Семей.19.01. «Semeyainasy» – Большая часть семейчан, пострадавших от последствий ядерных испытаний, не только не получает экологических надбавок, но еще и выплачивает их из своего кармана соседям.
Переменчивый закон
Еще в 1992 году правительством РК был принят Закон «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне». Не секрет, что этот документ имел массу недоработок и упущений. Чего стоит, например, такая «оплошность», как деление на зоны риска по территориальному принципу, а не по реальной степени полученных доз облучения. Оттого-то Семипалатинск, расположенный почти в центре зоны максимального радиационного риска, причислен к зоне риска повышенного. Но тогда даже такую версию закона можно было назвать огромным шагом вперед. О жертвах полигона не просто вспомнили. Им было много чего законом обещано: и сниженный пенсионный возраст, и ежегодный дополнительно оплачиваемый отпуск, и льготы по исчислению стажа, и право на бесплатное оздоровление, и получение, как ежемесячных надбавок к пенсиям и зарплатам, так и единовременной денежной компенсации. И в 1993-1994 годах все, кто жил во время ядерных испытаний, получили удостоверения пострадавших.
Но в 1997 году в закон 1992-го года внесли изменения. С этого времени семейчане оказались лишены льготного пенсионного возраста. Те, кто долгие годы жил в чрезвычайной и максимальной зонах риска, при переезде в повышенную – автоматически лишились экологических надбавок к пенсии.
Стариковская калькуляция
Пенсионеров вообще обидели новой версией закона. Старшее поколение, которое жило еще при надземных ядерных испытаниях, лишили ежемесячных экологических надбавок к пенсиям. В результате законодательных казусов эти самые надбавки с 1997 года получают только те, которые ушли на заслуженный отдых из силовых структур.
Несколько лет велись споры семейских пенсионеров с правительством. Сначала в тогдашнем министерстве соцзащиты просто не могли понять, в чем причина недовольства стариков. Тогда как раз прошли существенные изменения в принципах начисления пенсий, и в министерстве соцзащиты были уверены, что экологическая надбавка вошла в состав пенсии семейчан. Потом, когда разобрались, оказалось, что восстановление экологических надбавок пенсионерам – слишком затратное дело. В общественном движении «Поколение» подсчитали, что на выплату экологических пенсионерам, правительству понадобится порядка 1,5 млрд. тенге в год. В масштабах государства это не настолько существенная сумма. Но положительное решение, несмотря на многочисленные обращения пенсионеров в правительство и Мажилис, так и не было принято.
Почему расплачивается бизнес?
Еще более странной оказалась ситуация с экологическими надбавками и дополнительным ежегодным оплачиваемым 10-дневным экологическим отпуском для работающего населения. Вроде бы, по закону, все пострадавшие должны ежемесячно получать экологические надбавки в размере 1,5 МРП. Но на деле большая часть семейчан не только не получает экологических надбавок, но еще и выплачивает их из своего кармана!
Дело в том, что экологические надбавки должен платить работодатель. Закон «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне», гласит: «мероприятия по социальной защите граждан, предусмотренные настоящим законом, финансируются за счет республиканского и местного бюджетов, средств предприятий, пожертвований, благотворительной помощи, а также средств международных фондов». В результате, государство выплачивает экологические только тем пострадавшим, которые работают в бюджетной сфере. Во всех остальных отраслях этот финансовый груз возложен на бизнесменов. И никто не задумывается: а почему, собственно говоря, владелец какого-нибудь колбасного цеха или парикмахерской должен выплачивать своему персоналу экологические, если не он проводил ядерных испытаний и ему самому никто не компенсирует нанесенный полигоном ущерб? В чем бизнесмен-то виноват? Почему он должен оплачивать чьи-то военные эксперименты? Только потому, что он кормит себя сам?
В итоге некоторые из предпринимателей Семея сократили своим сотрудникам зарплату на эти самые полтора МРП и выплачивают их под видом экологических надбавок. Другие внесли расходы на эко-выплаты в себестоимость своих товаров. В итоге, покупая булку хлеба или оплачивая проезд, каждый пострадавший автоматически вносит деньги в экологические надбавки своему земляку.
Вносят расходы на экологические надбавки в свои тарифы и услугодатели. По неофициальным данным, только в тепловые сети на эту статью расходов горожане ежегодно отдают несколько десятков миллионов тенге. Если же посчитать всех услугодателей, то сумма экологических и вовсе приблизится к миллиарду тенге! В итоге жертвам былых испытаний не то что не облегчают существование, а наоборот, ухудшают его, делая коммунальные услуги дороже. Если, например, некий семейский сантехник в день зарплаты видит в ведомости заветную добавочную сумму, то уже вскоре он эти деньги отдаст за коммунальные услуги, в свою очередь, заплатив какому-нибудь кочегару экологическую надбавку, а тот, следуя по тому же кругу и, заплатив за электроэнергию, передаст ее следующему. В итоге даже получающие экологические надбавки ничего не получают! А еще и пенсионеры, которые вообще не получают этих выплат.
Вот и получается, что пострадавший регион вынужден платить себе экологические набавки, заодно «тянуть» завышенные тарифы и приобретать местную продукцию покупать по более высоким ценам.
Платите или отмените!
Понятно, что бизнесменов Семея не устраивает сложившаяся ситуация. За последние 20 лет этот вопрос лоббировали депутаты, общественники и Палата предпринимателей. Но поскольку проблема так и не решается, бизнесмены предложили вообще отменить спорные выплаты.
– Почему мы, предприниматели, платим экологические надбавки? Не мы создавали ядерный полигон, не мы виноваты. Это вопрос с бородой, я уже поседел с этой проблемой. Но ничего не поменялось за эти годы. Пусть государство выплачивает всем экологические надбавки. Давно пора разработать механизм по возврату таких затрат предпринимателям. Либо пусть отменят эти экологические выплаты вообще, – предложил директор ТОО «Силикат», депутат маслихата Восточно-Казахстанской области Борис Адианов мажилисменам, недавно побывавшим в Семее с рабочей поездкой.
– В правительстве давно уже согласились, что этот вопрос требует решения. Но проблема упирается в то, что сегодня никто не может сказать, какую именно сумму нужно заложить в бюджет на выплату экологических надбавок всем пострадавшим, – пояснил депутат Мажилиса Парламента РК Шавхат Утемисов.
Кто должен заниматься такими подсчетами, непонятно. Но велика вероятность, что государству будет проще принять предложение восточно-казахстанских депутатов и отменить экологические надбавки вообще, чем заниматься долгими подсчетами и увеличивать бюджетные расходы.
Алла БЕЛЯКИНА
639 всего, 3