– Сформированный в ЦА специфический таможенный режим создает одну из крупнейших мире зон серого импорта.
– ЦА формирует крупнейший миграционный коридор, сравнимый с человеческими потоками в США, Саудовскую Аравию, Западную Европу.
* Сейчас, в связи с военными действиями в Украине, значимость нашего региона для ЕС возросла еще больше.
Все страны региона словно бы связаны тысячами невидимых нитей. Зачастую эти взаимодействия совершенно незаметны и даже непонятны. Нити эти нельзя видеть /во всяком случае простым гражданам/. Но нельзя и игнорировать.
Как это работает?
Какие связи воздействуют на геополитику Центральной Азии?
КОНТРАБАНДА, СЕРЫЙ ИМПОРТ, ТОРГОВАЯ ГЕОПОЛИТИКА
- Поставщиков природных ресурсов в эти страны;
- Транзитную территорию для переправки полезных ископаемых и других товаров в Европу или Китай;
- Территорию добычи полезных ископаемых;
- Политически зависимые от них страны;
- Арену для сбыта товаров;
Рассмотрим каждую страну отдельно. *Так, например, Узбекистан (не являясь действующим членом ОДКБ) много лет покупает российское оружие по внутрироссийским ценам, что отдельные эксперты расценивают как плату за лояльность.
Важным является не только то, куда страна экспортирует ресурсы, но и то, кто в итоге получает от этого прибыль.
74,7% добычи нефти в Казахстане принадлежат иностранным компаниям.
Сам он также покупает товары (общий объем 41,4 млрд долларов) в основном в России – 17,6 млрд, Китае – 8,2 млрд и США – 1,8 млрд. Покупает Казахстан в основном технику, химическую продукцию, автомобили, минеральные продукты и готовые пищевые продукты. Зависимость от российского импорта – особенно продуктов питания – критически велика.
За пять лет мы видим огромную массу неучтенного экспорта – на сумму около 30-ти миллиардов долларов.
Между тем, по данным казахстанской статистики, в 2017 году Китай продал Казахстану товаров на 4,6 млрд долларов (на 11,5 млрд долларов по данным китайской) – расхождение больше чем вдвое. С годами разрыв не исчезает. В 2021 году официальная статистика Казахстана сообщает, что Китай продал стране товаров на 8,2 млрд долларов, а китайские таможенные структуры – что на 13,9 млрд. В 2022 году Данияр Жаналинов (председатель комитета государственных доходов) сообщил, что расхождения удалось сократить до 33,9 процентов.
Ранее чиновники Казахстана объясняли расхождения по-разному : и тем, что китайские экспортеры завышают реальную стоимость, и тем, что казахстанские импортеры занижают стоимость, и особенностями работы китайский таможенных органов.
https://kapital.kz/gosudarstvo/93159/raskhozhdeniye-po-tamozhennoy-statistike-s-kitayem-sokratilos-do-45.html
https://www.zakon.kz/6029792-kakie-mery-predprinimaiutsia-v-strane-po-sokrashcheniiu-tenevogo-sektora-rasskazal-zhamaubaev.html
Предполагается, что то и другое (налогообложение и учет) будет произведено по месту поставки. То есть в той стране ЕАЭС, куда (по документам) везут товар.
Оформляя документы на фирмы-однодневки из РФ, поставщики серого импорта – оставляют весь товар в Казахстане. И не уплачивают никаких налогов ни здесь, ни здесь.
Подставная организация из соседнего государства ЕАЭС просто исчезает.
1. Таможенная процедура таможенного транзита – таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.
*В 2022 году (в связи с изменением геополитической ситуации) экспорт Казахстана в Италию по данным итальянской статистики вырос на 215 процентов. Мы проанализируем эту аномалию в нашем следующем материале.
При оценке торговых взаимодействий – мы не можем выделить однозначных приоритетов Казахстана. Республика крайне нуждается и в покупателях из Евросоюза, и в поставках из России (которая формирует для местного бизнеса дополнительные теневые возможности в рамках ЕАЭС), и в Китае, как источнике инвестиций, покупателе ресурсов и поставщике товаров белого и серого импорта.
В 2021 году по данным Кыргызстана Китай продал товаров на сумму 1,4 млрд долларов, а по данным Китая – на сумму 7,4 млрд долларов.
Речь идет о миллиардах долларов ежегодно. Сравнивая данные китайской таможни (количество отправленного в Кыргызстан) и данные кыргызской таможни (количество поступившего из Китая), мы сталкиваемся с огромной разницей.
В 2020-м году (при ограниченных возможностях для экспорта) Китай отправил в Кыргызстан товаров на 2,8 миллиарда долларов. И только 0,7 миллиарда были учтены кыргызской таможней.
За 19 лет Китай экспортировал в Кыргызскую Республику товаров примерно на 76 миллиардов долларов. Но через кыргызскую таможню прошло менее 20% (всего лишь около 15-ти миллиардов). Разница в суммах составляет около $61 000 000 000 (шестидесяти одного миллиарда долларов) за период с 2001 по 2020 годы.
Но если эти деньги не попадают в госбюджеты обеих стран, то где же тогда они остаются?
Тем не менее, он до сих пор на свободе. Почему?
https://ru.sputnik.kg/spravka/20171123/1036468813/matraimov-rajymbek-ysmajylovich-biografiya.html
https://www.svoboda.org/a/30877592.html
Фактически, серый импорт так же важен для Кыргызстана, как важна для Казахстана нефть.
Уникальное положение между относительно крупным рынком (ЕАЭС) и поставщиком товаров (КНР) – формирует ситуацию, когда организаторы теневого транзита имеют влияние на важнейшие политические процессы внутри республики.
Самая заметная статья экспорта, по которой отличаются данные – это продажа газа в Китай. Журналисты портала газета.uz отмечали, что данные в 2022 году отличались на 159 млн долларов (по данным Китая, они купили узбекистанский газ на 1,07 млрд долларов). Когда о разнице в данных заговорили впервые, министр энергетики отметил, что «Китай включает в свою статистику стоимость услуги по транзиту через Узбекистан туркменского газа». Журналисты, однако, посчитали примерную стоимость транзита и выяснили, что разница сохраняется даже если Китай действительно включает в эту строку стоимость услуг.
Узбекистан продает товары в Китай, Россию, Турцию, Казахстан и Кыргызстан. Общая сумма экспорта в 2021 году – 16,6 млрд долларов. Максимальную сумму, вырученную с продажи товаров, Узбекистан получил в 2019 году – за счет увеличения продаж «прочим странам» на 3 млрд. долларов.
Покупает у других стран Узбекистан куда больше, чем продает. Сумма импорта в 2021 году – 25,5 млрд долларов.
Самая дорогая статья импорта – ядерные реакторы, котлы, оборудование и механические устройства (все это – одна статья в официальной статистике), на втором месте – средства наземного транспорта. Так же Узбекистан покупает услуги, лекарства, черные металлы, топливо, электрические машины.
Схема GSP+ представляет значительные дополнительные возможности для увеличения торговли между ЕС и Узбекистаном, т.к. будут отменены тарифы на ряд важных экспортных товаров (ткани, одежду и изделия из пластика).
Данная позиция позволяет ему выстраивать особые отношения со всеми акторами региона (КНР, ЕАЭС, ЕС).
По доступным данным, Туркменистан в основном продает газ (67,8 процентов экспорта, 4,8 млрд долларов), 97%которого направляется в Китай. Нефть (11,2% экспорта, 808 млн долларов) направляется в Грузию, Турцию, Узбекистан, Кипр, Сингапур, Азербайджан и Таджикистан.
Газ Китаю Туркменистан начал продавать с 2010 года, ранее практически весь газ Туркменистан продавал Украине и Венгрии. Если в 2008 году Туркменистан продал газ на 5,3 млрд долларов, 93% которого – пошло в Украину, то уже в 2009 году в Украину было продано всего на 760 млн. долларов.
Этому поспособствовало два фактора: во-первых, странам не удалось договориться о ценах на газ, во-вторых, возник конфликт с Россией, которая в качестве центра согласования газовых интересов продвигала свою компанию RosUkrEnergo. Новые условия и настаивание на снижении цены не понравились Туркменистану, из-за чего он решил торговать с Китаем.
Импорт Туркменистана – 3,4 млрд долларов. Больше всего (18,8%) Туркменистан покупает машин, механических устройств и деталей – это самолеты, автомобили, провода, газовые турбины и тракторы. Основными продавцами выступает Турция, Китай, Германия и Италия. Фармацевтику страна в основном покупает в Китае, России и Индии. Электрические машины – в Турции, Китае и Арабских Эмиратах.
В 2017 году Таджикистан продал товаров на 1 млрд долларов – из них алюминия на 544 млн долларов. В 2017 – на 1,4 млрд долларов, из них алюминия на 277 млн.долларов, цинка на 182 млн., а золота на 157 млн. В 2020 году страна продала товаров на 1,6 млрд долларов, из них золота на 780 млн. долларов и алюминия на 212 млн долларов.
В 2021 году Таджикистану удалось нарастить экспорт до 2,1 млрд долларов, при этом продажи золота остались на уровне 2020 года – 781 млн долларов. Произошло это на фоне увеличения продаж других товаров, в том числе хлопка.
Золото поступает в Швейцарию, в 2021 году его стали поставлять так же в Гонконг и Китай.
Таджикистан мог бы больше зарабатывать на продаже золота, однако более 80% золота в Таджикистане добывают совместные с Китаем предприятия. Нередко рудники отходят Китаю взамен на инвестиции или кредиты.
Статистические сведения Таджикистана и Китая расходятся в среднем в два раза. Как и в Казахстане и Кыргызстане, власти Таджикистана объясняют это разными методиками подсчета (правда, как мы отмечали ранее, в Казахстане совсем недавно начали объяснять это лжетранзитом).
Эксперты, между тем, отмечают, что разница возникла из-за коррупции на таможне.
https://www.asiaplustj.info/news/tajikistan/economic/20230314/poteryannie-millioni-s-tadzhiksko-kitaiskogo-tovarooborota
1,512 всего, 3