Семей.26.07.”Semeyainasy” – В минувшую субботу в медуниверситете Семеясостоялся круглый стол, за которым представители управления здравоохранения области и общественных объединений подняли важные вопросы реабилитации населения, пострадавшего в результате деятельности Семипалатинского ядерного полигона.

На мероприятии, инициаторами которого выступил филиал Альянса женских сил Казахстана по области Абай совместно с Медицинским университетом города Семей, присутствовали заместитель акима области Шаокар Байбеков,секретарь облмаслихата Куаныш Сулейменов, депутаты областного и городского маслихатов, председатели общественных советов Абайского, Бескарагайского и Бородулихинского районов, а также медицинская общественность города.

С научными докладами выступили Татьяна Ивановна Белихина, исполняющая обязанности главного врача в центре медицины и онкологии, а также Казбек Апсаликов – директор научно-исследовательского института радиационной медицины и экологии.

В докладе “Организация медицинской помощи пострадавшему населению” Казбек Апсаликов  сделал  акцент  на том, что сделано государством по исполнению закона о пострадавших, какие проблемы есть сейчас и какие пути решения можно найти. В целях углубления в тему, мы провели небольшое интервью с профессором.

Какие районы в соседних областях также пострадали от полигона?

-Мы считаем за основу 6 дозообразующих наземных взрывов с 49 по 63 годы. Помимо ВКО в закон о пострадавших попали Егендыбулакский и Каркаралинский районы Карагандинской области, также Майский, Аккулинский и Баянаульский районы Павлодарской области.

-Известно, что пострадавшими от ядерных испытаний признаны более миллиона человек. Каково количество пострадавшего населения на самом деле и насколько это число изменилось на сегодня?

-В своих исследованих мы пошли по следующему пути: на момент взрыва на территории взрывов проживало около 1,5 млн человек. Мы делаем выводы, что на момент первого взрыва могли в той или иной мере пострадать такое же количество людей. Затем в силу демографических процессов ряд людей разъехалось, а рождаемость продолжалась. Теперь нам предстоит изучить и внести в базу данных новые четкие дополнения.

Какие основные задачи стоят перед институтом и что нужно для их реализации?

Старый закон “О социальной защите населения, пострадавшего в результате испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне” был принят достаточно своевременно в 1992 году, но прошло время, наука прогрессирует, база данных пополняется, появляются новые факты и исследования, поэтому сейчас стоит вопрос принятия нового закона. Но любой новый закон требует тщательного подхода, поэтому мы придерживаемся следующей позиции: параллельно работая над новым законом, постараться запустить в полной мере и старый закон. Но при любом раскладе в законе есть пункт, по которому должно быть определено число пострадавших, какую дозу они получили и исходя из этого – какие льготы они должны получить. Поэтому с 2005 года институт, совместно с зарубежными коллегами, в частности с японцами, создал медицинский научный автоматизированный регистр пострадавших. Сейчас в нем чуть более 370 тыс. человек, считая умерших, а я до этого озвучивал цифру полторы миллиона, поэтому работы по пополнению базы данных еще много. И это сейчас одна из главных задач.

-Как и сколько времени последствия испытаний на  полигоне будут сказываться на состоянии здоровья представителей последующих поколений?

– Могу ответить на примере: в Японии произошло по одному взрыву в разных городах. До сегодняшнего момента они ведут наблюдение за всеми пострадавшими и их потомками. У нас в течение нескольких десятков лет производились взрывы, с тех пор сменилось уже три поколения, рождается четвертое. И мы пытаемся ответить сейчас на этот важный вопрос. В какой мере передается заболевание, на каком этапе это проявляется. Это вопрос будущего, который требует системного подхода. Наши проекты и должны ответить на эти вопросы.

-Как исследования будут финансироваться?

-Это самый больной вопрос, который сейчас стоит на повестке дня. Все дело в том, что раньше институт финансировался из республиканского бюджета. Затем, с присоединением института к медицинскому университету, финансование прекратилось. Поэтому понадобилось некоторое время, чтобы мы снова попытались восстановить свои позиции. В медунивере сменился руководитель, сейчас это Алтай Дюсупов. Он понимает всю проблему. Сейчас мы работаем в нескольких направлениях: возобновляем научную работу в институте, возобновляем работу клинического подразделения и выходим с инициативой на министерство здравоохранения, чтобы клиническое подразделение финансовалось из республиканского бюджета как и раньше. Ранее, когда было известно точное число пострадавших, финансование велось целенаправленно на скрининговое обследование и реабилитацию пострадавшего населения. Сейчас, к сожалению, механизм финансирования другой и мы пытаемся найти решение этой проблемы.

Напоследок Казбек Апсаликов поделился итогами круглого стола и возможным развитием событий в ближайшем будущем.

-Круглый стол прошел очень корректно, объективно и это заслуга организаторов. Выступавшие представители общественных советов из пострадавших регионов получили поддержку. Резолюция, которая была принята согласно предложениям, озвученным за круглым столом, по решению акима области должна теперь попасть  к министерствам здравоохранения, труда и социальной защиты. Я думаю, какой-то эффект будет.

Вела интервью Акбота Кабимоллаева

 1,650 всего,  3 

от Redaktor

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *