DSC_0004

Семей. 02.08. «Semeyainasy» – Редкий человек с равнодушием отнесется к новости о брошенном, где-нибудь на помойке, ребенке.
“Мать оставила дочь умирать в заброшенном доме”
“На Херсонщине мать бросила младенца на обочине дороги”
“В Павлодаре мать бросила грудного ребенка в подъезде многоэтажки”
“Мать пыталась смыть новорождённую дочь в унитаз, а затем выкинула её в помойку”
И так далее… Происходит это повсеместно.
Человек, что бы то не говорили, – животное. Развитое, строящее корабли, самолеты и роботов, но, все-таки, животное с присущими млекопитающим инстинктами. Инстинкт, призывающий нас охранять потомство, со временем никуда не делся, и потому подобные новости ввергают многих людей в недоумение. И, если вспомнить психоаналитика Зигмунда Фрейда, который говорил, что склонность к агрессии – это стремление к смерти, а самосохранение – это стремление к жизни, то картина становится еще печальнее…
Однако, матери бросают своих детей повсеместно. Семей – не исключение.
Маленьких брошенных детей до пяти лет, при обнаружении и отказе, приводят в специализированное учреждение под названием «Дом ребенка».
Сейчас в «Доме ребенка» г. Семей находится 61 ребенок. Из них у 15 детей выявлены тяжелые патологии и заболевания – есть дети с пороками головного мозга, ДЦП, синдромом дауна, пороками сердечно-сосудистой системы, верхних и нижних конечностей, с пороками челюстного аппарата (заячья губа, волчья пасть). По словам директора ГУ «Дом ребенка г. Семей» Ербола Капановича, всегда 20% всех детей – инвалиды.
Но не все. Бросают и отказываются лично и от вполне здоровых детей. О причинах, по которым чаще всего несостоявшиеся матери отказываются от своих чад, рассказал директор заведения.
– Чаще в связи с тяжелым материальным положением или в связи с наличием тяжелого заболевания или патологии у ребенка. Также в основном детей бросают из-за алкоголизма, нахождения на лечении в тубдиспансере, – рассказывает Ербол Капанович. – В основном бросают где пьют, где собираются алкаши, бомжи. Там и могут бросить. Запилась с кем-то, ушла, а ребенок остался у бомжей, или у кого-то. Бывает так. Бывает, что у родственников оставила, неделю нет. Они вызывают инспекцию по делам несовершеннолетних. Они к нам детей уже и привозят.

DSC_0012

Количество отказных детей (когда мать отказывается от ребенка в роддоме), сократилось. В 2016 году в «Дом ребенка» поступило пять детей, а в этом году, по состоянию на 1 августа, поступило шесть детей. Сравнить можно с 2010 годом – тогда поступило 35 отказных детей, в 2011 году уже 28 и в 2012 количество снизилось до 20.
В сам «Дом ребенка» матери приносят детей реже – в 2015 году в стенах учреждения от своих детей отказались 7 женщин, а в 2016 и 2017 годах по одной…
Что касается брошенных детей, то все не так «просто». После того, как люди находят подкидыша или брошенного ребенка, органы должны отыскать горе-мать для того, чтобы определить статус ребенка. Без определенного статуса органы не могут отдать ребенка на усыновление.
– В данное время брошенных у нас 13 детей. Дело в том, что дети брошенные, подкидыши – это дети с неопределенным социальным статусом. Социальный статус дается, если ребенок является отказным, либи мать и отец признаны без вести пропавшими, то есть сироты. Тогда социальный определен. Когда ребенок брошенный или подкинутый, то ситуация такая, что мать может прийти и забрать своего ребенка – допустим, она ушла в запой или заболела., не было возможности воспитывать ребенка. Может в ДТП попала или попала в тубдиспансер на длительное лечение. То есть мы должны статус определить, потом только этот ребенок может быть предложен кому-то на усыновление, – рассказал директор «Дома ребенка».
В связи с тем, что в поисках «кукушек» органам помогают и сотрудники «Дома ребенка», то поиски ведутся успешнее и получилось так, что количество детей, вернувшихся в свои семьи, увеличилось. Так, в 2014 году в свою семью вернулся 41 ребенок, в 2016 63 ребенка, а на сегодняшний день 36. К этому можно относиться по-разному… Ербол Капанович считает, что ребенку в любом случае лучше в родной семье. Но, с другой стороны, ведь семьи бывают разными? Бывают случаи, что ребенка хочет усыновить вполне обеспеченная семья, но объявляется мать, якобы исправившаяся, и, конечно же, ребенка отдают ей. Допустим, совесть на минутку проснулась. А она по прошествию времени продолжает вести аморальный образ жизни…
Но, как говорит директор «Дома ребенка», мать, если она больна алкоголизмом, должна пройти курс лечения, принести справку о реабилитации, написать ходотайство о том, что в доме сделан ремонт, есть необходимые продукты, одежда, а также вещи для развития ребенка, и только тогда ребенка отдают биологической матери.

Бывает, что за детьми возвращаются…

– У нас девочка была с пороком головного мозга. В роддоме поставили диагноз этот, мать отказалась. Ребенок у нас рос, порок ничем не проявлялся, девочка такая хорошая, в развитии ничем не отличалась от своих сверстников. И вот когда выросла, ее даже иностранцы не усыновляли с таким диагнозом. Жалко было в детский дом переводить, а чем взрослее ребенок, тем меньше шансов устроить в семью. В основном усыновляют в возрасте до пяти лет. Я нашел родителей, пошел к ним домой, к этому времени мать родила еще одного ребенка. Они, естественно, были сильно удивлены, сказали, что им сообщали, что у ребенка порок головного мозга и, скорее всего, ребенок долго не проживет. А тут ребенку почти уже 5 лет. Пришли, увидели, расплакались. И через некоторое время они забрали ребенка, – рассказал Ербол Капанович. – Был такой случай, что мамаша отказалась, и через некоторое время, через год, два обратно забрала к себе домой.
Также руководитель учреждения рассказал, что бывает, что отцы узнают о том, что мать отдала или бросила ребенка.
– Уже вместе они не живут, мать в запой ушла, бросила, а отец приходит. Есть и мужчины, которые посещают своих детей, хотят факт отцовства установить, свою фамилию дать и забрать ребенка. Были такие случаи, часто такое бывает.

Статистика

Как ни странно, но намного чаще несостоявшиеся матери отказываются от мальчиков. Намного чаще, чем от девочек. Что касается другой статистики, то если раньше подавляющее количество отказных и брошенныз детей были азиатами, то теперь ситуация поменялась и большинство детей – европеоиды.
Что касается Усть-Каменогорска, то там количество детей в Доме ребенка в полтора раза больше, чем в Семее. Связано это с тем, что в Дом ребенка Усть-Каменогорска поступают дети также из Риддера, Зыряновска, Шемонаихи, Глубоковского района. В семейское учреждение поступают дети из Бородулихинского и Бескарагайского районов.
– На юге домов ребенка больше. В одной Алмате только раньше четыре дома ребенка было Потом два, по районам Иссык, Чилик, Талдыкорган, Казкелен. Но в некоторых областях один дом ребенка. В Караганде два дома ребенка. В Костанае тоже. В Павлодаре один дом ребенка, – поведал Ербол Капанович.

Усыновление

Как мы уже говорили, государство предпочитает отдавать детей в родные семьи. Если выбирать между усыновлением или отдачей в детский дом, то предпочтительнее первый вариант. Однако, несмотря на это, процедура усыновления усложнилась. Если раньше потенциальные родители могли забрать ребенка и оформить документы довольно быстро, то теперь они должны навещать ребенка в течение дву недель. В течение этого времени за возможно будущими родителями будут наблюдать – анализировать отношения между ними и ребенком.
– Иностранцы довольно давно не усыновляли, раньше часто усыновляли. В этом году был усыновлен один ребенок с пороком сердца, укорочением правой нижней конечности и восходящим косоглазием. Никто из казахстанцев не усыновлял, не изъявил желания, всем предлагался. Хороший ребенок был, но никто не усыновил его. Надеемся, что у него все хорошо, – сказал директор «Дома ребенка» Ербол Капанович.
В этом году двух детей отдадут в детский дом. Они – ВИЧ-инфицированные. Мать одного из детей умерла. В придачу у оного ребенка лейкемия и гепатит С… А им уже по 5 лет. Шансы на усыновление – минимальные.

И в заключение…

Как рассказал Ербол Капанович, сейчас готовится приказ министра здравоохранения о домах ребенка, о приеме и выписке детей. В приказе предусматриваются группы для детей с поражением ЦНС, а также группы для детей родителей, которые находятся в тяжелом материальном положении. Родители, которым сложно смотреть и содержать детей, смогут отдавать туда своих детей на условиях дневного пребывания или на условиях пребывния в течение 5 дней (на выходные родители будут забирать ребенка домой).
– Когда к нам приносят ребенка, это гораздо честнее будет, чем бросить его в мусорный ящик, на улице. Недавно, например, около переезда по Жансае нашли детей, в парке. Лучше пусть сюда принесет, откажется, подбросит, но ребенок сразу попадет в наши руки, и, если есть какая-то патология, начнется лечение, – в заключение добавил директор «Дома ребенка» Ербол Капанович.

Ирен Ли

 648 всего,  3 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *