Семей. 18.08. «Semeyainasy» — (продолжение)
Исходя из внешнего вида синагоги (бэйт-кнесет на иврите), расположенной по ул.Байсеитова, № 51 (ранее Белинского, до революции – Дальней) можно сделать определенные выводы о положении еврейской общины Семипалатинска в дореволюционный период.
В прошлые века, во время гонений евреи подвергались строгим ограничениям при строительстве синагог. Требовалось располагать их так, чтобы они не были заметны с улицы, в глубине двора или даже внутри других зданий, по принципу русской «матрешки». Это были так называемые «подпольные синагоги», о нахождении которых знали только посвященные. Синагога по ул. Байсеитова выстроена в один ряд с прочими домами, совершенно открыто, что свидетельствует об отсутствии каких-либо запретов и преследований со стороны тогдашних властей.
Согласно Талмуду, синагога должна стоять на самом высоком месте в городе. Выполнить это предписание в холмистой местности несложно. В Семипалатинске, расположенном в плоской степи – невозможно. Но и не выполнить – нельзя. Как быть ? Мы видим на куполе апсиды(арон-акодеш на иврите) шпиль высотой – на глаз- около 4 метров. С помощью этого ухищрения(установки шпиля) синагога формально оказывается действительно выше соседних построек. Кстати, арон-акодеш, предназначенный для хранения свитков Торы, во всех государствах и городах мира всегда ориентирован на Иерусалим.
Архитектурный облик здания синагоги говорит также о материальном положении общины. В маленьких бедных местечках (штетлах) в европейской части Российской империи строили обычно деревянные синагоги, ничем не отличающиеся от жилых домов обывателей. Более экономически крепкие, богатые общины могли себе позволить каменные синагоги. Семипалатинская община была именно такой, хотя доля евреев в населении города была невелика. Убедиться в этом можно, просмотрев «Список торгово-промышленных предприятий Семипалатинска в 1913 г.». Он буквально пестрит еврейскими фамилиями.
Фирма «Е. А. Высоцкая и сыновья» поставляла в Семипалатинск «бакалейные, колониальные и гастрономические товары», граммофоны и патефоны, швейные машины, обувь, посуду и др. Широкий ассортимент товаров, от белья, дамских и детских шляп, готового платья до меховых изделий предлагал магазин Х. М. Фурмана, расположенный на улице Александровской (Ленина, ныне Мангелик ел), одной из центральных улиц города. Желающие обзавестись галантерейными или кожевенными товарами, мануфактурой могли приобрести их в магазине «Каплан и К».
К. И. Рабинович обеспечивал своих клиентов оптическими приборами, москательными товарами и минеральными водами. Аптекарскими снадобьями снабжали жителей Семипалатинска С. Я. Блюм и Д. И. Розин. Изысканные ювелирные украшения можно было приобрести в магазине Срулевича. Все эти и многие другие евреи – предприниматели и купцы города – были достаточно обеспеченными людьми и, разумеется, охотно делали пожертвования(цдака на иврите) на богоугодные дела.
В верхнем ряду 3-ий слева, с усами и бородкой – Кива Ицкович Рабинович, исполнявший обязанности казенного раввина в синагоге по улице Локтевской (Октябрьской, сейчас – Козбагарова) №16. В среднем ряду 2-я справа – его супруга, Ревекка Соломоновна Рабинович, урожденная Помус.
Однако для постройки синагоги недостаточно лишь горячего желания и денег. Требовалось еще разрешение власть предержащих. По законодательству Российской империи в городе или определенном квартале города, который ходатайствовал о построении синагоги должно было быть не менее 80 еврейских домов. Рассуждая логически, это количество домов на улицах, находящихся поблизости от улицы Дальней (ныне Байсеитова) имелось, если синагогу таки построили. А в этих домах проживало (умножаем 80 на 4, а то и на 5) примерно 350-400 членов семей, исповедующих иудаизм.
Логика в нашей жизни, несомненно, нужна. Но не лишним будет и ее документальное подтверждение. Такое подтверждение мы можем найти в «Списке граждан Семипалатинской еврейской общины» за 5 июня 1930 год. Этот список был приложен к заявлению в Семипалатинский окружной административный отдел в ответ на требование повторной перерегистрации общины уже в советское время. Первая регистрация состоялась в 1921 году, накануне изъятия ценностей в пользу голодающих Поволжья, под маркой которого были ограблены тысячи религиозных зданий, арестованы и расстреляны тысячи представителей духовенства.
Не удивительно, что люди, пережившие ужасы Октябрьской революции и гражданской войны, понявшие, что от новой власти добра ждать не приходится, не очень охотно декларировали свое отношение к религии. Такой вывод следует из количества евреев, вошедших в данный «Список…». Их всего 60 человек. Уверена, что на самом деле иудеев было гораздо больше – минимум в 10 раз. Но…Осторожность еще никому не повредила. Тем более, что уровень образованности тогдашней администрации города оставлял желать лучшего. Это подтверждает тот факт, что в списке религиозных объединений, находящихся на территории Семипалатинска за март 1932 года, по поводу еврейской общины в графе «кому принадлежит» значится: «католики». А почему не кальвинисты или лютеране, стесняюсь спросить?
Однако вернемся к «Списку граждан Семипалатинской еврейской общины». Хотя он и датирован 1930 годом, думаю, что местожительство перечисленных в нем семей не очень изменилось за прошедшее с момента постройки синагоги время. Итак, в качестве места проживания улицу Дальнюю (в настоящее время – Байсеитова) указали Рувим Глейзерман, Ентебейне Брик, Фрейда и Исай Вольфович Вакс (№19), Илья и Зоя Ильинична Вакс (№24). На этой же улице, напоминаю, в районе нынешнего комплекса «Эльдорадо» проживала семья последнего раввина Семипалатинска Мостинского – сам Рувим Зусимович, его жена Свердлина-Мостинская Голда Хаймовна и их сын Лазарь. На пересекающей Дальнюю рядом с синагогой улице Солдатской (Красноармейской – ныне Найманбаева) значатся Моисей и Лиза Шлосберг (№66), М.Клейман и Исаак Давидович Фабрикант (№100).
На проходящей неподалеку улице Комиссарской (прежде Полицейской, сейчас – Рыскулбекова) расположены дома, в которых живут Каплун Михаил и Раиса, Крушатская Фрейда, Эле Рувим Гильман и Вижанский Лейзер (№123), семья Полонских из трех человек (№100). На перпендикулярной Дальней улице Омской (в настоящее время – Ю.Гагарина) прописаны Д.М.Солодухо и С.М.Янковская (№83), Сарра Лазаревна Муруз (№89), Абрам Вольфович и Ольга Лазаревна Вакс (№95). Сохранилось обращение духовного раввина еврейской синагоги Еруха Мовши Гильфанда к Семипалатинскому губернатору по поводу выезда из города на лечение от 29 апреля 1913 года. В качестве своего местожительства он указывает: «…по Омской улице в доме Коган». Также по Омской №113 располагалась контора предпринимателя Александра Лазаревича Блюменталя, занимавшегося экспортом невыделанных кож.
По адресу ул. Казначейская (Сталина, К.Маркса, сейчас –Ибраева) №97 значатся Самуил и Равель Анцилевичи и Лисянская Анна Григорьевна. На расположенной параллельно Дальней улице Новосельской (будущий пр. Комсомола, ныне – Шакарима) проживают староста синагоги Кушель Колесников (№40) и Валентина Яковлевна Гильман с сыном Григорием (№23). Последние, правда, в «Списке граждан Семипалатинской еврейской общины» не значатся, но я наткнулась на их фамилию и адрес в другом архивном документе – «Списке торговцев, промышленников, кустарей, лишенных избирательных прав. 1928-1929 гг.» В этом же печальном списке числится Вижанская Фейга Яковлевна (ул. Омская, №95).
Почему я так скрупулезно перечисляю давно покинувших этот мир людей? Да потому, что именно благодаря их присутствию в Семипалатинске, их верности традициям иудаизма, и, наконец, их (и многих других) денежным пожертвованиям мы имеем прекрасное сакральное сооружение.
Сегодня в этом здании располагается офис горнодобывающей компании ТОО «Argo Resources». Компания бережно относится к старинному зданию, регулярно проводит ремонт. Надеюсь, в результате такой заботы бывшая синагога Семипалатинска еще многие годы и даже века будет украшать центр нашего города.
Любовь Бароховская
1,570 всего, 9