары и услуги в 2023 году может сложиться на уровне 10-12%.
“Но смотря кто будет считать. Потому что я неоднократно замечал, что на уровне акиматов имеются схемы, чтобы сделать инфляцию пониже. Есть много вопросов к тому, как акимат собирает данные по инфляции. 10-12% реалистично, если правительство начнет в поте лица все делать, и это без внешних шоков”, – резюмировал он.
Ранее глава Нацбанка Галымжан Пирматов рассказал, что в стране сохраняются факторы, которые сдерживают снижение инфляции и повышают риски ее ускорения в будущем. По его словам, на данную ситуацию окажут прямое и косвенное влияние реформы в ценообразовании на рынке ГСМ и в услугах ЖКХ.
В то же время премьер-министр Алихан Смаилов отметил, что в потребительской корзине доля дизтоплива составляет 0,4%, бензина АИ92 – порядка 2%. В результате прямой эффект от планируемого повышения цен в текущем году оценивается в 0,35 п.п. инфляции. А косвенный эффект будет из-за того, что топливо входит в структуру затрат производителей.
Напомним, с 12 апреля в стране планируют поднять цены на АИ-92 и АИ-93 на 11%, до 205 тенге за литр, а на дизтопливо – на 20%, до 295 тенге за литр.
Источник: https://lsm.kz/inflyaciya-poruchenie-prezienta-mnenie
692 всего, 6