Семей.25.03.”Semeyainasy” – Я выпустила этого джинна из бутылки – мне и придется законопатить  его обратно. Во всяком случае, я очень хотела бы это сделать. Началось все 15 сентября 2017 года, когда на сайте информационного агентства «Семей айнасы» был опубликован мой материал о семье семипалатинского купца первой гильдии Давида Купера. Я долго обдумывала вступление – хотелось сделать его более эффектным, привлекающим внимание читателей. И я не придумала ничего лучшего, как обыграть то обстоятельство, что еврейская купеческая провинциальная семья, биографию трех поколений которой я прослеживала, носит ту же фамилию, что и мой любимый в детстве писатель, Фенимор Купер. Последствия этой вполне безобидной параллели между двумя однофамильцами мне и в страшном сне не могли присниться!

Фото семьи Давида Купера

В этот же день, 15 сентября, на новостном портале «Экспресс К»  появилась информация под заголовком «Последний из степных могикан». В ней за подписью неизвестного мне журналиста были изложены некоторые факты моего материала о Куперах, причем сделано это было в форме интервью со мной. Я была поражена, так как ни разу в жизни я не видела этого человека и тем более не разговаривала с ним. Более того, в этой информации употреблялись такие обороты, как «потомок знаменитого американского писателя-романиста», «родственник писателя», которых, конечно же, в моем тексте не было.

Вскоре, 3 октября, на сайте livejournal. com появилась публикация под заголовком «Потомок Фенимора» – практически слово в слово перепечатка из «Экспресс К», опять же излагающая информацию от моего лица в форме интервью. Надо ли повторять, что и этого автора я в глаза не видела и никогда с ним не общалась!

Таким образом, я на собственном горьком опыте убедилась, как появляются газетные «утки» – « непроверенные, ненадежные или преднамеренно ложные сведения», как это сформулировано в Википедии. Использовав в своем материале такое выражение, как «носят эту знаменитую фамилию», я лишь имела в виду, что иногда люди, которые не имеют никаких родственных отношений с известными историческими личностями, являются их однофамильцами (Гофман, Ульянов, Романов, Шаляпин и др.) Например, в одном классе со мной училась девочка по фамилии Некрасова.  Но у наших одноклассников никогда и мысли не было, что она может быть внучкой или правнучкой поэта Николая Некрасова!

Кроме термина «утка» в журналистике существует еще такое идиоматическое выражение, как «развесистая клюква», означающее вымысел, искаженное представление, обнаруживающее полное незнание предмета. Именно это было продемонстрировано в данной ситуации. Человек, имеющий хотя бы мало-мальское представление об истории мировых религий и их особенностях понимает, что абсолютно невозможно родство англосакса-христианина и купца, исповедующего иудаизм.

Однако, как я и предчувствовала, события продолжали развиваться. Через некоторое время, благодаря интернету, сведения о публикации   моего интервью, которое я якобы дала корреспондентам двух изданий, докатились до США, где живет Марк, внук Давида Купера. Он, естественно, был возмущен и потребовал объяснения. Мне пришлось сообщить ему, что я даже не  знала о существовании этих журналистов, а интервью было опубликовано без моего ведома и согласия, да еще и с серьезным искажением истинного положения вещей.  Кроме того, на сайте «Семей айнасы» 10 января 2018 года было размещено «Опровержение», которое, по-хорошему, надлежало сделать совсем другим средствам массовой информации (https://semeyainasy.kz/16226-2/).

Но я понимала, что успокаиваться рано. Цепная реакция, запущенная второпях, в погоне за сенсацией продолжалась. В нее невольно был втянут и такой знаток истории нашего города, как Михаил Ибрагимович Ситуда. В своей книге «Купеческое наследие Семипалатинска» он использовал мой материал о семье Давида Купера, к сожалению, предварив его цитатой из публикации в «Экспресс К» о родственных отношениях этой семьи с американским писателем, автором приключенческих произведений.

М.И. Ситуда

Обнаружив это, я начала лихорадочные поиски телефона М. И. Ситуды. Мы не были тогда знакомы, но я набралась храбрости, позвонила ему и, чуть не плача, сообщила  обо всех перипетиях со злосчастным Купером.   Честно говоря, я приготовилась к тому, что он начнет метать громы и молнии. Ведь одно дело, когда неверная информация промелькнет на газетной странице или в интернете. И совсем другое – когда она размещена в серьезной книге, которой будет впредь пользоваться не одно поколение краеведов и жителей Семипалатинска, интересующихся  историей родного города. Однако  Михаил Ибрагимович отнесся к моему сообщению совершенно спокойно. Более того, он с юмором рассказал, сколько подобных нелепых ошибок десятилетиями блуждают в краеведении и переходят из одного издания в другое. Я вздохнула с облегчением, но не тут-то было.

В конце декабря прошлого года и в январе нынешнего на головы читателей обрушился целый водопад публикаций, в заголовках которых, а тем более в текстах фигурировало имя американского писателя. «В Семее сносят дом родственника Фенимора Купера» («Караван», 20.01).  «Старинный дом Куперов сносят в Семее» («Semeynews», 22. 12). «Семей может остаться без дома, где жил потомок американского писателя Купера» («Экспресс К», 22. 12). Прочитав все эти материалы, я не знала, плакать мне или смеяться. Давида Купера уже именуют ни больше ни меньше, как братом Фенимора. И никого не смущает тот факт, что младший братишка родился почти через 100 лет после рождения старшего и через 19 лет после его смерти. Годы жизни автора бестселлеров, Фенимора Купера – 1789 – 1851 гг., владельца кожевенного завода в Семипалатинске, Давида Купера – 1870 – 1907 гг.

Фото надгробия Давида Купера

Ну, допустим, он не брат, а внук или внучатый племянник. Тогда объясните, пожалуйста, почему потомок христианина, протестанта, квакера (это все Фенимор ), переехав в Европу, а затем в Российскую империю ни с того ни с сего перешел в иудаизм?  Это в конце 20 века неожиданно грянула мода на еврейство, которое давало возможность переезда в Землю обетованную. В 19 веке, также как и в десятки предыдущих веков, от него – еврейства – были одни проблемы. То инквизиция на костер отправит, то черносотенцы погром устроят. А во время Второй мировой войны, под предлогом «окончательного решения еврейского вопроса» было уничтожено около шести миллионов евреев. Так что менять христианство на иудаизм в 19 веке не было никакого резона.

…Последней каплей, окончательно переполнившей чашу моего терпения, стал материал «Не разрушив старого, не построишь нового: что будет на месте старинного дома 19 века?»   ( « Semeyainasy.media», 29. 01) . В нем сообщается об угрозе сноса дореволюционного кирпичного особняка на пересечении улиц Ч. Валиханова и Посмакова, который якобы называется «домом Купера».

Во-первых, бывший дом семьи купца Купера снесен полвека назад. Во-вторых, находился он совершенно в другом месте – по улице Больше-Владимирской (позже Советской, сейчас Абая). В-третьих, выглядел он совершенно иначе. Двухэтажный, первый этаж каменный, второй – бревенчатый. Когда-то таких домов в Семипалатинске было – не перечесть. Сохранилась фотография этого особняка, которую сделал старший сын Купера Яков Давидович во время своего посещения родного города в 1948 году.

Фото Якова Купера   Дом семьи Куперов

Кстати, во время написания этого материала у меня появилась гипотеза по поводу причины визита Я. Д. Купера в Семипалатинск. В самом деле, зачем ему понадобилось совершать столь длительный и дальний вояж? Ну не ради же снимков родительского дома и мужской гимназии приехал он за тридевять земель из Москвы, да еще морозной зимой. Очевидно, был важный повод для срочной поездки. Напоминаю, что она состоялась в 1948 году. А это год образования государства Израиль, куда сразу же хлынули евреи со всего мира, и  прежде всего – из бывшего Советского Союза. Возможно, были  планы совершить алию – репатриацию в Эрец-Исраэль – и у детей купца Купера. Но для их осуществления требовались архивные документы, в частности, справка о смерти отца, который похоронен на старом еврейском кладбище Семипалатинска. Думаю, что приезд  Якова мог быть обусловлен необходимостью получения этой справки. Но, повторяю и подчеркиваю, это только лишь мое  предположение, не подкрепленное никакими фактами.

Что касается предполагаемого сноса дома по адресу Ч. Валиханова – Посмакова… Я убеждена, что старинные здания имеют ценность сами по себе, а не только потому, что в них жил или бывал тот или иной знаменитый человек. И хотя ни один член семьи семипалатинских однофамильцев Фенимора Купера никогда не проживал в этом доме, особняк, безусловно, заслуживает сбережения и достойной реставрации.

 

Любовь Бароховская

 1,889 всего,  3 

от Redaktor

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *