Неограниченный доступ детей к информации на сайтах и в соцсетях во многих случаях влияет на их поведение, считает депутат Мажилиса Асылбек Смагулов. Однако доказать, что именно информация, а не неблагополучная обстановка в семье клонила ребенка к суициду, очень сложно.

“В УК РК предусмотрено наказание лишь за доведение до самоубийства – статья 105, а для администраторов “сайтов смерти” уголовная ответственность по этой статье наступает только в случае, если жертве угрожали или с ней жестоко обращались. На мой взгляд, здесь существует правовой пробел. В этой связи хотелось бы узнать позицию наших ведомств по исключению данного правового пробела”, – сказал Смагулов во время обсуждения законопроекта “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию” в Мажилисе.

Этот пробел действительно существует, считает замначальника департамента по защите общественных интересов Генеральной прокуратуры Азамат Дюсембеков. Ведомство уже рассматривает несколько вариантов введения уголовного наказания за действия, которые сегодня не попадают под уголовную ответственность, но могут стать причиной суицида.

“Есть несколько вариантов, мы в ближайшее время отработаем и предложим”, – сказал Азамат Дюсембеков.

Вице-министр МВД Рашид Жакупов тоже отметил, что есть проблемы с квалификацией действий, не по доведению до самоубийства, которое установлено УК РК, а за склонение, в том числе, распространение программ через интернет-сайты.

“У нас вопросы есть по диспозиции, какие действия должны образовывать состав преступления. Мы предусматриваем, что распространение побудительной информации к совершению самоубийства, в том числе “Синий кит”, должны быть запрещены и преследоваться по закону однозначно. Нужны стандарты, нужна методика экспертиз, которые будут определять. Над этим будем работать. Другой вопрос, какой должна быть уголовная ответственность и за какие конкретно действия. Я думаю, что в разработанном законопроекте найдётся решение. Сейчас нет уголовной ответственности за склонение, есть за доведение до самоубийства путём угроз, жестокого обращения”, – сказал Рашид Жакупов в кулуарах пленарного заседания в Мажилисе.

МВД, как он отметил, продолжает вести работу по выявлению и блокированию “опасных сайтов”.

“Мы этот вопрос уже с депутатами обсуждали при встречах, я думаю, что до второго чтения совместно с учеными и так далее мы найдем ту диспозицию, которая позволит более конкретизировать уголовную ответственность за данное действие”, – добавил вице-министр.

Сегодня, 27 декабря, в Мажилисе представили законопроект, защищающий детей от опасной информации. В документе определили, какую информацию запрещается распространять среди детей определённых возрастных групп. Для этого вводится возрастная классификация информационной продукции: для детей до шести лет, старше шести лет, 12, 14, 16 лет.

Запрещена информация, основанная на жестокости и насилии, побуждающая детей к совершению опасных для их жизни деяний, суициду.