Семей.23.05.25.”Semeyainasy” – В детстве Мария Муха мечтала стать патологоанатомом или криминалистом, однако теперь она инженер-методист центральной лаборатории крупного горнодобывающего предприятия. Определяет содержание золота, серебра, мышьяка и других элементов в руде. Особенно любит нестандартные задачи и неожиданные эксперименты. И, как и мечтала, работает с доказательствами – только в руде.
Давайте ставить опыты!
Интерес к науке у Маши появился ещё в школе. Любимыми предметами были химия и биология.
«Всё началось с простого любопытства к пробиркам и реакциям: жутко интересно было, что получится при смешивании веществ, — вспоминает Мария Муха. — В детстве я всерьез хотела стать патологоанатомом или криминалистом. Работа в морге не пугала, наоборот, казалась интересной. Но родители были против, и я поступила на факультет экологии. Это близкое к химии и биологии направление».
Во время учебы Мария проводила множество анализов: определяла содержание тяжелых металлов в воде, опаде листвы, продуктах питания. Анализируя состав молочных товаров, она с удивлением сделала вывод: у местных производителей качество продуктов лучше, чем у импортных. Химический анализ наглядно показал разницу составов. Теперь Мария в магазинах всегда отдает предпочтение молоку и кефиру, произведенному в Восточном Казахстане.
Практику студентка проходила в Курчатовском институте, изучая последствия ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
«Для нас отлавливали тушканчиков, и мы потом по биоматериалу проверяли, как меняется содержание радионуклидов в разных поколениях. Это был уникальный опыт — настоящая научная работа», – университетский курс Маша вспоминает с блеском в глазах.
Все дело – в реакции
После университета Мария пошла работать в химическую лабораторию горно-добывающей компании. Четыре года назад перешла на Бакырчикское горнодобывающее предприятие (БГП). Начинала лаборантом пятого разряда, занималась анализом золота и серебра на атомно-абсорбционном спектрометре. Сегодня она – инженер-методист центральной лаборатории.
«Моя работа – это минимум рутины и максимум нестандартных задач, – подчеркивает Мария. – Например, недавно фабрика попросила в качестве эксперимента определить содержание мышьяка в пульпе. Мы каждый час брали образцы пены со сгустителей и проводили анализы по мышьяку, сере, углероду. Обычно работаем с твердыми пробами, а здесь все было в жидкой фазе. Такой опыт — первый в моей практике. Очень интересно!».
Девушка уверена: работа химика не может быть однотипной. Даже при стандартных реакциях все может пойти непредсказуемо: «Пробы бывают разные. Если, например, много карбонатов — материал буквально «вскипает». А при большом содержании меди раствор становится ярко-зеленым. В нашей руде это редкость, но встречается. Все эти особенности делают работу по-настоящему увлекательной».
На БГП Мария освоила новые методы анализов: рентгено-флуоресцентный, пробирный, атомно-абсорбционный, инфрокрасную спектроскопию (сжигание пробы в кислороде для определения содержания серы и углерода). Каждый метод — как отдельный мир. Девушка постоянно узнает что-то новое.
Химия в быту
Знания помогают Марии и в повседневной жизни.
«Как-то знакомые автовладельцы спросили, в какой пропорции смешать кислоту с дистиллированной водой для аккумулятора. Я подсчитала — и всё сработало! Машина поехала как новенькая», — улыбается она.
Дома Мария с удовольствием помогает сыну с уроками — особенно с химией или биологией.
«После моих объяснений у него всё раскладывается по полочкам. А еще, когда я приезжаю с вахты домой, он часто предлагает: «Мам, а давай смешаем вот это с этим? Посмотрим, что получится». Ну что тут скажешь? Я же химик уже 14 лет. Конечно, соглашаюсь. Иду проводить домашние опыты».
Для Марии химия — не просто работа, а способ познавать мир. И если можно совместить любимое дело, работу, будни и немного волшебства — почему бы не попробовать?..
Ирина КУЗНЕЦОВА
Фото Кирилла ЕФРЕМОВА
275 всего, 275