Семей.03.08.”Semey Ainasy” – Дачный массив Орлёнок. Когда-то здесь кипела жизнь. Было более 5000 участков, сюда регулярно курсировали автобусы, люди приезжали семьями, строили дома, ухаживали за участками. Сейчас на месте когда-то оживлённого массива – сорняки, фундаменты разрушенных домов и заброшенные строения. Сегодня здесь осталось лишь около 500 заселённых дачных домиков. Причем отток населения здесь произошёл не по воле людей, а из-за сложившихся обстоятельств. Местные по-прежнему любят Орлёнок, но многие были вынуждены уехать – просто потому, что сюда стало невозможно добраться. Раньше регулярно ходили автобусы, теперь же транспортного сообщения нет совсем. Тем, у кого нет личного транспорта, попасть сюда попросту невозможно. Да и наличие автомобиля проблему не решает: дорога в Орлёнок вся в ямах и тот, кто решается ехать по ней, по сути, добровольно “прощается” с ходовкой машины.

«Местная остановка – это своеобразный памятник былому величию нашего дачного массива. Сюда раньше ходили автобусы-гармошки каждые 20 минут с 8 утра до 10 вечера. Кроме того, ещё ходило две “Ракеты”. И они постоянно были наполнены. Это говорило о том, насколько людям нужно было это место, насколько много здесь было возможностей. Потом мы воспрянули духом, вернули область. Я встретился с акимом области, объяснил ему суть, важность этой проблемы. Он отправил сюда акима города с руководителями ведущих отделов, они уже посмотрели, и мы думали – ну всё, началось. Но, к сожалению, акима перевели, и мы получили пинок в обратную сторону. То есть сейчас мы теряем то, что есть и то, что было. И я боюсь, что если к нам сейчас не повернуться лицом, мы потеряем ещё больше. Остаётся только обратиться к президенту», – говорит общественник Николай Исаев.

Но отсутствие дорог и автобусов – не единственная проблема. Сегодня дачники обеспокоены тем, что массив собираются передать в состав Бескарагайского района. Люди говорят: если это произойдёт, они просто перестанут существовать как кооператив. И для местных это не просто формальности.

Кооператив здесь – это десятилетиями выстроенное самоуправление. Люди сами ухаживают за участками, выращивают деревья, обеспечивают себя продуктами. Многие приезжают сюда летом с детьми, внуками, пожилыми родителями, которых привозят подышать свежим воздухом. Для кого-то это единственная возможность вырастить что-то своё и сэкономить в условиях постоянно растущих цен.

«Мы каждый своим трудом выращивали деревья, которым 10–12 лет. У нас в городе бешеный рост цен. У каждого дачника, у каждого есть матери старые, которых привозят сюда на свежий воздух. У нас есть дети, внуки, которые питаются с наших огородов. Что будет в дальнейшем?», – делятся беспокойством местные.

Из 500 живущих здесь человек большинство – летники. Но есть и с десяток зимующих семей. И в этом году они рискуют остаться без света. Уже семь лет жители добиваются того, чтобы трансформатор был принят на баланс города, но пока безрезультатно.

«7 лет мы добиваемся того, чтобы город взял на баланс трансформатор. И 7 лет тишина, никаких решений не принимается. По договору 31 декабря наш трансформатор отключат, если город не возьмет его на баланс», – рассказывает одна из дачников Наталья Воеводская.

При этом тариф у дачников выше городского – как в сёлах: 21,6 тенге. Дополнительную нагрузку создают два частных предпринимателя, которые подключены к трансформатору, который жители ранее устанавливали своими силами и на свои средства. Причем объем потребления электричества предпринимателей – такой же, как у всех дачников вместе взятых. Изначально участки они купили как дачные, но позже превратили в бизнес: один – в этноаул, другой – в санаторий.

«Мы им дали свет изначально как под дачи. Трансформатор наш общий, мы покупали его для пользования дачников, для полива. Они территорию изначально купили как дачи, но потом переделали в ИП. В итоге получается, что у них должен быть абсолютно другой тариф. Трансформатор постоянно выходит из строя. Они потребляют половину нашей электроэнергии, сколько мы потребляем все вместе. У нас 107 электропользователей. Вот сколько мы вместе пользуем электроэнергии, они одни потребляют ровно столько же», – поясняет Наталья Воеводская.

Дачники подчеркивают, что это частные предприниматели. И государство, по их мнению, не должно перекладывать ответственность на плечи простых людей, тем более когда трансформатор был куплен и обслуживается силами кооператива.

«Мы сами содержим свои электросети. Сами содержим электрика, бухгалтера. Всё полностью. Трансформатор мы содержим сами. Очень много лет», – отмечают местные.

Жители писали обращения, в том числе и по вопросу сохранения статуса кооператива. Последнее письмо было направлено акиму области, но уже на следующий день переадресовано в Бескарагайский район.

«Мы писали обращение, но оно было перенаправлено в Бескарагайский район. 24-го числа мы послали письмо. 25-го числа оно уже было переадресовано Бескарагайскому акиму. Пока ответа от него нет», – говорит Наталья Воеводская.

Как вспоминают местные, в свое время территорию массива специально передали людям для того, чтобы они могли обеспечить себя, а теперь, когда дачная продукция так необходима для поддержания экономического положения семей, земли пытаются “забрать”. Особое недоумение у жителей вызвало то, что на фоне публичных заявлений президента и премьер-министра о необходимости навести порядок в сфере отдыха, внимание областного акимата было уделено другому, одиночному проекту, не соответствующему нормам, тогда как Орлёнок был фактически проигнорирован.

«Тут было сделано всё, чтобы люди отсюда ушли. Слишком хорошая земля. В своё время, в 1986 году, эту землю, более 300 гектаров, специально передали людям, чтобы они могли обеспечивать себя. И сегодня, когда область Абай является одним из лидеров по росту цен, у нас пытаются её забрать. Да, говорят, что просто передадут Бескарагайскому району, но разве Бескарагайского акима будут заботить люди Семея? Конечно, нет. Это первое. Во-вторых, вызывает удивление, почему аким области поехал смотреть так называемый санаторий именно сейчас – в то время как президент указал на низкое качество обслуживания в таких заведениях, в том числе в области Абай. Тем более, что этот санаторий, по сути, не соответствует никаким стандартам. Его надо бы, наверное, закрывать. А мы, по зову одного человека, пытаемся передать этот массив. То есть люди потеряют всё, что было”, – говорит один из представителей кооператива, общественник Николай Исаев.

При этом, как отмечают местные жители, если восстановить транспортное сообщение и отремонтировать дорогу, дачный массив может пережить своеобразный ренессанс.

«Вот уже сколько лет здесь дорогу даже назвать дорогой трудно. У нас много брошенных домов, потому что люди не могут подключиться к электричеству. Потому что ИПшники, так называемые, сейчас потребляют энергию половины нашего трансформатора, который наши люди купили за последние деньги. А ведь тут люди небогатые. Мы говорим про рост цен в городе. А здесь ведь и детям отдохнуть можно, и стариков накормить можно с этих дач. А мы сейчас всё это потеряем. Автобусного движения давным-давно не было. Здесь очень много брошенных домиков. Потому что здесь жили, например, женщины-одиночки или пожилые люди, у которых нет транспорта. Они бросили эти участки и не могут сюда попасть, хотя с удовольствием попали бы, поправили здоровье. Мы отказываемся от этой государственной программы, но, когда мы написали письмо акиму, на нас никто не обратил внимания. Переслали это письмо Бескарагайскому акиму. Почему такое неуважение к нам? К нашим людям, к труженикам, которые трудятся, которые пытаются накормить себя», – добавляет Николай Исаев.

В письме, направленном акиму области Абай Берику Уали, председатель ОО «Орлёнок 2» Надежда Булатова обращалась к нему с просьбой внимательнее отнестись к решению вопроса территориальной принадлежности массива и подумать о будущем дачников.

«Мы все прекрасно понимаем, что будет ожидать дачников, семейчан на чужой административной территории. … Просим Вас внимательно отнестись к решению вопроса территориальной принадлежности массива с учётом его целевого предназначения. Кроме того, просим оказать содействие в ремонте дороги, обеспечении транспортного сообщения и обслуживании электросетей. Считаем, что положительное решение нашего вопроса соответствует нашим общим интересам», – говорится в документе.

Обращение, как отмечалось выше, было перенаправлено акиму Бескарагайского района, однако ответа до сих пор нет. А между тем Орлёнок остаётся без дороги, без автобусного сообщения и с невозможностью подключения новых абонентов к электросетям. Но, несмотря на всё это, у массива по-прежнему есть главное – люди, преданные этому месту, и деревья, посаженные с любовью и верой в то, что усилия тех, кто десятилетиями сохранял Орлёнок, не окажутся напрасными.

Наргиза Омарканова

 2,251 всего,  8 

от Semey

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *