20181129104624
Семей.31.05.”Semeyainasy” – Прошедшее столетие было для казахского народа веком политических репрессий. Официальная история до сих пор не может назвать точные цифры демографических потерь от двух подряд случившихся периодов голода, передает корреспондент МИА «Казинформ».

По данным «Национальной энциклопедии Казахстана», в те годы казахский народ потерял 48% своей численности. В Национальной энциклопедии написано: «Сельское население Казахстана с 1 июня 1930 года до 1 июня 1933 года сократилось на 3 млн 379,5 тыс. человек. Если вычесть из этой потери более миллиона беженцев, мы увидим, что в 1930-1933 году жертвами голода стали более 2 млн 200 тыс. человек».

Кроме того, есть заключение комиссии Президиума Верховного Совета РК, которая специально изучала этот вопрос в 1992 году. В нем указывается, что от голода и связанных с ним болезней, в результате постоянно высокого уровня естественной смертности казахский народ потерял 2 млн 200 тыс. человек. Действительно, это бедствие, обрушившееся на нашу нацию, задело каждую казахскую семью.

Известный в республике педагог Мухамет Шаяхметов, живший в Восточно-Казахстанской области, также в своей автобиографической книге «Тагдыр» («Судьба») описал историю своей семьи, рассказал о том, как повлиял голод на одну семью. В этой книге он постарался проанализировать, каким образом искусственно сдерживался прирост численности казахской нации. Ко Дню памяти жертв политических репрессий предлагаем читателю некоторые данные из этой книги.

Возможно, у кого-то возникнет вопрос: а кто такой Мухамет Шаяхметов, чтобы судить об истории, делать какие-то выводы? Это один из видных педагогов Восточного Казахстана. Как сына кулака, его исключили из школы, он рано остался без отца, но все же смог получить высшее образование. В послевоенные годы работал директором школ в Куршумском и Уланском районах Восточно-Казахстанской области, а также в Усть-Каменогорске.

Книга «Судьба», изданная в 2002 году на русском языке, описывает жизнь Мухамета Шаяхметова в период 1930-1945 годов. Через историю своей семьи педагог рассказал об испытаниях, выпавших на долю казахов Куршумского, Зайсанского, Тарбагатайского и Кокпектинского районов ВКО, с использованием архивных данных.

«В 1930 году казахи Восточного Казахстана в последний раз перекочевали с летних пастбищ на осенние. После этого перекочевки прекратились. Вместе с этим из жизни казахов исчезли родственные чувства, верность данному слову, а также понятия о грехе и благочестии», – так начинает автор свое повествование.

«Демография нашей большой семьи, как и всего казахского народа, в советский период оказалась трагичной в 1931 году нас было 20 мужчин от одного предка, в конце века от них всех родилось всего 11 мужчин. Если считать естественный прирост населения в 3%, за 60 лет от 20 мужчин должно было произойти 36 мужчин. А в нашем случае реальный прирост – 7 человек, то есть прирост в семье уменьшен в 5 раз. Во всей казахской степи демографическая ситуация был такой же», – говорится в книге.
По словам автора, в 1920-1970 годы вообще не было прироста численности казахов. Только в 1970 году наша численность дошла до уровня 50-летней давности. Этот вывод Мухамет Шаяхметов доказывает с помощью своей родословной.

«От главы нашего семейства Науея в 1820-1920 годах произошло 25 мужчин. От этих 25 мужчин в 20-м веке должно было родиться 625 мужчин. С учетом закономерностей естественного прироста, даже половина из них уже составляла бы 300 мужчин. Но в нашем случае в 90-е годы из всего этого потомства родилось лишь 7 мужчин. За 50 лет советской власти даже произошло сокращение на 3 человека. В 20 веке эта трагедия коснулась каждой казахской семьи», – говорит Мухамет Шаяхметов.

«Летом 1932 года в Восточно-Казахстанскую степь хлынули казахи, спасающиеся от голода. Все они поверили слухам о том, что здесь люди живут сыто. Большинство из этих людей не смогли добраться до аулов, в которые хотели попасть. А добравшиеся не могли найти ни работы, ни пропитания. Руководство Усть-Каменогорска, Зыряновска, Риддера начало принимать меры для того, чтобы прекратить приток голодных беженцев. Среди архивных документов сохранились просьбы и предложения, протоколы собраний, в которых говорилось об «очищении городов и сел» от голодных людей. Это отношение прекратилось лишь после того, как Совет Министров СССР в июле 1932 года принял постановление «Об организации помощи голодающему населению Казахстана». В это время голодала уже вся казахская степь. Не говоря уже о прочем, даже на те деньги, которые тратились не бессодержательные собрания и шествия, можно было спасти тысячи людей от голодной смерти. Размышляя об этом, я понял, что система, которой я служил верой и правдой, была несправедливой», – пишет педагог Мухамет Шаяхметов.

Источник: inform.kz https://www.inform.kz/ru/skol-ko-kazahov-umerlo-ot-goloda-istoriya-odnoy-sem-i_a3532625

 987 всего,  3 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *