Семей.15.12.”Semeyainasy” – Информационное агентство “Semeyainasy” – продолжает публикацию цикла  воспоминаний Любови  Бараховской ” В поисках утраченного времени…”

Если, по словам немецкого философа Фридриха Вильгельма Шеллинга, « архитектура – это застывшая музыка», то у нас в Семипалатинске сейчас звучат  лишь отдельные аккорды, а то и вовсе одиночные ноты, чудом уцелевшие от созданной некогда прекрасной сонаты.  Я убедилась в этом в очередной раз, решив продолжить свою прогулку по улице Байсеитова (Белинского – Дальней), начатую от здания бывшей синагоги (Байсеитова,№51). Цель этой прогулки – определить «на местности», что уцелело от «еврейской улицы», вернее квартала, расположенного в окрестностях синагоги. Квартала,  в котором некогда  раздавалась мелодия «Хава нагила» и витал аромат фаршированной рыбы и сдобной халы. А компанию мне составил краевед и фотограф Николай Алексеевич Мовчан, благодаря которому я имею возможность проиллюстрировать свои опусы профессиональными снимками дореволюционных зданий Семипалатинска.

Значительная часть улицы, к сожалению, подверглась сносу. Исчез дом семьи Мостинского Р. З., последнего раввина Семипалатинска, который располагался за зданием бывшего Дома книги, ныне «Эльдорадо». Там, где сейчас находятся газгольдер, гаражи, ограда Дома ребенка. Нет больше 2-этажного старинного особняка, в котором  размещалось экскурсионное бюро, организованное в 1968 году, к 250-летию Семипалатинска. Именно туда я, будучи студенткой 1 курса филологического факультета пединститута, пришла, чтобы заказать экскурсию по городу для своей группы. Самую первую в моей жизни экскурсию по историческим местам Семипалатинска я услышала в блестящем исполнении Степана Андреевича Завьялова, светлая ему память.

Где-то здесь, на бывшей улице Дальней,№36 находился первый семипалатинский адрес писательницы Галины Иосифовны Серебряковой. Здесь  остановилась она в домике кучера, который привез ее с поезда с мамой и дочерью Ланой  и приютил у себя, пока они не обзавелись собственным жильем.

… Тянутся один за другим кварталы улицы Байсеитова. Расположенные на ней дома, несомненно, старой постройки, но замаскировавшиеся, вернее, замаскированные их хозяевами под современность. У меня это вызывает грустные ассоциации с пожилыми людьми, которые вместо того, чтобы с достоинством нести бремя возраста, начинают гримировать морщины, закрашивать седину, наносить румянец на щеки… Но, наконец, наше терпение вознаграждается – мы обнаруживаем дореволюционный особняк. Хотя серая штукатурка скрывает бревенчатые стены верхнего этажа и каменные – нижнего,  но наш наметанный взгляд не обманешь.

Знакомимся с хозяином. Мурат с помощником занимается ремонтом. С его разрешения заходим во двор, осматриваемся.  Крепкие, основательные двери, прочные балки, поддерживающие небольшую галерею второго этажа.

Сохранилась и «родная» лестница с перилами, отполированными сотнями рук за более,  чем вековую (уверена!) жизнь этого особняка. Балясины, отделяющие лестницу от галереи простенькие, но крепкие, прочно вставленные в пазы. Их легко можно отличить от хлипких реек, наскоро прибитых в советское время на место утраченных.

Старинный буфет, примерно ровесник дома, сработанный так же добросовестно, как и сам особняк. Прежде в таких буфетах хранилась ценная, красивая посуда. Несмотря на солидный возраст, он не рассохся, не покорежился, хотя немало претерпел на своем веку температурных колебаний. Стоял и в теплой комнате, где его тайком открывали детские ручки в поисках лакомств. Затем его, непонятно, за какую провинность выставили в холодный пыльный чулан, однако он нисколько не утратил своей импозантности. Привести его в порядок – и он как прежде станет украшением любой квартиры.

На другом конце этого квартала, на углу ул. Гагарина – Герцена нас ждала еще одна находка. Там возвышается аналогичный дом, почти зеркальное отражение предыдущего. Тоже 2-этажный, низ каменный, верх деревянный. Сохранились остатки кирпичной ограды.

Хотя и практически центр города, но место довольно укромное – травой зарос не только двор, но и часть улицы, прилегающей к нему. Ну чем не «Московский дворик» Василия Поленова! Не хватает только беззаботных детей в белых рубашонках, играющих на прогретой летним солнцем земле, стайки гуляющих кур, телеги с впряженной в нее лошадью да женщины с ведром. И получилась бы абсолютная иллюзия патриархального уголка 19 века.

Некоторую информацию из  истории этого дома мне сообщила Альфия, ныне проживающая в нем. Она застала еще внучку бывшей хозяйки особняка, купчихи Семеновой. Галина Яновна, тоже Семенова, утверждала, что дом построен в 1897 году. Известна династия купцов 3-ей гильдии Семеновых, жившая когда-то в нашем городе. Родоначальником этой династии является семипалатинский мещанин Иван Григорьевич Семенов, служивший в 1814-15 гг. приказчиком у купца Самсонова. В январе 1824 года ему был выделен участок земли под строительство водяной мельницы. Его старший сын Михаил получил разрешение в 1841 г. построить кожзавод в районе этой мельницы. Семьи и у Ивана Григорьевича, и у Михаила Ивановича были многодетными, причем рождались в основном сыновья. Поэтому не удивительно, что фамилия «Семеновы» сохранилась.

А вот так выглядит этот дом с угла Гагарина (бывшей Омской) и Герцена(прежде Тюремной-Исправительной):

Кстати, улица Герцена как бы замыкает «еврейский квартал»  Именно  на улице Герцена, к  которой   подобрались-таки наши неутомимые «переименовыватели», в доме №54  жили бабушка и дедушка члена еврейской общины Батуриной Виктории Михайловны, в девичестве Рутц. Её дедушка, Гиршман Залман Ицкович (по советским документам – Соломон Исаевич) был, согласно записи в трудовой книжке, «специалистом по черным и цветным металлам». Он работал в «Казсельхозтехнике», начальником отдела снабжения на чулочной фабрике. Бабушка, Ханна Израилевна (по советским документам – Анна Исаевна), урожденная Пильгер, вела домашнее хозяйство, занималась воспитанием детей и внуков.

                                   

г.Томск 3го декабря1917года                                              01.05.1943г.

Анна Исаевна и Соломон Исаевич Гиршманы              Гиршманы Соломон Исаевич, Анна Исаевна,

в день свадьбы                                                                          Лидия Соломоновна

Здесь же, на улице Герцена угол Дулатова, в 2-этажном  здании дореволюционной постройки, на месте которого сейчас находится магазин «Хрусталь»,  жила семья Розы Львовны Ливит.

 

(Продолжение следует)

Любовь Бароховская

Фото: Николай Мовчан

 965 всего,  3 

от Redaktor

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *