Семей.01.11.”Semeyainasy” –  Инфорагентство “Semeyainasy”продолжает новый цикл публикаций от журналиста Любови Бароховской об интересных людях и событиях старого Семипалатинска “Мысли по поводу и без …”Предлагаем продолжение истории…

Итак, перешел ли Кац в христианство, точнее в православие, а еще точнее – «перевели» ли его, используя все вышеперечисленные садистские приемы? Рассмотрим этот немаловажный вопрос, оказавший влияние на всю его последующую жизнь, со всех сторон, проанализируем все, так сказать, «pro et contra».

Что мы имеем «за» то, что Кац остался верен религии своих предков? Во-первых, жестокое отношение к нему со стороны сослуживцев. Б. Г. Герасимов пишет: «В своей злобе солдаты не щадили никого, оскорбляя и мальчиков в солдатских мундирах, которые часто сдавались в службу из кантонистов. На каждом шагу в казарме звериный лик давал себя чувствовать. Федор Михайлович жалел мальчиков-солдат и нередко помогал им чем только можно, стараясь уберечь их от оскорблений казармы.» Впрочем, доставалось там, как видим, всем, независимо от возраста, религии и  национальности. Но евреи всегда были, так сказать, на особом счету… У А. В. Скандина читаем: «Особенно вспоминает он (Кац) с тяжелым вздохом, как ему приходилось осенью на Иртыше в нестерпимо холодной воде стоять по пояс и выполнять непосильный для него труд по выгрузке леса и дров и плотов на берег. Не всякий охотно заходил в воду, а его посылали силой, угрозами».

Во-вторых, в пользу «за» говорит тот факт, что за весь немалый период службы в армии  Кац нисколько не продвинулся по карьерной лестнице. Как начал служить рядовым, так и в отставку вышел рядовым. А ведь известны примеры, когда бывшие кантонисты делали неплохую карьеру. Далеко ходить за этими примерами не требуется. Тот же командир 7 батальона, в котором служили и Достоевский, и Кац, подполковник Велихов (или Белехов) вышел из кантонистов.

         Фото дома Велихова ( из статьи Скандина)

Да и сам Федор Михайлович, недавний каторжник, менее, чем через два года после зачисления на службу рядовым был произведен сначала в унтер-офицеры, а еще примерно через год получил чин прапорщика. Конечно, за Достоевского хлопотали такие влиятельные люди, как генерал Э. И. Тотлебен, принц Ольденбургский, барон А. Е. Врангель.

Фото Ф. М. Достоевского в офицерском мундире.

А за бедного еврея-барабанщика некому было слова замолвить. Да даже если бы нашелся добрый человек, захотел помочь – что толку? Известно, что некрещенные евреи могли быть в царской армии только рядовыми. В Российской империи было запрещено производство евреев в офицеры, их лишали заслуженных наград, запрещали продвижение по службе…

Третье немаловажное обстоятельство – Кац сумел сохранить свою фамилию. Обычно при крещении кантонисты получали новую фамилию, образованную от имени своего крестного отца. Сохранился список бывших кантонистов Пермского батальона. В списке указана дата крещения и кто были их восприемниками. Так, у Николая Капитонова восприемником был пермский мещанин Капитон Калашников, у Ивана Карпова – Карп Федоров, у Якова Тимофеева – пермский купец Тимофей Диряков. Таким образом, еврейские фамилии детей исчезали, что еще больше способствовало их отрыву от семьи и близких. Натан остался на своей прежней фамилии. Что это – везение? Или все-таки доказательство сохранения веры отцов?  Кстати, Кац – это аббревиатура, так  же, как и многие еврейские фамилии (Маршак, Брик, Рошаль, Шагал). Состоит она из двух букв, «каф» и «цади»( гласные в иврите не пишутся) и означает «коэн цэдэк» – «праведный священник».

 

Фамилии Коэн, Коган, Каган, Каганович, Кац и т. п. получали представители колена левитов – еврейских священнослужителей. Поэтому отец Натана, скорее всего, был раввином. Однако по закону сыновья раввинов не подлежали военному призыву. Как же в таком случае Натан оказался в школе кантонистов? Возможно, его отец к этому моменту умер. А в первую очередь забирали в кантонисты сирот и детей вдов, даже если это были единственные сыновья в семье. Какой уж тут закон!

Но есть аргументы, говорящие о том, что Кац все-таки перешел в православие, не сумев устоять перед «кулачной проповедью христианства», как метко выразился еврейский историк Юлий Гессен в своей книге «История еврейского народа в России» . Хотя я продолжаю именовать его Натаном, по документам он был Николаем Федоровичем. Безусловно, совместить еврейские религиозные традиции (соблюдение шабата, кошерного питания и др.) с условиями повседневной армейской жизни было совершенно невозможно. О каком кашруте может идти речь при питании из общего солдатского котла!

Также известно, что в Пермском батальоне, в который в 1850 году был определен Кац, были окрещены все до одного кантонисты, что свидетельствует об «усердии» тамошних унтер-офицеров, в чьи обязанности входило создание такого жесткого физического и морального давления, когда евреи сами соглашались креститься.

Ну и самым неопровержимым доводом является тот факт, что я не нашла никого из представителей семьи Каца, в  том числе и его самого, в списке захороненных на старом еврейском кладбище Семипалатинска, где самое давнее надгробие (мацева) датируется 1879 годом. Больше того, в метрической книге Знаменского собора Семипалатинска имеется запись по поводу смерти его второй жены: «1894 год. 28 февраля. Умерла отставного рядового Николая Федоровича Каца жена – АлександраГавриловна – 31 год от родов». То, что вторая жена Каца, так же как и третья, Анна Константиновна, и думаю, как и первая, были христианками, свидетельствует и о его принадлежности к этой конфессии.

 

Знаменский собор Семипалатинска

Случаются все-таки иногда чудеса в нашем прагматическом мире. В тот момент, когда я печатала эти строки, внезапно раздался звук пришедшего на смартфон нового сообщения. Это оказались две фотографии, отправленные Мариной Парфенович, специалистом областной библиотеки имени Абая. Первая из них была снимком надгробия той самой Александры Гавриловны, жены Каца, о преждевременной кончине которой я писала.

Фото надгробия А.Г.Кац

На втором снимке была сопроводительная информация об истории этого надгробия, являющегося сейчас экспонатом церковно-исторического музея Воскресенского Кафедрального Собора Семипалатинска. В ней сообщалось следующее:

«Данное надгробие находилось на территории православного кладбища Храма во имя Всех Святых города Семипалатинска (ныне территория стадиона Спартак). В 40-х годах прошлого столетия Храм вместе с христианскими захоронениями был разрушен и осквернен богоборческой властью коммунистов, сам Храм и надгробия как строительный материал переданы конторе городского управления жилищного хозяйства для вторичного использования в постройке городских зданий. Данное надгробие Александры Гавриловны Кац было использовано как фундамент здания. Найдено краеведами нашего города 17-го августа 2023 года и передано в церковный музей в качестве экспоната времени гонения христианства, где и находится в данный момент».

Фото  сопроводительной информации к надгробию

«Чудесность» данной ситуации заключается в том, что:

а) снимки пришли, как по заказу, в минуту написания о «хозяйке» надгробия, не раньше и не позже;

б) надгробие было найдено именно в августе нынешнего года, то есть тогда, когда я начала обдумывать тему этого материала;

в) ну и, наконец, надгробие принадлежало – из тысяч памятников и надгробий, существовавших на варварски уничтоженном кладбище  – именно жене Натана Каца, в перипетиях сложной судьбы которого я пытаюсь разобраться…

Место установки надгробия А.Г. Кац у входа в музей

Воскресенского собора

Ну и самый неопровержимым доводом является тот факт, что я не нашла никого из представителей семьи Каца, в  том числе и его самого, в списке захороненных на старом еврейском кладбище Семипалатинска.

(Продолжение следует)

Любовь Бароховская

Фото: Николай Мовчан

 

 

 1,460 всего,  3 

от Redaktor

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *