SEMEYAINASY.MEDIA
– От поставок полезных ископаемых из ЦА зависит работа китайской и европейской* промышленностей.
– Сформированный в ЦА специфический таможенный режим создает одну из крупнейших мире зон серого импорта.
– ЦА формирует крупнейший миграционный коридор, сравнимый с человеческими потоками в США, Саудовскую Аравию, Западную Европу.
* Сейчас, в связи с военными действиями в Украине, значимость региона для ЕС возросла еще больше.
Страны Центральной Азии являются основными поставщиками трудовых мигрантов в России. В основном туда едут из Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана. Причинами для трудовой миграции эксперты называют высокий уровень безработицы и низкий уровень заработной платы.
О количестве трудовых мигрантов статистические комитеты и институты России и стран выезда дают разную информацию.
Как отмечают эксперты, разница может объясняться подсчетом одних и тех же людей по нескольку раз – они могут въезжать и выезжать в течение года.
Несмотря на то, что Узбекистан не вступил в ЕАЭС, РФ и Узбекистан заключают взаимные соглашения «о порядке пребывания», увеличивающее срок пребывания без регистрации до 15 дней (обычный срок – 7 дней).
По данным российской службы статистики, с целью трудоустройства в 2021 году в РФ приехало 9 530 934 человек, из них 84%– из стран Центральной Азии. Больше всего трудовых мигрантов приехало из Узбекистана – 4 519 618, Таджикистана – 2 439 198 человек и Кыргызстана – 884 133. Из Казахстана въехало 163 938 человек.
По данным Всемирного банка за 2021 год (доклад «Миграция и развитие»), Кыргызстан и Таджикистан входят в пятерку стран с наибольшей долей денежных переводов от мигрантов в страну.
Доля переводов из России по данным Всемирного банка – 58%, по данным Центрального банка России – 61,4%.
Больше всего денежных переводов на одного человека приходится в Кыргызстане – 416 долларов и в Таджикистане – 299 долларов.
Узбекистан, несмотря на высокие показатели по трудовой миграции и денежным переводам от них, не входит в когорту стран, в которых доля денежных переводов составляет значительную долю от ВВП. Происходит это из-за значительной разницы в размерах ВВП. Если в Кыргызстане и Таджикистане ВВП (2021) находится на уровне 8,5 и 8,7 млрд долларов соответственно, то в Узбекистане ВВП составляет 69,2 млрд долларов.
Высокие показатели говорят о зависимости от страны-реципиента. В случае миграционного взаимодействия Центральной Азии – России при охлаждении отношений у России (которой, впрочем, и самой нужна рабочая сила в виде трудовых мигрантов) возникают дополнительные рычаги давления.
Мигранты, например, в Кыргызстане, зарабатывают настолько много в сравнении с годовым бюджетом страны (к слову, годовой бюджет Кыргызстана меньше объема денежных переводов), что государство видит в мигрантах дополнительный источник инвестиций.
Время от времени возвращающиеся трудовые мигранты строят дома беднякам и мосты. Деньги мигрантов в 2019 году так же начали работать на развитие инфраструктуры страны – правительство попросило трудовых мигрантов переводить деньги в специально созданные фонды развития. В один из таких фондов было привлечено около миллиона долларов. На эти деньги было построено пять детских садов, шесть спортзалов и положено четыре километра асфальта.