Семей. 22.08. «Semeyainasy» – Любому сознательному гражданину хочется знать, на что идут его налоги. Требуя прозрачности и подотчетности, развитые страны за долгие годы добились заметных результатов. Так, в Миннеаполисе, городе на севере США, каждое планирование, каждое общественное слушание и заседание снимается на камеру, а далее «заливается» на официальный канал города и на видеохостинг YouTube. Конечно, это не показатель, но пример для подражания.
Международная организация International Budget Partnership в «Обзоре открытости бюджета» за 2015 год выразилась: «Важно, чтобы полная бюджетная информация стала широкодоступной, чтобы были обеспечены полноценные возможности для гражданского контроля и для выражения гражданами своего мнения в отношении бюджетных решений и контроля, и чтобы был сильный независимый надзор от законодательной власти и аудиторов».
В этом докладе, пятом по счету, сделан вывод, что большинство стран обеспечивают недостаточную информацию для гражданского общества и общественности, чтобы понять или проконтролировать бюджет. Между тем, в последнее десятилетие заметен прогресс в достижении бюджетной прозрачности.
Прогресс заметен и в Казахстане. Так, на официальном сайте каждого города в меню «экономика», «бюджет» или «деятельность государственного органа» можно найти пункт под названием «Гражданский бюджет». Гражданский бюджет – это документ, в котором содержится информация «об основных показателях бюджета города» – доходы, основные направления расходования, организации, финансируемые за счет городского бюджета, расходы на ЖКХ, отчет об исполнении бюджета, социальная помощь и др.
Однако, участие в формировании городского бюджета граждан довольно на низком уровне. Так, если ввести в поисковую строку Google словосочетание «гражданский бюджет», то можно натолкнуться на интересный механизм прямой демократии, который позволяет жителям решать, на что тратить бюджет города. Этот механизм называется также «гражданским бюджетом», но представляет собой нечто совершенно иное.
Так, гражданский бюджет, о котором говорится, был принят в 1989 году в образовательном центре Южной Бразилии – городе Порту-Алегри. Это не документ, а специальная строка бюджета. Данный экспериментальный проект распространился и в Испании, США, Великобритании, Польше и Грузии. В польском городе Лодзе проекту отдали 0,5% городских денег – почти 5 млн евро. Выделенные деньги поделили между общегородскими и местными проектами для конкретных районов. Любой горожанин может подать заявку на легальный, общественный и полностью профинансированный бюджетными деньгами проект, за который позже голосуют другие граждане. Как показала практика, в основном люди хотят тратить деньги на необходимую, качественную городскую инфраструктуру – дороги, ремонт зданий, обустройство детских площадок и так далее.
Совет обсуждает проект по следующим критериям: технические аспекты (возможность осуществления проекта), финансовые аспекты (оценка представленной вероятной стоимости проекта), сроки осуществления проекта, и служит или нет он интересам общества.
Затем специальная комиссия выносит свой вердикт. Все слушания комиссии публичны: горожане могут принять в них участие, задавать вопросы и защищать проекты.
Еще один немаловажный момент – ответ на вопрос «можем ли мы доверять гражданскому бюджету, представленному на официальном сайте акимата города?»
После продолжительного, из-за бюрократической волокиты, мониторинга, мы получили ответ – мы не можем в полной мере доверять гражданскому бюджету.
Дело в том, что при анализе городского бюджета по вопросу «образование в городе Семей» были обнаружены некоторые несоответствия: в гражданском бюджете за 2016 год, который обновился в январе 2017 года, указано, что затраты на образование в 2016 году составляют 12 017,8 млн тенге. В другом документе «Об исполнении бюджета города Семей на 1 января 2017 года» цифра изменилась – «освоено 27 360,6 млн тенге, из них расходы на образование составили 12 119,2 млн. тенге». В «Информации об использовании бюджетных средств на образование, социальную помощь и обеспечение за 2016 год» указана та же цифра – 12 119,2 млн тенге.
15 февраля для того, чтобы узнать, сколько на самом деле затрачено денег, был отправлен официальный запрос в ГУ «Отдел образования г. Семей», была запрошена информация о ремонте в школах Семея.
Ответ на запрос, к сожалению, ничего не прояснил – только запутал.
Посмотрев информацию в четырех разных документах, мы обнаружили серьезные несоответствия. В «Образовании в городе Семей за 2016 год» значится, что на капитальный ремонт трех школ выделено 60 млн 067 тысяч тенге, на текущий ремонт двадцати организаций – 98 млн 872,5 тысяч тенге, по «Дорожной карте занятости-2020» (9 школ) – 127 млн 449 тысяч тенге и по Программе развития регионов (7 школ) – 22 млн 488 тыс тенге.
В гражданском бюджете указано, что капитальный ремонт проводился не в трех, а в двух школах города на сумму 52,7 млн тенге, а текущий ремонт в девятнадцати (а не в двадцати) учреждениях образования на сумму 95,3 млн тенге. Также сказано, что текущий ремонт проводился в семи сельских школах по Программе развития регионов на сумму 19 млн тенге. Разница – 3 миллиона.
К сожалению, на этом несоответствия не заканчиваются. Так, в ответе на запрос ГУ «Отдел образования г. Семей» написано, что капитальный ремонт был проведен не в двух, и даже не в трех школах, а в четырех. Сумма также заметно отличается от представленных в гражданском бюджете – 105 млн 605 тыс тенге. Указано ко всему прочему, что текущий ремонт был проведен в 31 образовательных учреждениях на сумму 277 млн 700 тысяч тенге.
Задавшись целью выяснить причины подобного разнообразия данных, мы отправили дополнительный запрос в ГУ «Отдел экономики и бюджетного планирования».
«Касательно расхождений в суммах, выделенных на ремонт объектов образования, поясняем следующее: 1. На капитальный ремонт 2 учреждений образования за счет средств городского бюджета выделено 52 681 тысяч тенге. При корректировке бюджета за счет средств Национального фонда и софинансирования из городского бюджета в рамках Дорожной карты занятости 2020 на капитальный ремонт в 3 учреждениях образования выделены средства в сумме 53 087 тысяч тенге. Всего на капитальный ремонт учреждений образования в 2016 году выделено 105 768 тысяч тенге», – гласит часть ответа на запрос.
Опять-таки мы видим, что это не сходится с предоставленной информацией, где сказано о проведенном капитальном ремонте не в пяти школах, а в четырех… А документ «Образование в городе Семей за 2016 год», оказывается, по словам отдела бюджетного планирования, 1 января не обновлялся вовсе. Не обновлялся, несмотря на то, что на официальном сайте города четко сказано, что документ 1 января обновился.
«Также сообщаем, что согласно Методике, Гражданский бюджет составляется на основании плановых значений утвержденного, уточненного бюджета. Средства, выделенные в рамках Дорожной карты занятости 2020, отражаются в скорректированном бюджете. В связи с чем, могут быть расхождения между данными Отчета об исполнении бюджета и Гражданским бюджетом», – говорится в ответе на запрос агентства.
То, что в Казахстане предоставляют недостаточную информацию и то, что даже в Алматы (не то что в Семее) отсутствуют более 50% бюджетных документов, – не новость. Однако наличие гражданского бюджета на сайте акима может накинуть на глаза смотрящего пелену и оставить его в удовлетворении. Это не отменяет того факта, что Казахстан по результатам мониторинга независимых организаций относится к категории стран с ограниченным индексом открытости.
«Страны, предоставляющие «ограниченную» информацию, делают большинство ключевых бюджетных документов общедоступными на своевременной основе, публикуя в среднем шесть из восьми ключевых бюджетных документов. В опубликованных документах, однако, часто не хватает важных подробностей. В частности, Бюджетное предложение исполнительной власти включает чуть более половины информации, рекомендованной передовой международной практикой», – пишут International Budget Partnership в «Обзоре открытости бюджета». – «Результаты обзора показывают, что даже если документы будут опубликованы, в них часто не хватает важных подробностей, необходимых для полноценного анализа».
Предположим также, что индекс прозрачности бюджета в Казахстане будет разным в каждом городе. Можно сказать, что за последнее десятилетия в плане прозрачности и транспарентности Семей шагнул вперед – есть годовой отчет и гражданский бюджет. Однако этого явно недостаточно для полноценного анализа городского бюджета, так как за разъяснениями и дополнениями приходится обращаться в акимат.
Казахстан, желающий вступить в ОЭСР, непременно должен учитывать рекомендации, которые гласят – доступность требует, чтобы бюджетные документы были доступны в режиме онлайн и чтобы все бюджетные данные представлялись в форматах открытых данных, которые смогут с легкостью загрузить, проанализировать, использовать и заново представить граждане, организации гражданского общества и другие заинтересованные лица.
Ирен Ли
1,183 всего, 3