_20170503_125427

Семей.03.05. «Semeyainasy» – Чем дальше мы уходим от времен  Великой Отечественной Войны, тем дороже и ценнее становятся воспоминания участников тех страшных событий. Именно из  них и складывается общая картина великой Победы.

Ветеран Великой Отечественной Войны Таисия Ильинична Шевченко обладатель ряда боевых наград, в числе которых: медаль «За оборону Сталинграда», «За боевые заслуги», и еще множества юбилейных наград и грамот, делится воспоминаниями  о прожитом суровом фронтовом времени.

С мая 1942 года двадцатидвухлетняя девушка, попав на фронт, участвовала в Сталинградской битве, до ее последнего дня. Потом  воевала на 4-ом Украинском фронте, в городах Днепропетровске, Шахты и Ростов на Дону. Прошла Крым. Севастополь. В декабре 1944 года закончила войну. После чего вернулась в город Барнаул, откуда и призывалась.

– 1 мая 1941 года меня призвали. До войны я работала на телефонной станции, разносила телеграммы. Помню, это было в воскресенье, я была дома, когда объявили о начале войны. На тот момент мы жили в Барнауле, неподалеку от нас был бор, все люди там отдыхали. Многие из них, ввиду отсутствия связи, даже не знали о том, что началась война. Это было так внезапно. Не было никаких предпосылок к ней или чего-то еще. Мы были такие молодые, на работу бежали веселые, с песнями. И так вот нас застала война… – делится  96-летняя ветеран войны

Когда в городе  были организованы курсы медицинских сестер, Таисия пошла туда  учиться не раздумывая.

– Месяц мы провели в учении, после чего нас поставили на учет и первого мая нас сразу забрали прямо с демонстрации, которая проходили в Барнауле. За два часа прошел расчет и к вечеру мы были уже в военкомате. Началась наша солдатская жизнь. Нам дали обмундирование, начались учения, тренировки. Всё, как и полагается у солдат: подъем в шесть часов, нужно быстро собраться, одеться за одну-две минуты и сразу в строй. Потом начались походы. Десять суток мы шли до Сталинграда. Наша армия была 51-й, в ней было 3 полка. Вражеские самолёты начали бомбить, всё взрывалось, гибли люди… Вспоминать это очень непросто, – вздыхает Таисия Ильинична. – Помню, мы с подругами попали в окружение. Нас было трое, мы убегали от танка, а он шел на нас. И вдруг в одну из девушек попало… Это было так страшно, мы видели своими глазами, как ее убил танковый снаряд  прямым попаданием. Это случилось зимой, 11 января 43-го года. Мы со второй подругой накрыли погибшую, а сами продолжили убегать. Бежали около 11 километров, а танк нас преследовал..  но через некоторое время он все-таки повернул в другую сторону, а мы прыгнули в ров. Дело это было на рассвете. Мы запрыгнули в ров. Там было много людей: солдаты, офицеры, капитаны, все раненые…  Целый день мы просидели в этом рву, танки подходили к нам вплотную, стреляли, но не могли попасть… они знали, что здесь, в этом рву, есть люди, ждали, когда кто-нибудь выглянет, чтобы убить, но не дожидались и уходили. Так мы сидели целый день, выходить начали только ночью, быстро-быстро вышли, начали бежать без оглядки несколько километров. Увидели какую-то мелкую застывшую речушку, побежали  вдоль этой реки, скрываясь за кустами. В деревне, куда мы вернулись, был обогревательный пункт… кое-как отогрелись. Потрясение было настолько сильным, что нас трое суток трясло, врачи нам вкалывали успокоительные лекарства. После наш полк стали формировать снова. Когда мы вышли из Барнаула нас было 91 девушка, а когда под Сталинградом были, кто попал в плен, кого убили, осталось только 27 человек! 27 из 91… После того, как мы попали в окружение, нас из 27 осталось только 7…

Другим не менее запоминающимся периодом фронтовой жизни для Таисии Тимофеевны стали бои за Севастополь.

– В Красноперекопске мы стояли месяца 3 на формировке. На Севастополь идти было уже практически некому, потому что наша часть должна была форсировать северную бухту, а там бомбили страшно. Мало кто выжил, – рассказывает ефрейтор санитарной службы. – В Севастополе мы целыми днями сидели в своем пункте, лечить было некого, потому что все раненые, практически  все тяжело раненные сразу же умирали. Наш пункт – это небольшая развернутая нами палатка, к нам приходили те, кто успевал, мы оказывали им медицинскую помощь. Мы шли за полком. Это была полковая рота. Потом, когда Севастополь был взят, нашу часть разбросали: кого оставили охранять береговую линию, кого-то бросили освобождать, если не ошибаюсь, Румынию. Мы же находились некоторое время в одной из деревушек Севастополя, у нас лечились раненые военные, которые сразу, как только становились на ноги, вновь спешили встать в строй, – продолжает рассказ Таисия Ильинична о своей работе в военные годы.

Фронтовой  путь ее закончился поздней осенью 1944 –все пережитое не прошло даром, подвело здоровье.

– У меня был сильнейший стресс, меня лечили в сан.роте, но ничего не помогало. После чего меня по состоянию здоровья демобилизовали. После того, как я приехала в Барнаул еще лечилась долго  и, слава Богу, болезнь отступила. С демобилизацией моя военная жизнь закончилась. Победу я встретила уже дома, в Барнауле», – делится фронтовичка.

Таисия Шевченко – не единственный человек в семье, который пошел на фронт:

– Мой брат, Миша, когда началась война, также, как и я, ушел воевать. От него пришло единственное письмо в начале осени, тогда он еще был живой. Он написал: «это был последний бой», и  после этого связь с ним прервалась. Родные не получили от него ни единого письма, ни похоронки…. Он воевал на Тульском направлении. По окончанию войны к нам пришел его товарищ, Валентин, и рассказал, что весь их состав попал в окружение. Их взяли в плен. Мы по сей день не знаем, что случилось с Мишей: погиб он от рук врага или его взяли в плен. В 50-х годах пришло письмо, в котором его отнесли к категории «без вести пропавших». Я сама, помнится, в военные годы, писала письма домой. Складывала листик и отправляла. Письма эти доходили, правда, долго, ждать приходилось месяцами, но, главное, доходили. Отца у меня тоже взяли на фронт. Правда, он был инвалидом – больное сердце, был на пенсии, но его взяли в НКВД, охранять заключенных. Дома осталась мама одна с тремя детьми. В 48-м году мы, по желанию матери, переехали сюда, на свою Родину, в поселок Талица, Жанасемейский район.

Все послевоенные годы наша героиня трудилась в разных сферах народного хозяйства: работала на телеграфе, в общественном питании. На заслуженный отдых ее торжественно проводил коллектив городской автобазы № 5.

Ветеран Великой Отечественной  войны Таисия  Ильинична Шевченко  воспитала троих детей. Сейчас ее пожилые годы окружены  заботой и вниманием шестерых внуков и  восьми правнуков.  Она до сих пор бодра и энергична, несмотря на очень солидный возраст – 96 лет, и считает, что нынешнему поколению молодежи предстоит вершить большие и важные для государства дела и потому напутствует их так:

Нужно учиться. Всем. И еще: каждый молодой человек должен отслужить в армии, чтобы знать свое дело. Чтобы, в случае, если нападет на Родину какой-нибудь враг их не застигли врасплох, и они были бы готовы.

Мы поздравляем нашу героиню и всех ветеранов войны, тружеников тыла, с приближающимся праздником Великой Победы!

 

Наргиза Омарканова

 619 всего,  3 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *