Из Елабуги – в Семипалатинск
(история династии купцов Ложкиных)
Семей.22.01.26.”Semeyainasy” – Я впервые увидела этот дом в 1970 году, в октябре. Именно в этом месяце начались занятия у нас, первокурсников филологического факультета Семипалатинского пединститута имени Н. К. Крупской. В августе мы сдали вступительные экзамены, а весь сентябрь отработали на стройках города в качестве разнорабочих, практически бесплатно. Так в советское время использовали полу-абитуриентов, полу-студентов.
На первой в нашей студенческой жизни лекции по «Введению в литературоведение» лектор, заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы, доцент Леонид Михайлович Перелыгин продиктовал нам список книг, которые понадобятся при изучении данного курса. Список состоял примерно из 10-12 книг. Мы, по своей наивности, решили, что все эти труды нужно проштудировать к следующей его лекции и переглянулись в неподдельном ужасе. Как это можно успеть за такой короткий срок и, главное, где взять эти книги? И тут прозвучало это волшебное спасительное слово: «Гоголевка!». Кто его произнес – убейте, не помню. Но тут же сформировалась небольшая группа первокурсниц, решивших сразу после занятий отправиться в эту самую «Гоголевку» в поисках нужной литературы. К отважной группе «первопроходцев», разумеется, присоединилась и автор этих строк.

Здание Семипалатинской областной библиотеки имени Н. В. Гоголя
(ул. Новобазарная-Александровская-В. Ленина-Мангелик ел)
Я не просто присоединилась – я вцепилась в нее, как клещ. И никакими силами меня было бы невозможно оторвать, хотя никто и не пытался. Родившись и прожив до 16 лет в Жана-Семее, на Новостройке, я очень редко бывала в правобережной части Семипалатинска. Поэтому плохо знала ее и одна нипочем не нашла бы то здание, где можно было получить вожделенные книги, знание которых требовалось через 2-3 дня (как мы решили с перепугу. Потом уже, несколько успокоившись, мы сообразили, что этот список предназначался как подспорье к основному учебнику для изучения в течение семестра, а может и всего учебного года). Значительная часть моей дальнейшей четырехлетней студенческой жизни протекала в этом старинном двухэтажном здании с большими арочными окнами, аттиками над карнизом, высоким гранитным крыльцом и широкой лестницей из гранита, которая вела от входа наверх, где находился читальный зал.

В просторном темноватом читальном зале с массивными колоннами были установлены в три длинных ряда тяжеловесные громоздкие письменные столы со стульями, а по периметру помещения – небольшие, более современные столы, рассчитанные на одного человека, с прикрепленными к ним настольными лампами. Часть зала справа у входа была отделена стойкой, за которой находились сотрудники, выдававшие книги. Вдоль этой стойки постоянно толпилась очередь из студентов с подготовленным списком литературы в руках. Мы получали стопку заказанных книг, рассаживались по свободным местам и начинали заниматься. Читать, конспектировать, готовиться к коллоквиумам или экзаменам. И вряд ли кто из этих тысяч людей, посещавших «Гоголевку», задумывался над тем, что это за здание, в котором она размещалась, когда оно построено и главное – кем. И только много позже, начав всерьез изучать историю Семипалатинска, я узнала, что этот дом до революции принадлежал купцу 2-ой гильдии Ивану Михайловичу Ложкину, представителю известной династии, о которой я собираюсь рассказать в этом материале.

Иван Михайлович Ложкин с женой, Евдокией Федоровной (фото 1896 года)
Начнем по старшинству. А старшим в достаточно многочисленном семействе Ложкиных был Василий Иванович. К сожалению, именно о нем мы знаем меньше, чем обо всех остальных его родственниках. Краевед В. Н. Кашляк указывает лишь дату его рождения (1837 год) и сообщает, что в 1874 году он женился на Екатерине, дочери семипалатинского священника Петра Алексеевича Извекова.
Извековы – фамилия небезызвестная в Семипалатинске. В части первой «Церковно-приходской летописи Знаменского Собора города Семипалатинска», в разделе «О причте церкви» указано: «В 1876 году: …священник Петр Алексеевич Извеков – определен 30 апреля 1875 года на место священника Алексея Лаврова». Во второй части «Церковно-приходской летописи…» сообщается, что «священник Петр Алексеевич Извеков, по окончании курса в Калужской семинарии, рукоположенный во священника 8 апреля 1851 года, перемещен 30 апреля 1875 года от Семипалатинской Воскресенской церкви к сему Собору (Знаменскому – Л. Б.)…». Известно, что в 1911 году в доме семьи Извековых располагались Семипалатинский областной музей и Семипалатинская общественная библиотека. Зафиксирована также фамилия Извекова, правда, уже не Петра, а Павла (очевидно, сына Петра Алексеевича) в «Списке жертвователей» (№ 91) на строительство Никольского храма.

Дом семьи Извековых (ул. Знаменская-Ф. Сорокина-А. Грибоедова)
Краевед М. И. Ситуда в своей книге «Семипалатинск купеческий» не отводит купцу В. И. Ложкину отдельной главы, даже отдельного параграфа. То же самое относится и к его младшему брату, Григорию Ивановичу, о котором в указанной книге лишь упоминается мимоходом. Почему? Очевидно, он не нашел следов их коммерческой деятельности, которой, в основном, посвящена упомянутая книга. Зато остались следы, причем, очень весомые их благотворительной деятельности (особенно Григория Ивановича) в истории Семипалатинска. Я кропотливо собрала малейшие упоминания о всех членах династии Ложкиных и представляю читателям для ознакомления.
Впервые имя Григория Ивановича Ложкина мы встречаем на страницах истории нашего города в конце 1879 года (по другой версии – в начале 1880). Он, совместно с купцами Ф. П. Плещеевым, Н. М. Арефьевым и А. В. Москвиным обратились к тогдашнему военному губернатору Семипалатинской области, генерал-майору Александру Петровичу Проценко с заявлением «о построении в г. Семипалатинске на площади между Городской Управой и домами купцов Плещеева и Арефьева каменной часовни…под наименованием Александровской в ознаменование 25-летия царствования Александра II…». Подчеркивалось, что строительство часовни будет произведено «на их счет, с тем, что каждого дня совершались крестные ходы в день тезоименичества нашего Государя Императора 30 августа и 19 февраля». (Тезоименитство – день памяти святого, в честь которого человек крещен и носит имя – Л. Б.)
Компания заявителей подобралась, ничего не скажешь, достойная – Арефьев, Москвин, Плещеев… Как тут не вспомнить знаменитый афоризм «Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты». Одни из самых богатых и уважаемых людей города не будут водить знакомства, с кем попало. И раз уж они общались с Григорием Ивановичем Ложкиным, явно имели деловые отношения с ним – значит, он пользовался их уважением и доверием, и знали они его не первый год. В. Н. Кашляк приводит информацию, что Г. И. Ложкин (род. в 1844 г.) начал торговлю в Семипалатинске в 1865 году, как доверенный от елабужского 1-ой гильдии купца Федора Гирбасова.

Купец 1-ой гильдии Ф. П. Гирбасов (г. Елабуга)
В «Истории российского предпринимательства» Федор Прохорович Гирбасов (1822-1899 гг.) отмечается как один из крупнейших хлеботорговцев камского региона, потомственный почетный гражданин. Служил ратманом и бургомистром, почетным мировым судьей. Занимал должность городского головы Елабуги (Вятская губерния). Подчеркивается, что формирование капитала династии Гирбасовых началось с торговли хлебом, чаем,сахаром и табаком.
Семья купцов Гирбасовых активно занималась благотворительной деятельностью, на их средства были построены в Елабуге больницы, школы, учебные заведения. Некоторые здания, принадлежавшие им, сохранились до сих пор.

Проделав нехитрое арифметическое действие, я вычислила, что Григорий Ложкин прибыл в Семипалатинск в 21 год отроду, сумев в таком достаточно раннем возрасте заслужить доверие Федора Прохоровича Гирбасова. И, надо признать, доверие это он оправдал. Да и такой ли это ранний возраст? В купеческих семьях (а я предполагаю, что родители Ложкиных также относились к купеческому сословию) мальчики рано приобщались к предпринимательской деятельности. Буквально с 7-8 лет они выполняли различные поручения отца, учились вести конторские книги, а немного повзрослев, совершали самостоятельно коммерческие поездки. Большое внимание купечество уделяло религиозному воспитанию детей, обязательным было посещение церкви, соблюдение православных обычаев.
…Итак, четверо уважаемых семипалатинских купцов изъявили желание построить на собственные средства часовню по соседству со своим местожительством. Чтобы сориентировать современных читателей, так сказать, на местности – проживали заявители неподалеку от мельницы Мусиных (позже метизно-фурнитурного завода, сейчас – гостиничного комплекса Pana Unique Semey) и дома купца Ф. С. Степанова (ныне музея изобразительных искусств имени семьи Невзоровых).

Впрочем, до постройки мельницы Мусиных оставалось на тот момент еще ровнехонько 20 лет (1900 год), а до открытия музея семьи Невзоровых – и вовсе почти столетие. Но время шло, и жизнь тоже не стояла на месте. Как и ее антипод – смерть… Пока прошение семипалатинцев шло по инстанциям, Александр II, в честь которого замышлялось строительство часовни, погиб в результате покушения членов революционной организации
«Народная воля» 1 марта 1881 года. В этом же году, в декабре умер Николай Михайлович Арефьев, один из инициаторов постройки часовни. В октябре следующего года его молодая, миловидная вдова, Мария Васильевна, выходит замуж за Григория Ивановича Ложкина.

Григорий Иванович Ложкин
Хочу подчеркнуть, что все фотографии семейства Ложкиных публикуются впервые. А предоставлены они праправнучкой
Григория Ивановича и Марии Васильевны, Зуевой Мариной Юрьевной. Именно благодаря ей и другим потомкам Ложкиных, которые бережно сохранили снимки своих родственников, мы наконец-то имеем возможность увидеть лица людей, много сделавших для процветания Семипалатинска в дореволюционный период. Найти М. Ю. Зуеву мне удалось с помощью сотрудников Областной универсальной библиотеки имени Абая нашего города. А они в свою очередь получили ее телефон через экс-директора Татарской школы искусств Ахунжанова Габдулхака Габдулловича и нынешнего директора этой школы, Атногулова Рашита Анварбековича. Их знакомство состоялось на профессиональной почве – все трое музыканты. М. Ю. Зуева длительное время преподавала в педагогическом колледже, бывшей учительской семинарии, с деятельностью которой были когда-то связаны ее предки.
Продолжаем скрупулёзно анализировать биографию Г. И. Ложкина. В 1882 году он в составе депутации участвовал в короновании Александра III в Москве. Да, я еще не упомянула такой немаловажный факт: с ноября 1881 года и до марта 1884 года Григорий Иванович Ложкин исполнял обязанности Городского Головы Семипалатинска. Это тоже информация в его пользу, так как подтверждает, что он был в Семипалатинске в числе известных и влиятельных жителей. А сменил он на этом посту Федора Петровича Плещеева, который был Городским Головой нашего
города с мая 1880 до сентября 1881 года. Как видим, купцы в 19 веке не только торговали и богатели, но и не чуждались труда на благо общества.
В 1884 году Григорий Иванович был вновь избран Городским Головой, но на этот раз отказался занять эту должность, а в 1886 году отказался и от участия в самих выборах. Думаю, тут сыграло свою роль появление в этом году у него и его супруги Марии Васильевны первой дочери Ольги. А всего у них было четверо детей : две дочери (вслед за Ольгой в 1890 году родилась Мария) и два сына – Михаил (род. в 1892 г.) и Николай (род. в 1894 г.).

Продолжение следует)
Любовь Бароховская
312 всего, 312