Семей.30.11.”Semey Ainasy”В Семее, вероятно, уже не осталось тех, кто не слышал бы о проблемах вокруг медицинского центра «Жамиля». Одна из самых известных частных клиник города, работающая с начала 1990-х и ставшая важной частью системы женского здоровья региона, внезапно оказалась на грани закрытия. Почти три десятилетия учреждение арендует помещение, а теперь рискует его потерять. Представители областного общественного совета обсудили сложившуюся ситуацию на заседании с участием всех вовлеченных в это дело инстанций.

«В связи с государственными нуждами»…

В августе клиника получила уведомление от балансодержателя здания БСМП о том, что продлевать договор аренды не планируется. Формулировка – «в связи с государственными нуждами». Позднее аналогичное уведомление поступило от управления финансов. Руководство клиники, в свою очередь, предложило реализовать инвестиционный проект ГЧП: провести капитальный ремонт здания за свой счет в виде безвозвратных инвестиций, и через 10 лет вернуть объект государству. Но 24 ноября суд первой инстанции все-таки удовлетворил иск БСМП о выселении клиники. 

«Решение пока не вступило в законную силу, и я думаю, что будут дальше процессы апелляционные. Мы убедительно просим помочь и поддержать наш проект государственного частного партнерства, который в данный момент мы представим на рассмотрение управления здравоохранения. … Мы рассмотрим любые замечания, готовы к любым корректировкам. Проект предполагает безвозвратные инвестиции в здание. Он рассчитан на 10 лет, и по окончанию этого времени объект будет возвращен государству. В течение 10 лет мы планируем капитальные инвестиции в здание. В частности, это замена лифтовых, которые работают с 1991 года, и в настоящее время уже изношены. Также капитальный ремонт кровли, цокольного этажа, водоснабжения…», – говорит руководитель учреждения Жанар Абеева.

По ее словам, еще год назад угрозы закрытия клиники не было, поскольку ситуация развивалась совершенно по-другому. Абеева напомнила, что в 2023 году у «Жамили» уже был судебный спор с БСМП и управлением здравоохранения. Тогда дело завершилось медиацией, и по итогам этого соглашения договор аренды продлили до сентября 2025 года. После этого, рассказывает она, руководство клиники вместе с тогдашним главой областного управления здравоохранения Маратом Сандыбаевым побывало на приёме у акима области. На той встрече аким предложил двигаться в направлении государственно-частного партнерства, учитывая политику правительства и президента. Это было осенью 2023 года. Позднее её пригласил первый заместитель акима области Абай Айдын Каримов, который подтвердил намерение региональных властей работать над проектом ГЧП. С тех пор, почти полтора года, шла подготовка проекта: этим занималась лицензированная компания, имеющая все необходимые разрешения для оформления таких инициатив. Клиника также подготовила сметную документацию на объект – в соответствии с требованиями технической комиссии, которая осматривала здание и определяла перечень нужных работ. Сейчас, уточнила она, проект ГЧП полностью сформирован и находится на стадии презентации, смета готова, а по ней уже заказана экспертиза.

На вопрос о том, имеются ли какие-то нарушения условий аренды, на которые могли бы ссылаться арендодатели, Абеева пояснила, что никаких претензий клинике не предъявляли. По её словам, основанием для прекращения отношений назвали исключительно окончание срока договора. 

«Пускай возьмут здание и переедут…»

Представитель БСМП, в свою очередь, отмечает, что позиция его учреждения основана исключительно на требованиях законодательства и “планах развития системы здравоохранения в Семее”. 

«Мы – государственное учреждение, мы не частное предпринимательство. Мы будем действовать в порядке закона. Какие законы нам ставят в планы перспективы и развития, в этом направлении и двигаемся. Причина (не продления договора – прим.авт.) в чем заключается? Потому что у нас есть планы развития в плане здравоохранения для города Семей. … Пришел срок окончания договора. С нашей стороны до этого момента было направлено несколько писем-уведомлений о том, что договор не будет продлеваться. В 2023 году были процессы. Тогда вы сказали, что у вас есть проект. Если бы тогда этот проект отправили в министерство здравоохранения, может, тогда бы договор был продлен», – обратился представитель БСМП к руководству “Жамили”.

Общественники же возразили: проект ГЧП готовится больше года, и ускорить этот процесс невозможно. Соответственно, претензия в данном случае необоснованна. Как отметили члены совета, закрытие клиники может поставить под угрозу сферу здравоохранения во всем регионе. 

В свою очередь, руководитель управления здравоохранения области Абай Талгат Молдабеков заявил, что клинику “не забирают”, а лишь предлагают ей переехать. Куда-нибудь.  

«Судом было дано время. До сентября месяца в управление здравоохранения вообще не было никаких обращений. Когда уже пришло время, в начале августа или в конце июля начали двигаться. Почему они в начале года с этим проектом к нам не пришли? Почему весной не пришли? Это первый вопрос. Второй вопрос: да, управление здравоохранения делает политику здравоохранения в области, в том числе основное – это в областном центре. Не все гладко, не все хорошо, все мы знаем все наши пробелы – один из таких моментов… У нас, допустим, такой стратегический объект, как Центр крови, находится в аренде. … В 2008 году годовая сумма аренды была 18 млн. 600 тыс. тенге. В 2025 году – 61 млн. 20 тыс. тенге. Они еще сейчас написали в акимат области Абай об увеличении аренды до 130 миллионов. Мы гинекологический центр “Жамиля” не забираем. Пускай Жанар Габдулманаповна (руководитель клиники Жанар Абеева – прим.авт.) пускай возьмет себе здание, переедет», – говорит Молдабеков.

Такое “простое предложение” общественники не оценили. Дело в том, что сегодня в городе невозможно найти подходящее здание для женской гинекологической клиники – нет объектов, которые соответствовали бы всем нормам. Кроме того, получить современное лицензирование в таких условиях тоже невозможно.

«Вы неправильно себя ведете. Тем, что сейчас происходит в области, вы подводите акима области в первую очередь. Сегодня или завтра все равно это выстрелит. Это не шутки», – отметил общественник Ерлан Кенесбаев.

Участники заседания также подчеркнули, что закрытие клиники может затронуть не только систему здравоохранения, но и общее качество жизни женщин в области. 

«Такое ощущение что ВКО и область Абай хотят просто-напросто уничтожить. Время перевели на два часа – теперь у людей, можно сказать, недосып. Если человек, тем более женщина, не в свое время ложится спать – это на организм влияет. Все врачи об этом знают. А теперь еще говорите: пусть “Жамиля” себе найдет здание! Вы прекрасно знаете, что те лицензии, которые у них есть сейчас, в другом здании они их не получат. Таких зданий в городе нет. В областном центре нет. Получается, мы сейчас ставим под удар все женское население. Это наши матери, сестры, жены… У нас итак население сокращается. 30 тысяч населения за год ушло из области Абай. Людям неблагоприятно жить в нашей области. И мы сейчас хотим уничтожить тот центр, где ни одно поколение проходило лечение. … “Пускай найдут здание”… Что за отношение? Они не найдут. Мы хотим построить смарт сити на 75 тысяч населения, но если у нас люди из области будут уезжать, для кого мы будем строить?», – заявил член областного общественного совета Роллан Машпиев.

Общественники также считают, что решения о судьбе медицинского центра нельзя рассматривать исключительно через призму денег или недвижимости, поскольку речь здесь идет о здоровье тысяч женщин и о реальной доступности медицинской помощи в области. 

«Здесь говорится о деньгах, о здании, о развитии… Но не в контексте людей. Проводился ли анализ? А, между тем, насколько мне известно, у нас больше патологий в сфере репродуктивного здоровья и младенческой смертности, чем в других областях. При этом у нас меньше возможности лечиться. Здесь должно быть размышление не с позиции сколько мы платим за аренду, а сколько нам нужно койко-мест и врачей, чтобы лечить женщин. В “Жамилю” едут лечиться женщины с области. Здесь, очевидно, вообще подход неправильный. Здесь надо изначально разобраться, может, нам вообще нужно три таких клиники как “Жамиля” открыть, чтобы мы походили по степени обеспечения медицинскими услугами хотя бы на Павлодар», – отметил общественник Илья Бароховский.

Общественники также напомнили, что изъятие здания третьего роддома ранее тоже объясняли «государственными нуждами», но в итоге там открыли гостиницу.

Почему, если здание передадут другому медучреждению, оно все равно будет пустовать?

Вместе с тем, члены совета поинтересовались у главы управления здравоохранения о том, как, в случае выселения, «Жамиля» будет выполнять обязательства перед ФОМС по госзаказу 2025 года? В ответ последовало, что госзаказ клинике, собственно, оставляют. Правда, как она будет его исполнять, не имея здания – загадка.  

«У ТОО “Жамиля” мы не забираем ее госзаказ. Есть закон. Мы закон не можем перешагнуть. Если мы будем нарушать закон – это будет беззаконие», – заявил глава управления здравоохранения Талгат Молдабеков.

В ответ представители клиники пояснили, что смена адреса в текущий период делает участие в тендере невозможным.

«Дело в том, что с 1 по 31 октября ежегодно каждое медучреждение на веб-портале государственных закупок Фонда ОСМС проходит актуализацию базы данных. Что это означает? Это означает, что каждая организация на этом веб-портале подтверждает свои производственные базы, которые соответствуют СЭС и лицензиям. То есть, мы уже подтвердили все эти данные, чтобы участвовать в тендере на следующий год. Он состоится ровно через 2 недели. Поэтому, когда в суде нам сказали, что хотят перевести туда Центр крови, кожвен и диспансер – ни одна из организаций, если мы освободим это здание – не переедет на адрес Жамакаева, 73. Потому что никто не сможет участвовать в тендере на 2026 год. Здание будет пустующее как здание третьего роддома с 2017 года. Это основная причина. Потому что Центру крови, чтобы переехать в наше здание, нужна модернизация, нужны выделенные средства на ремонт. Наше здание за 34 года уже приспособлено к гинекологии и, тем более, по приказу ВКО, мы передали БСМП вместе со всеми трудовыми ресурсами наших сотрудников: врачей, медсестер операционных, анестезистов для того, чтобы там была открыта гинекологическая служба экстренная. Взамен этой службы нам дали 25 коек на открытие отделения восстановительного лечения и реабилитации, кардиологии. В городе единственное кардиологическое отделение на 25 коек только в нашем учреждении. Туда поступают больные с областной больницы после операций аортокоронарного шунтирования и проходят у нас лечение», – отмечает представительница “Жамили”.

Представитель БСМП, однако, не согласился с таким утверждением и заявил, что в регионе действуют и другие реабилитационные центры, в том числе клиника «IV Plus», где, по его словам, есть 80 коек, охватывающих кардиологию, неврологию, травматологию и нейрохирургию. На это представители «Жамили» возразили, подчеркнув, что в данном случае нужно опираться не на общие цифры, а рассматривать количество именно кардиологических коек. По их словам, из указанных 80 коек в других клиниках, коек кардиологии фактически всего 4 и 5, тогда как полноценное кардиологическое отделение с необходимой инфраструктурой и персоналом, есть только в “Жамиле”.

Представитель БСМП, в свою очередь, в ответ все же вновь обратилось к цифрам.

«Санаторий “Карагайлы” – 88 коек. Там есть кардиология. Реабилитационные койки и отделение реабилитации в составе круглосуточных стационаров БСМП – 16 коек. У НАО МУС – 2 койки. ЖД больница – 42 койки. Это я говорю только про город. Каждый по реабилитации по внутренним приказам они будут распределять. То есть койки внутренние они могут переделать», – заявил он. 

Однако представители «Жамили» выразили возражение, отметив, что переделка коек требует заключения СЭС, которое уже подтверждено для их учреждения и соответствует установленной площади. По их словам, невозможно просто увеличить количество коек: если раньше было три, а теперь на тендер выставят, к примеру, 20, возникнет вопрос, что при этом убрали и какие отделения сократили, чтобы разместить новые койки. В ответ представитель БСМП пояснил, что изменения в распределении коек и отделений внутри учреждения находятся в компетенции каждого руководителя и проводятся на основании официальных приказов.

«Сейчас внутреннее распределение. Каждый руководитель вправе что-то менять внутри. Видите это же приказ. Это же не я говорю. Это мне дал главный реабилитолог области Абай», – заявил он.

«Это будет большой ошибкой»

Общественники также акцентировали внимание на кадровых и социальных последствиях. Одна из членов совета Фарида Рахматуллина напомнила, что в регионе итак ощущается острый дефицит специалистов, а в скорой помощи практически не осталось врачей. По её словам, «Жамиля» – это одно из последних мест, куда женщины могут прийти с надеждой на помощь, где работают преподаватели трёх кафедр и специалисты с 25-летним стажем. 

«Вы что делаете? “Пойдите – найдите место”. Это что, овощная база что ли?», – задала риторический вопрос Фарида Рахматуллина.

Другая общественница Айнагуль Нуртазина считает, что здесь может быть коррупционная составляющая, ведь вместо того, чтобы создавать новые объекты для нужд региона, предлагается вмешательство в работу существующей клиники. Она отметила, что если нужны новые мощности для того же, например, Центра крови, инвесторы могли бы построить их отдельно, а при необходимости использовать помещения закрытого ранее третьего роддома. По ее словам, трогать здание «Жамили» будет серьезной ошибкой.

Общественный совет просит сохранить «Жамилю»

По итогам заседания областной общественный совет выступил в поддержку сохранения клиники как социально значимого учреждения. Совет подчеркнул: он не занимает сторону конкретного предприятия, а защищает интересы женщин области, для которых закрытие «Жамили» станет серьезным ударом.

Общественники предложили: пересмотреть позицию по не продлению аренды; рассмотреть возможность временной отсрочки выселения; учесть, что область активно привлекает инвестиции – а значит, средства на аренду можно будет найти. Они также отметили, что судебное решение первой инстанции – не окончательное.

Немного из истории. Почему эта клиника так важна?

Здание по адресу Жамакаева, 73, где сегодня располагается «Жамиля», открылось в 1991 году как специализированный Центр охраны материнства и детства. Его создание совпало с периодом активного движения «Невада — Семипалатинск», когда обсуждались последствия ядерных испытаний и особая необходимость поддержки женского и репродуктивного здоровья жителей региона.

С 1996 года центр арендуют нынешние владельцы, взяв на себя обязательство сохранять медицинский профиль и объёмы помощи населению. В 2000 году экстренные гинекологические отделения передали многопрофильным больницам. В Семее эту функцию приняла на себя БСМП, куда вместе с оборудованием, врачами и медсёстрами перешли 20 коек экстренной гинекологии — фактически на базе кадров «Жамили». Освободившийся этаж был передан под кардиореабилитацию.

Сегодня здесь функционируют 25 круглосуточных коек третьего этапа восстановления, 15 коек круглосуточной гинекологии, стационар на 21 койку и амбулаторное отделение. Клиника сотрудничает с ФОМС, около 90% пациентов получают лечение бесплатно.

За годы работы через «Жамилю» прошли десятки тысяч женщин, многие восстановили здоровье, смогли забеременеть и родить детей. Здесь действовали образовательные программы для подростков о репродуктивном здоровье и профилактике ранней беременности. Сегодня в клинике лечатся дочери и внучки тех, кто посещал её в 1990-е, что подчеркивает уникальную роль учреждения для поколения за поколением. Если же клиника будет закрыта, множество женщин в регионе останутся без необходимой помощи и поддержки, а доступ к специализированной медицинской помощи окажется серьёзно ограничен.

Наргиза Омарканова

 214 всего,  214 

от Semey

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *