История, о которой пойдет речь, не поддается объяснению. Вряд ли, читая популярные бизнес-книги, можно понять, как это дело заимело успех.
Итак, это будет рассказ про пончики. Возможно, многие сейчас представили, что имеются в виду сладкие пончики. Но те, кто живут в Семее или когда-то жили в Семипалатинске, знают другие пончики, легендарные семипалатинские с ливером (говяжьими потрохами), которые когда-то делали на местном мясокомбинате.
Для многих семипалатинских эти пончики – вкус детства. Продукт этот имеет свою популярность в Семее и сегодня. Пончики можно увидеть в продаже, например, на местном рынке. Но знающие люди уверяют, что самые настоящие пончики можно купить только в здании бывшего Авторемонтного завода – АРЗ.
С виду этот объект не очень похож на успешную кулинарию. Но как учили нас в рекламе конца 90-х: имидж – ничто, жажда – все.
И поэтому круглый год к ветхому зданию АРЗ тянутся вереницы жаждущих отведать свежие пончики. Что это вообще за еда такая? А давайте спросим у местного жителя Олега, который набрал три полных пакета только что приготовленных пончиков.
“Это баурсак, а внутри вкусная мясная начинка”, – объясняет мужчина. Он хочет угостить этими пончиками друзей в Павлодаре, которые сами родом из Семея.
Те, кто однажды еще в детстве попробовали семипалатинские пончики, до сих пор помнят их вкус. Как выяснилось, скучают по этому вкусу и в далекой Германии бывшие казахстанские немцы.
Продают пончики через небольшое окошко, возле него всегда очередь.
Но вот окошко закрылось. Покупатели забеспокоились. “Ушла за пончиками, буду через пять минут”, – объявила им продавщица.
Меньше чем через пять минут окошко отворилось и торговля пончиками продолжилась.
Моему любопытству не было предела. Кто стоит за пончиками?
Выяснилось, что этим небольшим производством заведует Надежда Николаевна Леоненко, или просто тетя Надя.
Она пенсионерка, ей 72 года. Когда-то давно она работала на местном мясокомбинате, как раз в пирожковом цеху, где делали легендарные семипалатинские пончики. После развала Союза все остались без работы. Жить в девяностых как-то надо было, и тетя Надя решила жарить пончики у себя дома. Сама жарила, сама и продавала их по городу. Потом пришла к мнению, что надо найти помещение, подвернулась возможность взять площадь (столовую) в здании бывшего АРЗ. Так и началось ее дело.
Тетя Надя сама удивляется популярности ее продукта: в городе столько цехов с гораздо лучшим ремонтом, а все идут к ней.
“Мы даже на ремонт не можем закрыться, приезжают люди ото всюду. Я написала как-то объявление, что мы три дня отдыхаем. Но кто бы поверил, нам даже не дали один день отдохнуть. В итоге пришлось наспех побелить и дальше продолжать работать”, – говорит Надежда Николаевна.
Особенно много клиентов весной и осенью, пончики закупают села во время посевной и уборочной.
Многие из других цехов просили научить их, чтобы они тоже могли делать такие пончики. Тетя Надя никогда не отказывала и обучала. Они возвращались к ней и не понимали, почему у них все равно не получается, как у нее. Тогда тетя Надя еще раз взглянула, как они готовят, и поняла: масла-то они для жарки использовали мало, а надо, чтобы пончик в нем купался со всех сторон, вот тогда и будет тот самый яркий вкус.
Конечно, нужно соблюдать технологию и на других этапах: правильно выбрать сырье для начинки, ни в коем случае не пытаться на нем экономить, хорошо его отварить, замесить тесто и равномерно распределить ливер. И все это требует внимательности.
“Я вот своих сотрудников научила на совесть работать. Не филонить, не выгадывать. Я всегда говорю: если мы будем выгадывать, значит мы будем одним днем работать”, – рассуждает пенсионерка.
Видя, как популярны их пончики (в день продают от пяти до семи тысяч штук), напрашивается вопрос: наверное, здесь хорошо зарабатывают?
Но тетя Надя уверяет, что доходов у них не так много.
“Стараемся работать на совесть, если где-то кто-то что-то добавляет, ту же сою, например, то мы вообще ничего такого не добавляем, только потроха, лук, перец, соль, все натуральное у нас. И мы не стремимся к тому, чтобы клиентов нарастить, мы просто выживаем, потому что все дорого, особенно масло, жир. Еще надо платить зарплату. А так, чтобы хватало на роскошь – такого нет, хотя работаем по 12 часов в день, бывает”, – признается тетя Надя.
Она была бы и рада сделать капитальный ремонт, чтобы придать своему делу более презентабельный вид, но, во-первых, у нее на это не хватает денег, во-вторых, как уже было сказано, надолго закрываться они не могут – клиенты ждут свои пончики, а в-третьих, говорит, здание ветхое, и по-хорошему бы им лучше с нуля построить новый цех.
Пончики ее стоят очень демократично – цена всего 50 тенге. Говорит, некоторые ей предлагают поднять цену, чтобы доход был выше, но она не соглашается, думает о людях, для многих из которых ее пончики – больше чем перекус.
“Я говорю, сюда же ходят такие же работники, как мы. Раз в месяц люди получают зарплату, им надо купить продукты, оплачивать дорогу, детсад – у них столько расходов”, – отмечает она и вспоминает суровые девяностые.
“Было время, мы дома бульон варили, так у нас вся улица брала этот бульон. Мы только благодаря этому бульону и выживали, потому что работы вообще не было. До сих пор мне некоторые говорят: тетя Надя, если бы не ваш бульон и не ваши пончики, мы бы, наверное, не выжили. Я помню, что ребятишки соседние носили мне дрова, чтобы я эти пончики жарила”, – говорит тетя Надя.
Сейчас у нее пончики готовят пять сотрудников, которым она платит по 5000 тенге в день. Работу они начинают в полчетвертого утра и заканчивают в два часа дня.
Тетя Надя может полностью на них положиться, но иногда, когда пончиков не хватает, она и сама берется за дело и получает от этого процесса большое удовольствие. Итого, если сосчитать весь стаж (с 1965 года), то получится, что она жарит пончики уже полвека.
“И все-таки в чем же их секрет?” – напоследок спросил я тетю Надю.
Она пожала плечами, улыбнулась и сказала: “Не знаю, вроде нет никакого секрета. Может дано мне Богом”.
Сказав это, она включила на своем телефоне любимую лирическую песню в исполнении Кайрата Нуртаса. “Нравится, как он поет”, – пояснила пенсионерка.
Тем временем к двери с номером 82, расположенной в здании АРЗ, продолжали приходить люди за свежими пончиками.
759 всего, 9