ЭКСПОРТ КАЗАХСТАНСКОГО УРАНА В КОНТЕКСТЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ГЕОПОЛИТИКИ.

Казахстан – крупнейший производитель и экспортер не обогащенного урана

ЯДЕРНАЯ ГОНКА

По состоянию на 2024 год в мире насчитывается 440 ядерных реакторов. Лидерами по количеству действующих реакторов являются США, Китай, Франция, Россия и Япония.

По данным на июль 2024 года на этапе строительства находятся 59 реакторов. Лидером по строительству реакторов за пределами своей страны является Россия – в 2024 году она строит 19 реакторов из 59. Экспорт ядерных товаров и услуг является важной политической и экономической целью России.

Основные получатели услуг российского поставщика по строительству атомной станции – развивающиеся страны: некоторые страны Южной Америки, Африки (Египет, Буркина-Фасо), Иран, Бангладеш, Индия, страны Центральной Азии (Узбекистан и, возможно, Казахстан). Строят реакторы дочерние компании российского «Росатома» также в Китае, Турции и Венгрии.

При строительстве атомной станции Россия предлагает стране услуги по принципу «все включено»: кредитование, строительство, топливо и захоронение отработанного топлива. Это привязывает страну, с которой заключено соглашение, к Москве на несколько десятилетий.

Некоторые российские журналисты называют это геополитическим ноу-хау.

Наша страна двигает по мировой карте не ударные авианосные группы, а ставит на очередную государственную клетку ферзя атомного энергоблока и единственная в мире предлагает полный цикл услуг — от строительства и запуска до переработки и утилизации облученного урана.
РИА Новости

… а некоторые – оружием политического давления.

Уже многие годы «Росатом» возводит станции в развивающихся странах «в кредит», тем самым привязывая эти страны к Москве. Часто договоры о строительстве станций носят коррупционный характер: подкупая политические элиты стран-партнеров, Кремль делает их зависимость особенно крепкой. Шантажируя прекращением урановых поставок, Москва надеется склонить многие страны на свою сторону в противостоянии с Западом.
The Insider

Клиентов “Росатома” можно разделить на категории:

1) Стратегические партнеры России: Китай, Индия, Турция.

2) Слаборазвитые технически, испытывающие энергодефицит, но густонаселенные страны, партнёрство с которыми крайне весомо во многих сферах. Бангладеш трудно назвать региональным лидером. Но его двухсотмиллионное население делает страну выгодным партнером в сфере торговли.

3) Другие партнеры: Беларусь (важнейший союзник РФ из славянских стран), Венгрия ( по некоторым признакам скрыто лоббирующую интересы РФ в Евросоюзе).

Россия заинтересована в первую очередь в группе 2. Слаборазвитых странах, которые остро нуждаются в электричестве, но не могут построить распределенную сеть ВИЭ, а также не могут освоить технологии строительства АЭС самостоятельно.

По-прежнему ясно, что «Росатом» является основным строителем и экспортером реакторов, по состоянию на середину 2023 года построив 24 из 58 реакторов, построенных по всему миру. Относительный успех экспортного натиска России на нишевом рынке финансируемых государством проектов заключается не в первую очередь в технологиях, а в доступе к дешевому финансированию, сопровождающему сделки. По данным Росатома, в 2022 году он продал продукции на 10 миллиардов долларов США, что на 15 процентов больше, чем в предыдущем году, и имеет портфель зарубежных заказов на 200 миллиардов долларов США за 10 лет. Хотя стоимость его портфеля заказов, вероятно, завышена, Росатом явно стремится оставаться самым влиятельным экспортером ядерных технологий и объектов топливной цепочки, пакетом «полного обслуживания».
The World Nuclear Industry Status Report 2023

Российская зона контроля расширилась после военного переворота в Нигере в 2023 году. Нигер – один из лидеров по добыче урана. До 2023 года добычей урана в стране занималась Франция, однако после переворота новая власть запретила поставки урана во Францию, отозвала разрешение на разработку рудника и начала вести с Россией переговоры по приобретению той урановых активов в Нигере.

Также Россия налаживает сотрудничество в ядерной сфере – поставки топлива, строительства АЭС – с Аргентиной, Бразилией (в которую уже поставляет ядерное топливо), Ганой (итоги тендера на строительства АЭС должны объявить в конце 2024 года), Угандой (договорились о строительстве АЭС), Марокко (оговорились о строительстве АЭС). В Казахстане начали обсуждать строительство АЭС после публичного предложения России о строительстве АЭС. Референдум, где будет принято решение о строительстве станции, назначили на октябрь 2024 года. Один из возможных поставщиков – Росатом.

РОЛЬ КАЗАХСТАНА

Россия стала лидером ядерного сектора не только из-за экспорта ядерных технологий, но и из-за экспорта обогащенного урана. Произошло это несмотря на то, что доля мировой добычи у России – 6%.

Это стало возможным благодаря урановым запасам Казахстана, которые и стали фундаментом российской ядерной экспансии, так как Казахстан для России – основной поставщик природного урана, который в рамках международных соглашений обогащать в Казахстане не могут.

Порядка 40% ежегодной мировой добычи урана приходится на Казахстан.
14 крупнейших компаний добывает ежегодно чуть больше 20 000 тонн урана.

5755 из этих 20000 тонн принадлежит российским компаниям. Для сравнения в самой РФ производится ежегодно около 2600 тонн урана. То есть в Казахстане Росатом добывает 2/3 от своего годового производства урана.
14 крупнейших компаний владеют примерно 630 000 тонн запасов урана в Казахстане.

25% казахстанского урана российские компании контролируют официально, по праву заключенных договоров. Еще свыше 45% казахстанского сырья российские компании и получают в рамках договоров на обогащение и производство топливного и оружейного урана. Этот уран считается казахстанским, но зависит от работы российских компаний. Иными словами, около 70% казахстанского урана находится под прямым или косвенным контролем соседнего государства.

После 2022 года, когда Россия начала полномасштабное вторжение в Украину, страны нарастили закупку урана. Казахстан увеличил поставки в Россию и Китай, но значительно снизил поставки на Запад.

США при этом было вынуждены наращивать поставки обогащенного урана из России.

С августа 2024 года в США действует закон о запрете импорта урана из России. Сейчас правительство США проверяет поступающий уран из Китая на предмет обхода запрета импорта урана из России.

При этом закон разрешает закупку обогащенного урана у России до начала 2028 года, если Минэнерго США определит, что существует угроза национальным интересам США или риск сбоя поставок из-за невозможности найти альтернативные источники.

Этот запрет поддерживает продолжающиеся усилия Соединенных Штатов по сокращению и, в конечном итоге, устранению нашей зависимости от российского урана для гражданских ядерных энергетических реакторов путем запрета импорта урановой продукции из Российской Федерации. Россия продолжает использовать свою военно-промышленную базу в войне против Украины и подрывать международную и национальную безопасность США, отчасти за счет доходов от экспорта урана.
U.S. Department of State

Европейский союз также ищет возможности для ослабления зависимости от российского топлива.

В феврале 2024 года на форуме энергетики при исследовательском институте Оксфорда отметили, что некоторые страны Восточной Европы (Финляндия, Чехия, Словакия, Венгрия, Болгария) зависят от поставок российского топлива на АЭС, так как они используют советские реакторы (ВВЭР), которым необходимо топливо, произведенное по российским стандартам. Но пришли к выводу, что затратные исследования и производство не стоят этого.

Топливо на восточноевропейские атомные станции с реакторами типа ВВЭР могут поставлять две компании: американская Westinghouse и французская Framatome, у которой есть лицензия на поставку российского топлива. Но, к примеру, в случае с французской компанией, зависимости от российского топлива никуда не исчезает.

Ожидается, что Framatome будет работать по лицензии Росатома для сборки топлива из российских компонентов ТВЭЛ, а затем экспортировать его как французско-европейский продукт. Фактически, это решение уже было принято в Чехии, когда Framatome выиграла контракт на поставку топлива для АЭС Темелин вместе с Westinghouse в апреле 2022 года. Framatome также добилась успеха в Болгарии, в декабре 2022 года компания подписала 10-летний контракт на поставку топлива для 6-го блока АЭС Козлодуй.
OXFORD ENERGY FORUM, февраль 2024

ИЛЬЯ БАРОХОВСКИЙ






 18 всего,  18 

от Alia

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *