Семей. 23.08. “Semeyainasy” – Водители станции скорой помощи Семея возмущены условиями труда и несоответствующей им низкой заработной платой. По словам водителей, в настоящее время станция скорой помощи не работает в полную силу из-за накопившихся за эти годы нерешенных проблем. На очередном заседании городского общественного совета водители станции в очередной раз подняли насущные проблемы коллектива и выступили с просьбой провести независимую проверку.
Что случилось, и почему проблема скорой – это проблема всего города?
Сотрудники станции скорой помощи Семея заявляют о текучке кадров. По их словам, за последние три месяца, заявления по собственному желанию написали множество опытных сотрудников со стажем в 20-25 лет. В прошлом месяце уволились уже 12 сотрудников, и текучка продолжается по сей день. На место уволившихся сотрудников, станция принимает новых «зеленых» сотрудников с минимальным опытом работы, что напрямую влияет на качество обслуживания населения. Увольняются люди по причине маленькой зарплаты и вредных условий труда, доплаты за которые практически нет. Нет у водителей, можно сказать, и выходных. Выдержать такой график работы нереально, в результате страдает и население, и сам медперсонал.
«На вызов вместо педиатра едет фельдшер»
Из-за текучки кадров, сегодня на станции образовался дефицит специалистов. Многие врачи, по словам работников скорой, уже уволились, а заменяют их на вызовах фельдшера. К примеру, вместо педиатра на вызов к больному ребенку едет фельдшер, который по закону не может осматривать и назначать лечение.
«Врачей не хватает. Сейчас вместо педиатра в машину садят фельдшера и вперед. А в законе ведь написано, что к детям должен приезжать специалист, врач. Фельдшер же не может лечить, осматривать и ставить диагнозы. А у нас педиатров не хватает. Тех специалистов, что есть, даже в выходные вызывают на работу, потому что других нет. Водителей машин также не хватает. Машины мы чиним сами. Как сказал механик, не хватает 42 водителя для полноценной работы скорой. Раньше было как? Если машина сутки простояла в ремонте – это уже считалось большим ЧП! А сейчас месяцами стоят машины, которые на ходу, просто без дела и это в порядке дел», – говорит один из водителей.
Машины есть, но стоят без дела
По словам водителей, в настоящее время в городе работают лишь около 25 машин из заявленных в документах 50-ти. То есть, скорая не работает в полную мощность. Не так давно скорая получила пять новых машин, однако количество их на линии не прибавилось.
«Машин не хватает. Недавно скорой выдали 5 машин. Главврач их выпустил, а другие, прежние рабочие, с линии убрал. Получается, количество машин в целом вообще не изменилось. А между тем столько машин на ходу просто простаивают без дела месяцами. Хотя в документах везде указано, что работают все 50 машин. Но ведь это не так. Одних главврач ставит работать в одно время, других в другое. После полуночи остается только пять машин на весь город, а какая это нагрузка на персонал! Скорая и на 50% не работает», – возмущаются водители.
Смерти на рабочем месте. Сотрудники не выдерживают бешенный график
После полуночи водители, по их словам, продолжают работать на автопилоте «как зомби», что влечет опасность не только для самого водителя, но и для всего персонала в салоне машины и для населения в целом, ведь уставший водитель – прямая угроза ДТП. Не выдерживают бешеный график работы и сами врачи. По словам работников станции, было уже несколько случаев, когда сотрудники скорой от перезагрузки умирали прямо на рабочем месте.
«Два человека уже умерло от инфаркта. Один прямо в половине первого ночи скончался во время работы. Второй пришел домой с работы и умер. Сейчас пятый человек получил инфаркт. Были случаи, когда прямо из машин водители выходили и падали, разбивали себе лица. А все это потом списывается на производственную травму. И смерти на рабочем месте тоже скрывают, пишут, что, якобы, человек у себя дома умер. Работников не хватает, имеющиеся такой график просто не вывозят, калечат свое здоровье», – говорят водители.
«Нагрузки больше, зарплата та же»
Еще одна проблема водителей скорой – низкая заработная плата. Ее, к слову, им подняли за счет выделенного республиканского бюджета с июля. Теперь они получают от 135 до 175 тыс.тенге. Прибавка, конечно, небольшая, но для них уже это – победа, ведь зарплаты водители с двадцатилетним и более стажем, грубо говоря, не видели за всю свою карьеру еще ни разу.
«Я с 1998 года работаю водителем скорой помощи. Сначала был водителем линейной бригады, потом в 2004 году стал водителем первой бюджетной машины и водителем реанимации. Тогда зарплата была 90-100 тысяч. Сейчас прошло 20 лет, у меня зарплата упала до 90 тысяч, то есть, ничего не изменилось. Ковидные нам выплатили за один месяц только, мы обратились в органы, но нам сказали, что мы можем забыть об этих деньгах. Врачи и фельдшера после освещения ситуации в СМИ, получили свои деньги, а водителей пропустили. Никаких доплат и прибавок к зарплате до сих пор нет, только нагрузки стало больше. Сейчас республиканский бюджет выделил финансирование и зарплату нам, наконец-то, немного подняли до 135 тыс тенге с июля месяца, уже хорошо», – говорит один из водителей Алик Агадулин.
«Водители города»
По словам водителей скорой, по документам их должность звучит довольно странно – «водитель города». Что это означает сотрудники не могут объяснить и сами. Более того, трудовых договоров у них все еще нет.
«Сколько мы обращались к руководителю, чтобы он с нами заключил новый договор по новой программе с учетом условий работы, до сих пор с нами его не заключили. Водители все возрастные, ночью бригад не хватает, мы не отдыхаем практически сутками. Вызовов много, так как бригад не хватает, нагрузка большая. А договор с нами не подписывают», – говорят водители.
Что говорит руководство?
Как пояснили представители общественного совета на встрече с сотрудниками скорой, руководитель станции Владимир Ли (который на встрече не присутствовал), сообщил ранее членам совета о том, что скорая Семея в ближайшее время получил 130 млн тенге из бюджета. Вся эта сумма, по словам руководства, уже распределена на нужды станции, в том числе был объявлен тендер на зимнюю спецодежду для персонала, на отсутствие которой ранее жаловались сотрудники скорой. Однако бюджета на то, чтобы выпустить на линию больше машин и повысить заработную плату персоналу, по информации руководства станции, не хватает. Проблему можно будет решить лишь в сентябре. Тогда будет объявлено о возможном повышении тарифа по плотности населения, то есть, коэффициента, который используется для корректировки итоговой суммы тарифа, подлежащей выплате организациям здравоохранения. В настоящее время сумма коэффициента на нашу область составляет 1%. Если же тариф будет пересмотрен и коэффициент будет утвержден в размере 1,5 или 1,7%, финансовых проблем у станции станет значительно меньше.
«Мы думаем, что с 1 сентября коэффициент будет повышен. Мы уже убедили в необходимости его увеличить Фонд медицинского страхования и минздрав. Теперь дело за министерством финансов. Должен быть обязательно пересмотрен тариф. Когда его утвердят, мы сможем сказать точно сколько будут получать сотрудники скорой и сколько бригад будут работать. ФОМС в целом не против, деньги у них есть, они готовы перечислить необходимую сумму хоть сегодня, они лишь ждут утверждения коэффициента, потому что без этого они не могут перечислять деньги по закону. Еще один вариант для частичного решения проблемы с финансированием – обращение к акиму области Абай Нурлану Уранхаеву, чтобы получить поддержку из местного бюджета», – сообщили члены общественного совета.
Водители требуют независимую проверку
Водители скорой, которые долгие годы бьются с несправедливостью, обращаясь в различные инстанции и видя тщетность своих попыток исправить ситуацию, просят общественный совет провести независимую проверку деятельности руководства. При этом они особо отмечают слово «независимая», ведь до этого проверки, проведенные в стенах станции, они считают фиктивными. Решение проблемы сотрудники видят в смене руководства и проведении честной, независимой проверки руководства.
«Говорят, не хватает финансирования. Но если сегодня у нас 25 стоят без дела, а по документами работают все 50, выходит, бюджет выделяется на все 50 машин. Где эти средства? Один человек создал столько проблем. Мы уже писали во все инстанции. Но главное, когда у него запрашивают документы, у него все подготовлено, все ровненько. На каждый вопрос у него готовые ответы, а проблем много. Надо с другой стороны смотреть, проверять», – говорят сотрудники станции.
Общественный совет предлагает помощь
Общественный совет вызвался провести проверку работы станции с привлечением независимого специалиста. Также члены совета намерены встретиться с главврачом станции Владимиром Ли и уточнить, будут ли в ближайшее время выделены еще дополнительные средства и как, в случае чего, они будут распределяться. Общественники также намерены получить гарантию того, что на линию выйдут еще хотя бы четыре бригады скорых дополнительно.
Что касается смены руководства, сейчас, по мнению членов совета, этого делать не стоит.
«Если сейчас произойдет смена руководства, решение проблем затянется еще дольше. Ведь, когда придет новый руководитель, он долгое время еще будет вникать в процесс. Нынешний руководитель уже в курсе всех имеющихся проблем и куда нужно обращаться за решением отдельных проблем. Сейчас нам нужно провести хорошую проверку. Хорошо, что те 130 млн тенге еще не упали на счет станции, нужно, чтобы они поступили уже после проведенной проверки. Нужно вытащить все «хвосты», определиться со всеми недочетами и потом, если будут выявлены конкретные факты, будет основание для смены руководства», – говорят общественники.
В ближайшее время общественный совет также организует встречу водителей скорой с представителями комиссии, чтобы сотрудники станции могли указать все недочеты для справедливой и независимой проверки организации.
Наргиза Омарканова
2,000 всего, 6