Семей. 28.11. «Semeyainasy» – Семейчанин Адиль Оразбаев – мастер спорта по дзюдо, самбо и казакша курес, член национальной сборной Казахстана, призёр чемпионата Азии. 22-летний спортсмен в августе этого года принял участие в одном их самых престижных соревнований на нашей планете – летней Универсиаде, прошедшей в тайваньском Тайбэе. Там он был единственным представителем от Казахстана и боролся за честь своей страны с сильнейшими соперниками в весовой категории плюс 100. Он одержал победу в схватке с бразильцем, а затем и с монгольским борцом, который оказался на 60 килограммов тяжелее Адиля – 130 против 190 килограммов.
Накануне нового 2018 года Адиль Оразбаев расскажет в интервью журналисту «Semeyainasy» о годе уходящем. А также о достижениях и неудачах, о планах на будущее и о том, как правильно выбрать для ребёнка вид спорта.
– Адиль, чем тебе запомнился 2017 год? Каким он был для тебя?
– Если честно, то это был год несбывшихся надежд. Я получил травму носа, пролетел на многих соревнованиях. Но за это я тоже благодарен судьбе – всё это для меня уроки жизни. Плохой или хороший – но это урок. И это меня не останавливает.
– Расскажи, сколько тебе было лет, когда ты впервые пришёл в спорт, и почему выбрал именно дзюдо?
– Я учился в 12-й школе, всю жизнь живу на посёлке «Восточный». Начал заниматься спортом в 12 лет. До этого я ходил на кружок рисования. В 1997 году по совету своих одноклассников я решил заняться единоборствами и выбрал дзюдо. Почему-то тогда именно этот вид пришёлся мне по душе. Первая моя тренировка прошла в спортивном зале ДЮСШ №2, с тех пор здесь и занимаюсь под руководством своего тренера Ивана Петровича Цыкунова.
– Где ты впервые показал свои спортивные навыки, на каких соревнованиях?
– Это было в 2007 году. После того, как я пришёл в спорт, прошло около трёх месяцев, и я впервые принял участие в областном турнире памяти мастера спорта СССР Виктора Поликанина. Там я боролся в возрастной группе младших юношей и занял третье место в своей весовой категории.
– А где ты завоевал своё первое золото?
– Не помню (улыбается). Я понимаю, это может показаться странным, но я не запоминаю свои победы, успешные выступления. Свои самые главные награды. Больше мне запоминаются мои неудачи, мои ошибки. В памяти откладывается не то, как надо делать, а то, как делать нельзя. У меня в голове всегда идёт работа над ошибками. Во всех выступлениях я отмечаю для себя только опыт, а воспоминания о золотых наградах быстро улетучиваются.
– Адиль, ты успеваешь совмещать спорт и обучение?
Да. В этом году я закончил обучение в Университете имени Шакарима, получил профессию по специальности «Физическая культура и спорт».
– Сколько часов в неделю ты тренируешься на татами, и соблюдаешь ли ты режим?
– У меня чёткий план тренировок, занимаюсь около 30 часов в неделю. Я просыпаюсь в 6 часов утра, делают домашнюю уборку, завтракаю и иду тренироваться. 2-3 часа утром, и ещё столько же времени вечером. А между ними – внезальные тренировки. К примеру, привожу в тонус мышцы на тренажёрах. Соблюдаю диету. Сейчас, в момент расслабленных тренировок нет жёстких ограничений. А перед турнирами запрещено есть жирное и сладкое. Это дополнительная нагрузка на вес и это мешает мышцам.
– Расскажи о каком-нибудь курьёзном случае, который произошёл с тобой во время выездов на сборы.
– Со мной часто происходят курьёзы. Один из таких произошёл, когда я с товарищами поехал выступать в Таджикистан. Мы приехали туда на неделю раньше, а командировочные расходы были рассчитаны всего на три дня – на дни прибытия, выступления и отъезда. Но принимающая сторона оказалась очень гостеприимной. Нас поселили прямо в борцовском зале спортивной школы. Всю неделю мы тренировались с таджикскими дзюдоистами. И ещё меня удивило то, что их школы устроены совсем не так, как здесь. К примеру, у нас ребёнок, который серьёзно занимается единоборствами, живёт дома, ходит в общеобразовательную школу, а затем, переодевшись опять же дома, идёт в спортивную школу. У них всё по-другому. Борцы живут прямо в спортшколе, их комнаты расположены над залом, на втором этаже. То есть они всегда находятся в этом пансионате, и лишь на несколько часов в день отлучаются по своим делам.
– Какая награда для тебя самая ценная?
В 2012 году в Усть-Каменогорске проходил международный турнир памяти мастера спорта СССР Марата Чигеева. В первый раз я поехал туда, чтобы поболеть за своего старшего товарища, посмотреть, как он борется. Я тогда не выступал, мне было 16 лет, а допуск был только с 17-ти лет. Поэтому я просто поддерживал друга. Но он проиграл. И тогда я дал себе обещание, что приеду в следующем году и выиграю. У меня получилось. Я серьёзно готовился к этим соревнованиям, приехал и победил.
– Адиль, когда ты понял, что твоя жизнь отныне будет связана с профессиональным спортом?
– Мне с самого начала нравилось изучать основы борьбы дзюдо. И постепенно я начал осознавать, что это мой вид спорта. Есть такая поговорка: «Найди то, что ты любишь, и тебе не придётся работать ни один день». В один прекрасный день я понял, что именно дзюдо я хотел бы посвятить свою жизнь и этим зарабатывать себе на жизнь.
– Но ведь ты ещё занимаешься и другими единоборствами – самбо и казакша курес. И весьма успешно, так?
– Да. Ведь это похожие единоборства. Дзюдо – это олимпийский вид спорта, казакша курес – национальный, а самбо – система самозащиты. Многие приёмы у них схожи, но правила ведения борьбы и экипировка разные. У меня «заточенность» именно по дзюдо. Я участвовал в молодёжных турнирах, и в своё время был чемпионом Казахстана по казакша курес и самбо в своей весовой категории. В будущем я хотел бы более углубленно изучить для себя основы ведения борьбы этих единоборств.
– Считается, что дзюдо – это самый интеллектуальный вид единоборства, так называемые шахматы на ковре. Расскажи, у тебя есть своя тактика ведения борьбы?
– Да, дзюдо действительно сравнивают с шахматами. И у каждого спортсмена должна быть своя стратегия. Как говорит мой тренер, за 5 минут можно найти слабое место соперника. Не бывает непобедимых спортсменов, у каждого есть свой изъян. Когда я жду своего выхода на татами, я внимательно наблюдаю, оцениваю способности соперника. У кого-то функциональная подготовка слабая, у кого-то – техническая. И у всех надо найти слабые точки. Если изъян найден, то можно выиграть.
– Каких высот ты хочешь достигнуть в профессиональной карьере?
– Конечно же – выиграть Олимпийские игры! Если мне это удастся, или хотя бы посчастливиться попасть в состав сборной и стать участником игр – я хотел бы открыть в Семее свой борцовский зал. В Дагестане есть такая традиция. Когда они участвуют в Олимпиаде, они приезжают на родину открывают свои залы. Поэтому в одной деревне может насчитываться по 10-12 таких залов. Почему бы и нам такую традицию не перенять?
– Планируешь ли ты тренировать детей, после завершения профессиональной спортивной карьеры?
– Да, я иногда об этом думаю. То, чему я научился у своего тренера, я хотел бы передать следующему поколению.
– Адиль, как профессиональный спортсмен, посоветуй, что нужно знать родителям, которые хотят отдать детей в спортивную секцию. И как выбрать правильный, подходящий спорт для ребёнка?
– Тут всё просто – нужно учитывать те навыки, которые уже есть у ребёнка. Например, если мальчик дерётся, попробуйте отдать его в единоборства. Если есть гибкость – это может быть гимнастика, и так далее. Я считаю, лучше развивать то, что детям дано от природы, а не закапывать талант, выбирая не подходящий вид спорта.
–Адиль, спасибо вам за интервью! Желаем новых достижений в следующем году!
Беседовала Альбина Халел
1,058 всего, 6