Семей.29.11.”Semey Ainasy” – В Семее на заседании областного общественного совета обсудили проблемы качества питания в социальных учреждениях. Поводом стали сразу два недавних резонансных случая: один – в школьной столовой, другой – в стационаре городской больницы.
Если кто забыл – коротко об изысках с неожиданными ингредиентами
В октябре родители учеников школы №52 в поселке Водный сообщили, что в одном из блюд школьной столовой обнаружен кусочек шерсти. По их словам, это могла быть мышь.
«Учпучмак из школы #52. Ужас. Мой ребенок это ел. Посмотрела по фотографии, внутри красный фарш, шерсть, похожая на шерсть мыши. Ужас. Нужно вызывать СЭС», – рассказала тогда одна из родителей.
Руководство школы тогда подтвердило наличие инородного предмета, но с предположением о «мышиной» природе не согласилось. Инцидент был заактирован, поставщик временно отстранён. Школьная администрация тогда обещала провести проверку и пригласить родителей на процесс заготовки продуктов, чтобы они могли лично убедиться в соблюдении санитарных требований.
Другой случай произошел в одной из больниц Семея, где пациентки обнаружили червя в супе. По словам женщины, находившейся там вместе с ребёнком, червя заметила соседка по палате и сняла на видео. Медперсонал, по утверждению пациентки, просил не распространять ролик, однако уже в начале октября информация попала в общественные структуры. Автор видео обратилась в городской общественный совет с просьбой проверить качество питания в больнице. Общественники пообещали взять ситуацию под контроль и направить запросы в компетентные органы.
“Как червяк смог сохранить такие формы..”?
Оба этих случая общественники и подняли на очередном заседании с участием руководителей компетентных ведомств, пытаясь также выяснить, насколько системной является эта проблема и почему санитарный контроль дает сбои. Первым на обсуждение был вынесен случай с “червивым” супом. Руководитель областного управления здравоохранения Талгат Молдабеков заявил, что появление червяка в свежесваренном блюде маловероятно, и, скорее всего, он был подброшен уже после – как попытка раскачать ситуацию.
«У нас тогда возникло множество вопросов как в только что приготовленном супе может оказаться что-то похожее на червяка, свежий червяк? Как? Когда даже мясо разваривается в сорпе, как может червяк сохранить такие формы…? Наверно это было подкинуто специально, чтобы дальше раскачать тему какую-то. Ну, поэтапно в самой больнице проведено расследование, есть протокол заседания, выводы, решение комиссии, объяснительные всех, кто в этой цепочке участвует… Все написали объяснительную. Никто не видел, никто специально не подбрасывал. Не соответствует действительности», – говорит Молдабеков.
Кроме того, с сожалением он констатировал “суровую правду современности”: сегодня истина на стороне того, кто первым успел снять и выложить видео.
«Мы с мониторинговой группой зашли в систему обеспечения питания, мы подключили сотрудника комитета санитарно-эпидемиологического контроля. Все соблюдается, посуда, санитарные книжки… К сожалению обидно, что в настоящее время такой тренд, что прав тот, кто первый снимет на видео и покажет. Такие моменты есть. Мы не говорим, что у нас все гладко. Работаем», – сказал глава управления.
“Фото не из нашего стационара”
Чтобы разъяснить, как на самом деле контролируется качество пищи, врач-эпидемиолог областного центра фтизиопульмонологии пояснила, что пищеблоки в больнице собственные, сотрудники проходят медосмотры дважды в год, а она лично ежедневно проводит бракераж – дегустацию каждого блюда.
«У нас имеются два собственных пищеблока – это не аутсорсинг, у нас не работают чужие люди. Это наши сотрудники, которые своевременно проходят все проверки, проходят медицинский осмотр согласно графика два раза в год. У всех санитарные книжки имеются. Я как врач эпидемиолог веду контроль, в том числе, и контроль над пищеблоком. То есть, качество приготовления пищи, начиная от поступления сырья, и заканчивая уже готовыми блюдами. Я сама лично провожу брокераж – это процедура, которая проводится после приготовления пищи. … То есть, готовое блюдо берется непосредственно из кастрюли, разливается в тарелки, проводится дегустация на соответствие их качества. То есть, соответствует ли внешне блюдо описанию супа, который указан в меню. И вкусовые качества. Есть ли посторонние запахи, достаточно ли соли. Все это отмечается в журнале и процедура делается ежедневно. В августе мы получили санитарно-эпидемиологическое заключение, разрешение на оба пищеблока. Они только недавно были обследованы службой санэпидконтроля и мы получили разрешение», – рассказала представитель учреждения.
Она также заявила, что фотография, возможно, сделана в другом учреждении.
«Фотография действительно не соответствует действительности. Эта фотография была сделана не в нашем стационаре», – сказала она.
Тем не менее, общественники возразили, отметив, что лично говорили с автором видео и кроме того, современные смартфоны могут предоставить информацию где именно была сделана та или иная фотография. Вместе с тем, общественники отметили, что заключение управления здравоохранения о том, что червь был подкинут, не исключает других факторов, например недостаточной промывки крупы.
Представитель управления образования также пояснила особенности технологического приготовления круп, особенно пшенной и рисовой. Она отметила, что крупа при сборе термической обработки не проходит и тарится в мешки. При приготовлении супа или каши продукт должен отстояться 20-30 минут на пару с закрытой крышкой, чтобы при обнаружении специфических личинок они всплыли на поверхность – это и называется «живая каша», которую затем необходимо утилизировать. Она подчеркнула, что у нас технология приготовления часто не соблюдается и нарушение этого процесса связано с низким контролем со стороны СЭС.
Также, по словам общественников, вид супа сам по себе вызывает вопросы, даже без учёта содержания в нем инородных предметов.
«Даже если не говорить о червяке, там сам вид супа, честно сказать, не похож на нормально приготовленный суп. Он не вызывает не то, что желание есть, он вызывает желание сразу его выплюнуть. Раньше наши больницы славились хорошими супами и кашами, нормальными котлетами. Пожалуйста обратите внимание на качество пищи. Тем более, что это детская инфекционка», – отметила общественница Фарида Рахматуллина.
Не единичные случаи…
Общественник Ерлан Кенесбаев также напомнил, что похожая ситуация произошла год назад в областной больнице.
«К великому сожалению, такая ситуация была в прошлом году в областной больнице. К нам с жалобой и с такими же фотографиями обратился мужчина, чья дочь лежала в этой больнице. Именно по червякам тоже был такой же случай. Я отправил эти снимки сразу главному врачу, чтобы он разобрался. Они признали этот случай. Сейчас вы нам говорите, что все под контролем, но, извините, контроль слабый. Если бы был нормальный контроль, мы бы, наверное, это все сейчас здесь не разбирали», – заявил Кенесбаев.
Представитель здравоохранения признал, что прошлогодний инцидент действительно произошел, но подчеркнул, что тот стационар находится в юридическом подчинении университета, хотя обслуживает жителей области.
Как происходит закуп и кто за него отвечает?
Вместе с тем, общественники поинтересовались, как происходит закупка продуктов. Глава управления здравоохранения сообщил, что почти 90% организаций сами закупают продукты через тендер и систему госзакупок, при этом руководители клиник контролируют процесс и несут персональную ответственность. На вопрос, не могла ли быть закуплена крупа, которая лежала на складе полгода, он ответил, что такое возможно. Когда общественники уточнили, контролируется ли этот момент, представитель здравоохранения затруднился дать однозначный ответ.
«Затрудняюсь ответить на этот вопрос», – сказал Молдабеков.
Кто понес наказание за «мышиный учпучмак»?
На заседании обсудили также инцидент в школьной столовой, где был обнаружен кусочек “мышиной шерсти”. Представитель управления образования пояснила, что после резонансного случая специальная комиссия посетила школу совместно с СЭС.
При этом представитель образования отметила, что существуют проблемы с контролем технологии приготовления пищи.
«Все продукты должны иметь сертификаты и заключения СЭС, но основной контроль лежит на школах, так как они заключают прямые договоры с поставщиками. Школьные бракеражные комиссии следят за работой поставщика, а МЭК контролирует их деятельность. При отсутствии ежегодного плана проверок участились случаи нарушения технологии приготовления, особенно до открытия аккредитованной лаборатории ө раньше проверку приходилось организовывать в соседних областях, что осложняло процесс. Сейчас все школы прошли производственный контроль», – пояснила представитель управления.
Относительно инцидента в школе № 52, на заседании сообщили, что арендатор пищеблока был отстранен на полторы недели, сотрудники СЭС провели проверку и взяли смывы, а после… арендатор вернулся к работе, но уже с разрешением СЭС.
«СЭС наказало со своей стороны арендатора. Мы со своей стороны привлекли к дисциплинарной ответственности», – сообщили общественникам.
Представитель образования также добавила, что через дорогу от школы на тот период находился социальный бутик, в меню которого были жареные пирожки, куда дети убегали, что также осложняло контроль за питанием, а письма и звонки в СЭС по этому поводу ответа не получили.
Общественники требуют усилить мониторинг
Участники заседания попросили включить членов общественного совета в состав комиссии по мониторингу питания в больницах и школах, чтобы обеспечить дополнительный, независимый контроль. Поскольку, по их мнению, при текущем уровне проверок невозможно гарантировать безопасность и качество питания, особенно учитывая, что в городе подобные случаи, к сожалению, уже не редкость…
Наргиза Омарканова
117 всего, 117