SAMSUNG CAMERA PICTURES

Семей.18.07. “Semeyainasy” – Озлобленные, замкнутые, отчаявшиеся, запуганные – такими приходят в Кризисный центр Семея женщины, пережившие бытовое насилие. Их жизнь идёт под откос, сломана не только судьба, но и рёбра в придачу. А на руках зачастую – маленькие дети. Как жить дальше? Ответ на этот вопрос им помогают найти психологи и юристы центра.

С 2011 года общественный фонд «Центр Семьи» реализует проект «Кризисный центр». Это одно из направлений фонда, в рамках которого жертвам бытового насилия оказывают психологическую и юридическую помощь. В 2014-2015 годах в Кризисном центре при спонсировании королевства Норвегии был открыт приют. Женщины, попавшие под «жизненный пресс», жили здесь до решения проблем.

Полтора года спустя при Кризисном центре вновь был открыт долгожданный приют, но уже на 20 мест. Проект с поселением реализуется посредством госзаказа при финансировании Управления координации занятости и соцпрограмм ВКО и рассчитан до конца этого года. Адрес двухэтажного здания, отведённого под приют, держится в секрете. Сюда сбегают от мужского рукоприкладства даже под покровом ночи.

За 6 лет в Кризисный центр обратились сотни женщин. Порой именно здесь они впервые рассказывают о своих проблемах, о том, что им приходилось терпеть. Одни приходят  в Кризисный центр сами, других приводят подруги, а третьи лежат с побоями в травматологическом отделении, поэтому за них приходят родственники. У каждой пострадавшей от домашнего насилия своя печальная история, полная разочарования и боли. Через призму этих грустных историй мы хотим рассказать о тех проблемах, которые обрушиваются на жительниц нашего города, оказавшихся заложницами тиранов, и избравших позицию «ТЕРПЕТЬ». О том, какие страшные вещи творятся по соседству с нами.

История первая: Коррупция рулит

«На протяжении нескольких лет при каждом удобном случае мужчина избивал свою бывшую жену. Они в разводе, живут раздельно три года, она – с сыном-инвалидом. Но он от них не отставал. И вот недавно к нам в кризисный центр обратилась мать этой женщины. Выяснилось, что после очередной такой встречи с бывшим зятем её дочь оказалась на больничной койке с  тяжелейшими травмами и побоями, – рассказывает один из руководителей ОФ «Центр Семьи». – Мы подключились к этой проблеме. Когда стали разбираться, то выяснили, что пострадавшая сторона всячески пыталась привлечь этого тирана к ответственности, у него есть связи – родственники в медэкспертизе, в других ведомствах. Поэтому мы обратились в органы прокуратуры.  В итоге пострадавшей написали заключение, что у неё действительно на теле сильнейшие телесные повреждения. С нами сотрудничает юрист, которая взялась вести это дело. И вот совсем недавно прошло первое судебное слушание по этой проблеме. Все наши старания едва не пошли на смарку, поскольку мы натыкались на всевозможные преграды. Этого мужчину хотели признать невменяемым, определили в центр психического здоровья. Но у них не вышло. Процесс по всей вероятности затянется. Его деяния будут квалифицироваться как тяжкие телесные повреждения. Если бы мы не подключились, то, возможно, всё могло сложиться иначе».

Это нетипичная ситуация, ведь, как правило, мужья избивают жён либо сожительниц во время совместного проживания. Тем не менее, на каждого такого агрессора можно найти управу, уверены в «Центре семьи». Государство движется в правильном направлении, подключая максимум структур к решению проблемы бытового насилия и оказывая полную поддержку неправительственным организациям, как Общественный Фонд «Центр Семьи». Правда, некоторые женщины не верят в то, что домашнему насилию можно положить конец.

История вторая: «Управа найдётся на каждого»

«Женщина с двумя детьми была вынуждена уйти из дома из-за своего мужа, который создал невыносимую обстановку, практически вынудил их уйти. Сейчас она с детьми живёт у брата –  без квартиры, но и без синяков, – вспоминает очередную историю исполнительный директор ОФ «Центр Семьи» Людмила Асташкина. – Она обратилась в наш кризисный центр и попросила припугнуть её мужа. Но сама писать заявление на него в полицию категорически отказывается. Ну как мы поможем? Я ведь не могу написать заявление в правоохранительные органы за неё. В таких случаях мы пишем ходатайства, и просим вынести предписание. Однако женщинам, подвергшимся бытовому насилию нужно понять, что они сами должны решиться на этот шаг».

К счастью, некоторые такие истории заканчиваются благополучно. Визит полицейских и арест приводят в чувство агрессоров, осмелившихся поднять руку на жён.

«Был у нас и такой случай. Женщина, проживающая  в своей квартире с сожителем, оказалась буквально у него в заложниках. Он отобрал у неё телефон, запрещал ходить в гости, бил, мог прижечь ей ноги и руки раскалённой кочергой. Несмотря на то, что она жила в своей квартире, она боялась куда-либо жаловаться на него.  Заявление от её имени мы помогли написать в полицию сестре. И знаете, он испугался правоохранительных органов. Ему вынесли предписание, и с того момента он перестал применять силу. Мы с ней регулярно созваниваемся, она говорит, что сейчас всё благополучно. Выходит, нужно было просто встряхнуть его как следует, поставить на место. Управа найдётся на каждого. Ведь порой безнаказанность приводит к тяжелейшим последствиям, – считает Людмила Асташкина.

Дети едва не забили свою мать до смерти, состояние тяжёлое, по всему телу гематомы и травмы – такой шокирующий случай произошёл в Семее совсем недавно. Родственники пострадавшей бабушки обратились в Кризисный центр, в результате было возбуждено уголовное дело. Пока идёт следствие, избитая пенсионерка будет находиться у родственников.

«Почему некоторые женщины продолжают жить со своим обидчиком? Они переживают, что скажут об их детях, что скажут о них, плюс некоторым из них некуда идти, – пояснил причину безмолвия психолог ОФ «Центр Семьи» Николай Лылык. – Город у нас не особо большой, поэтому жертвы, пострадавшие от домашнего насилия, переживают, что на них, по их же словам, будут косо смотреть».

История третья: Психологическая атака

Бытовое насилие это не только побои и унижения. Насилие может  быть психологическим и экономическим. С их последствиями также работают в кризисном центре.

«ЕСТЬ СЕМЬЯ, отец, мать и трое детей. Там идёт разлад. По словам женщины, ей долгие годы приходилось терпеть психологическое и эмоциональное насилие со стороны мужа. Под воздействием алкоголя муж часто кричал, шантажировал, угрожал покончить жизнь самоубийством, если она не выполнит его условий. В такие моменты она старалась уводить детей к родственникам или соседям. Причем семья благополучная, далеко не бедная семья. Всё это продолжалось больше 10 лет. Когда возникли финансовые трудности, ситуация накалилась, и у неё не было иного выхода как обратиться к нам. И здесь скорее всего итог не будет светлым, семья уже развалилась. Сейчас мы работаем с обоими супругами: он не может примириться с тем, что жена от него уходит. В то же время она категорично всё для себя решила. Наша задача здесь примирить их,  чтобы они смогли спокойно сосуществовать в рамках отдельных семей, – считает психолог Николай Лылык. – Многие мамы думают, что лучше с отцом, хоть с каким, но с отцом. Это неправильно. Дети видят насилие и понимают, что родители несчастливы. Они копируют эту модель поведения на себя. Мальчик, видящий насилие над своей матерью со стороны отца, вырастает таким же тираном».

Иногда бывает такое, что большой вклад в разлад молодой семьи вносят не сами супруги, а их родители.  Такие отношения сложно назвать насилием. Между тем в Кризисный центр приходят и с такой проблемой.

«Наталья приехала в Семей из Киргизии. Здесь она познакомилась с мужчиной своей мечты и вышла за него замуж. Живут они вместе с его мамой, растят маленькую дочь. Но свекровь всячески пытается оградить Наталью от воспитания своей же дочки, ругает, запрещает. Договориться с ней Наталья не может, уйти тоже некуда – в Семее у неё нет родственников. Ситуацию усугубляет то, что они живут в небольшой квартире. И вот она пришла к нам, эмоционально разбитая, на грани нервного срыва, неухоженная. Она боялась при свекрови наносить макияж. Наш психолог начал с ней работать, и уже через месяц она преобразилась, как внешне, так и внутренне – сменила прическу, купила одежду, стала более уверенной в себе. Правда в этой семье по-прежнему возникают конфликты, но в таких случая Наталья следует нашему совету – стараться во всех делах проявлять уверенность и настойчивость, а не ответную агрессию»

История четвёртая: Бьёт, любит, ждёт

Следующую историю рассказала нам 34-летняя Людмила, которая с мая этого года живёт в приюте Кризисного центра. Она пришла в Семей с двумя детьми из деревни, название которой она просила не называть. Муж регулярно шантажировал её и однажды ударил пасынка. Людмила на 6-м месяце беременности.

«Мы с мужем познакомились два года назад и стали жить вместе. У меня есть 6-летний сын от первого брака и наш общий сын. Всё было хорошо. Жили в частном доме, муж работал в крестьянском хозяйстве. В последние полгода он сильно изменился, стал буйным и недовольным. Срывался на мне, когда приходил пьяным, а потом и в трезвом виде. Злился из-за того, что я не умею готовить еду, что не умею вести хозяйство. Его родственники просили его одуматься, но он никого не слушал. А в последний раз он избил старшего сына. Сказал, что если  пожалуюсь на него, то он снова побьёт нас», – рассказала Людмила.

Очередной «бой без правил» поставил точку в раздумьях Людмилы. Воспользовавшись отлучкой мужа, она убежала из дома с детьми – вышла на трассу, остановила машину и приехала в Семей, где ей посоветовали обратиться в Кризисный центр.

Сотрудники ОФ «Центр Семьи» всячески помогают и ей, и её детям. К примеру,  у старшего сына, которому по возрасту положено идти в 0 класс, задержка речи и с ним работают специалисты. Младший сын в свои 2 года имел проблемы с ножками, поэтому в данный момент он проходит курс массажа.

По словам Людмилы, её жизнь понемногу налаживается. Они с мужем поняли свои ошибки. Супруг идёт на контакт с сотрудниками ОФ «Центр семьи», несколько раз приезжал к жене и детям в кризисный центр, зовёт семью вернуться домой. Сама же Людмила не сидела в приюте сложа руки, она усердно училась быть хорошей хозяйкой, теперь она без труда сможет испечь бауырсаки и приготовить салаты.

«Один из последних случаев оказался особо серьёзным: систематические избиения и запугивания бывшим мужем закончились в больнице жуткими гематомами и сотрясением мозга. Самое страшное, что данную картину регулярно видела 4-летняя дочь, что не осталось для детской психики бесследно. Она обратилась по национальной линии телефона доверия в Союз кризисных центров Казахстана, которые вышли на ОФ «Центр семьи», – рассказала Людмила Асташкина.

Для решения данного вопроса Общественный Фонд  решил подключить Генеральную прокуратуру. Запрос был передан члену Совета по правам человека при Генеральной прокуратуре Айгуль Соловьёвой.

Золотое правило Центра

Не стоит забывать о случаях, когда женщины, «жертвы бытового насилия», провоцируют мужей на совершение агрессивных действий. Безалаберное отношение к ведению хозяйства, ревность, использования мужчины в качестве кошелька, распутный образ жизни, напряжённая обстановка дома – малый список причин мужской агрессии, считают в «Центре семьи». В таких случаях специалисты стараются разъяснить женщине её задачи как хранительницы домашнего очага, и возможности как представительницы прекрасного пола, которыми мы пользуемся испокон веков.

«У нас есть золотое правило – мы принимаем женщину со всеми её проблемами. Главное – не осудить, а вникнуть и найти пути решения. Подсказать, помочь. Осудить-то каждый может. Взамен мы требуем дисциплины. Нужно полюбить  и уважать себя, выполнять все процедуры, назначенные врачами, посещать культурные мероприятия и спортивные секции. Сотрудники общественного фонда «Центр семьи» организовывают для подопечных кризисного центра культурные программы, мы водим их на выставки, в биологический центр. И это всё для того, чтобы женщина почувствовала себя женщиной, чтобы повысилась её самооценка и вернулся интерес к жизни. Мы показываем, что она нужна людям, нужна обществу, что от неё не отказываются. Учим, куда обращаться с теми или иными проблемами, – пояснила Людмила Асташкина.

Самый лучший пример – это личный пример. Те женщины, которые преодолели бытовое насилие, смогли обрести счастье и душевное равновесие после пережитого, являются лучшим примером для своих подруг по несчастью. Поэтому именно они участвуют в тренингах для женщин, подвергшихся бытовому насилию.

С начала 2017 года в ОФ « Центр Семьи» обратилось около 700 человек, в том числе по решению кризисных ситуаций – 205 человек. В приюте на данный момент проживает 20 человек.

Альбина Халел

 617 всего,  6 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *