Семей.08.04.”Semey Ainasy” – Купеческий особняк по адресу Найманбаева, 187 вновь пытались снести. По мнению краеведов, совершен акт вандализма, поскольку владелец здания, несмотря на то, что уже предупрежден о том, что объект находится в реестре памятников культуры, все же позволяет себе умышленно его разрушать.

«Я считаю, что совершен акт вандализма. Потому что по определению вандализм – это умышленное разрушение объектов, составляющих культурную ценность. Закон говорит, что нельзя разрушать памятники, тем более находящиеся в реестре памятников. А это здание в него включено и всем это известно. Заявление в полицию было подано», – говорит краевед Павел Жуков.

Специальная тактика?

Краеведы считают, что владелец здания использует специальную тактику, чтобы со временем убедить общественность в том, что здание не подлежит восстановлению и достигнуть своей цели – снести здание.

«Если бы это была первая попытка сноса, можно было бы объяснить это просто малограмотностью людей. Но это уже четвертая попытка уничтожения здания. То есть, потихоньку ребята пытаются разрушить здание, чтобы потом можно было сказать: «Смотрите, а что тут сохранять?». То есть, повторяется история с самым старым зданием ВКО – зданием воинского караула. Тогда приехал Бердибек Сапарбаев, который был в то время акимом, сказал, что сохранять там нечего, здание уже разрушено и его снесли. Здесь происходит то же самое. Здание объявлено памятником, всем это известно. Прошел судебный процесс, на котором владельцы здания проиграли процесс. Им было сказано, что трогать ничего нельзя. Но теперь, по слухам, они пригласили экспертную комиссию, чтобы доказать, что здание не подлежит реставрации и ремонту и должно быть снесено. Но, поскольку здание внесено в реестр памятников, пока оно не будет из него выведено, никакие действия недопустимы. То же самое происходит и с зооветинститутом. Владелец пытается снять статус памятника, чтобы можно было его снести, но пока у него не получается», – добавляет Павел Жуков.

Вместе с тем, краеведы отмечают, что, согласно закону, пока здание не разрушено до основания, сносу оно не подлежит. Соответственно, в настоящий момент сносить особняк по закону нельзя.

Особняк утопает в мусоре. Что обещает акимат?

Что же касается территории здания (она, к слову, просто «до краев» заполнена мусором), она будет очищена в ближайшее время. По крайней мере, так заверяют представители акимата, которые также прибыли к зданию на встречу с краеведами.

«Мы здесь усилим охрану, сотрудникам участковой полиции поручим, чтобы усилили наблюдение за этим объектом. Рассматриваем также вопрос о выделении камер. Как будут выделены камеры, обязательно сюда поставим. Точно не могу сказать, когда это будет, потому что по всему городу камер не хватает. Мы не можем сейчас взять камеры откуда-то и установить сюда. Но при дополнительном выделении камер,  мы обязательно их установим здесь. Также владельца земельного участка привлечем к ответственности за мусор, а при неисполнении им поручения, своими силами будем убирать. Но будем делать все возможное, чтобы владелец сам почистил территорию. В любом случае, мы все здесь почистим», – говорит заместитель акима города Семей Арайбек Хамзаев.

Владельца никто не видел

Что интересно, владельца здания лично в городском руководстве практически никто не видел.

«Я знаю данные владельца, но в лицо его не видел. Есть контакт с представителем. Он сказал, что владелец сейчас не в городе. Насколько я знаю, у него были планы построить здесь многоэтажку, но сейчас вопрос вообще по-другому стоит», – добавляет замакима.

Не видели владельца территории и представители городского отдела культуры и развития языков. Тем не менее, руководитель отдела Маржан Бахатова заверяет, что судьба здания ей небезразлична.

«Нам небезразлична судьба этого здания», – заверяет Маржан Бахатова, добавляя, что видит на этом месте в будущем какой-нибудь полезный соцобъект. – «Возможно какой-нибудь детский развивающий центр либо креативный центр как во многих городах, либо центр народного творчества».

Почему владельца не штрафуют?

Присутствовали на встрече с краеведами у здания особняка и представители городского управления санитарно-эпидемиологического контроля. По их словам, привлечь к административной ответственности владельца территории они права не имеют.

«Если это нежилое помещение либо некоммерческий объект, у нас в санитарных правилах не прописано его содержание. В нашу компетенцию это не входит. Если же нам поступит обращение с подтверждающими данными по коммерческому зданию или жилому объекту, тогда, согласно предпринимательского кодекса, нами могут приниматься меры. В данном случае этот объект – нежилое помещение и в нашу компетенцию не входит», – пояснил и.о. заместителя руководителя городского управления санитарно-эпидемиологического контроля Калдыбатыр Адилсекенулы.

Для справки:

Особняк, строительство которого датировано серединой XIX века, исчез из кадастровых документов еще год назад. Этим и решили воспользоваться бизнесмены и намеревались снести строение, однако краеведы общества «Прииртышье» помешали сносу памятника, забив тревогу и обратившись в городской отдел культуры и развития языков с просьбой придать этому особняку статус памятника. Так, власти внесли дом в список предварительного учета объектов историко-культурного наследия. Однако, несмотря на это, бизнесмены продолжали зариться на здание. Тогда зданию решили присвоить долгожданный статус памятника. Но радоваться пришлось не долго – в мае того же года территорию выкупил нынешний владелец, который намеревался построить здесь многоэтажку. Что интересно, в документах на участке дома нет. Загадкой остается и то, как бывшему владельцу удалось продать участок с документацией, не соответствующей реальности? С этим и разбирался суд.

По словам одной из адвокатов истца, в июле прошлого года он получил письмо от Управления культуры и развития языков области Абай о необходимости заключить охранное свидетельство, где владелец ставится в известность о наличии на его территории памятника. Более того, владелец, согласно документу, обязуется сохранить здание в целости и сохранности. Однако, по словам представителя истца, на момент приобретения участка, когда были проверены правоустанавливающие и идентификационные документы, было установлено, что никаких строений на тот момент согласно правовому кадастру не имелось. Кроме того, адвокат истца поставила под сомнение законность проведенной ранее экспертизы. Вместе с тем, она упомянула принятые ранее решения о сносе здания – в 1985 и 2022 годах. Тогда, в 2022 году, по ее словам, здание и должны были снести, и несмотря на то, что активисты помешали его сносу, на бумаге строение уже снесено, соответственно, и в реальности его быть не должно.

Вместе с тем, по информации представителей Управления культуры и развития языков, областной акимат предлагал владельцу обменять участок на другую территорию в микрорайоне Карагайлы, где сейчас идет активная застройка, но тот отказался.

Зимой по делу сноса особняка прошел суд. Владелец территории подал иск на акима области Абай с требованием снести памятник с участка. Тогда же специализированный межрайонный административный суд области Абай вынес долгожданное решение в пользу акимата.

Наргиза Омарканова

ВНИМАНИЕ! Копирование материалов допускается только при наличии активной ссылки на сайт (не ниже второго абзаца) или Instagram @semey.ainasy.

 1,421 всего,  3 

от Redaktor

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *