Семей.19.07.25.”Semeyainasy” – Он не боится тяжестей, высоты и кардинальных перемен в жизни. В 46 лет Болатбек Жакиянов кардинально сменил профессию: пришел на производство и стал машинистом крана обогатительной фабрики Бакырчикского горнодобывающего предприятия. Уже восемь лет он поднимает на высоту многотонные грузы. А ведь когда-то его жизнь была связана с совсем другой системой – уголовно-исполнительной.
«Я 17 лет отработал в следственном изоляторе, был контролером отдела режимной охраны, — рассказывает Болатбек Жакиянов, машинист крана. — Вышел на пенсию по выслуге лет. Но меня всегда тянуло к физическому труду, к производству, и на пенсии я устроился на Бакырчикское горнодобывающее предприятие в Жарминском районе. В молодости я около года работал здесь на месторождении шахтером, и спустя 17 лет вернулся на Бакырчик».
Когда Болатбек Токанович пришел на фабрику Бакырчика, она еще только строилась. За одну межвахту всё вокруг менялось до неузнаваемости — стройка шла днем и ночью. Тогда вместе с коллегами они собирали флотацию «по болтикам».
Сначала мужчина работал слесарем по ремонту оборудования, но с опытом получил допуск к управлению краном с пола. Навыки остались с юности – после армии Болатбек трудился слесарем и управлял кран-балкой.
«Тогда управляли не пультом, а шнуром, — улыбается Болатбек Токанович. — Но память сохранила важные принципы. Главное понимать, что ты поднимаешь, какой вес, какие габариты. Кран – это не про автоматизм, а про «чуйку». Надо чувствовать, как идет механизм. И всегда продумывать свои действия наперед».
Он вспоминает случай, когда сработала та самая интуиция. Нужно было поднять 17-тонный редуктор. По правилам сначала осуществляется пробный подъем, чтобы проверить, всё ли в порядке. Болатбек Токанович лишь немного оторвал груз от земли и понял: тормоз не держит. Тут же, среди ночи, экстренно вызывали ремонтников, но главное – никто не пострадал. В таких делах спешка недопустима.
«Я уже восемь лет работаю на одном и том же кране, со своим сменщиком. Думаю, в этом и есть секрет: техника чувствует, когда ее берегут, относятся с уважением, – говорит Болатбек Жакиянов. – А когда всё идет хорошо – можно и похвалить. Я мысленно говорю крану: «Молодец, не подвел, справился!»
…Многие удивляются его выбору. Ведь после службы в органах чаще идут в охрану или выбирают кабинетную работу. А Болатбек Токанович не побоялся тяжелого труда, ответственности и высоты.
«Я поднимаю многотонные грузы. Иногда это многомиллионное оборудование, без него фабрика не сможет работать. Ответственность огромная. Перед подъемом вспоминаю всё — инструктаж, вес, цену — и сердце замирает. Но я знаю, что без моей работы никак. И чувствую, что именно сейчас я на своем месте», – говорит крановщик.
Ирина КУЗНЕЦОВА
Фото Кирилла ЕФРЕМОВА
В тему
Болатбек Жакиянов со сменщиком не только следят за техникой, но и проявляют инициативу. Несколько лет назад предложили подсвечивать красным цветом участок под работающим краном. Это помогло обозначить опасную зону и стало частью системы безопасности. Сегодня такая подсветка используется на всех шести кранах обогатительной фабрики БГП.
172 всего, 172